Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения
Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования:
осуществляют программу переподготовки, а также подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения.[11]
Ко́лледж — (англ. college, лат. collegium; традиционно устоявшееся - "классическое" - ударение: колле́дж.) — учебное заведение. Первые колледжи возникли в Великобритании в начале XIII века, в США они появились в XVII веке.
В некоторых странах (в Великобритании, США и др.) этим словом обобщенно называются разные формы после-школьного образования и существует три основных вида колледжей:
1.4.
Изучение эффективности
воспитательной работы
и воспитательной
системы в учреждениях
ПО
Итак, как было сказано выше, роль профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности.[2-с.2]
Условно можно выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны.
Критерии процесса включают:
Критерии результата включают:
Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних перед другими, т. е. придать им весовой коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся.
Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения ПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся и студентов в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.
Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.
Процесс
развития воспитательной системы становится
наиболее эффективным при условии,
что в идеологию системы
Нельзя
не учитывать, что большая роль в
организации изучения эффективности
воспитательного процесса и воспитательной
системы принадлежит
Она обеспечивает:
1.4.1.
Социальный портрет
учащегося системы
ПО
Первым условием в достижении проектируемого результата, является учет специфики контингента обучающихся в УПО.
За
десятилетие социокультурной
Сегодня необходимы глубокие измерения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса. Для системы ПО это имеет особое значение. Эта система обучает и воспитывает специфический контингент учащихся и студентов, многие из которых представляют социально неблагополучные слои населения.[15-с.19]
Социальный облик учащегося и студента системы ПО на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального образования Минобразования РБ, который провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося системы ПО».
Большинство опрошенных отрицают какое-либо участие в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых привела к тому, что сейчас примечательной характеристикой учащейся молодежи стала общественная пассивность. Характер использования свободного времени носит пассивно-развлекательную форму (более 2 ч в день смотрят телевизор ¾ учащихся, а 44% - более 3 ч. Это при том, что 40% учащихся еще и регулярно ходят на «тусовки»). Т.о., в основном все внеучебное время учащихся приходится на «тусовки» и телевизор.
Вряд
ли удастся, я считаю, решить проблему
«телемании» путем
Данные исследования также свидетельствуют о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%).
Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы ПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.
На основе приведенных выше данных можно сделать вывод, что необходимо вести борьбу за восстановление культуры в образовательных учреждениях. (Приложение №1)
Следует начать с наиболее распространенного и вполне устранимого порока: от культуры слова к культуре поведения - лучший путь освобождения молодежи от вредных привычек.[15-с.22]
В целом вопросы воспитания требуют новой, более активной трактовки в образовательной политике. Не отрицая воспитывающей роли самих преподавателей и мастеров производственного обучения, следует, тем не менее, определить структурные звенья, ответственные за воспитательную работу на всех уровнях системы образования. Возможно, начать следует с восстановления во всех учреждениях ПО должности заместителя директора по воспитательной работе.
1. 5. Техника планирования
воспитательной работы
Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]
Планирование
воспитательной работы -
это педагогическое моделирование деятельности
воспитателя, которое основано на целом
ряде обязательно реализуемых принципов
и задач.
1.5.1.
Принципы и задачи
планирование воспитательной
работы
Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [13-с.206]
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.
Объективную
картину достигнутого уровня деятельности
помогут получить следующие источники
информации: итоговые материалы диагностики
учебно-воспитательного
1.5.2.
Требования к планированию
воспитательной работы
При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. (Приложение №2)
Все
требования предполагают использование
в воспитательной работе широкого круга
факторов, формирующих личность студента.
Составляя годовой план, педагог
определяет, как будут привлечены
к учебно-воспитательному
1.6.
Воспитательная работа
как необходимое
условие становления
личности
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.
Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]
Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования