Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач артура.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая  школа, вечернее учреждение профессионального  образования:

     осуществляют  программу переподготовки, а также  подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения.[11]

     Ко́лледж — (англ. college, лат. collegium; традиционно устоявшееся - "классическое" - ударение: колле́дж.) — учебное заведение. Первые колледжи возникли в Великобритании в начале XIII века, в США они появились в XVII веке.

     В некоторых странах (в Великобритании, США и др.) этим словом обобщенно  называются разные формы после-школьного  образования и существует три  основных вида колледжей:

    • соответствующие уровню высшей школы (вуз или его составная часть);
    • занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями;
    • соответствующие уровню средней школы
 
 
 
 

     1.4. Изучение эффективности  воспитательной работы  и воспитательной  системы в учреждениях ПО 

     Итак, как было сказано выше, роль профессионального  учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно  как-то оценить, например,  система  баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности.[2-с.2]

     Условно можно выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны.

     Критерии  процесса включают:

  • объем и содержание воспитательной работы;
  • необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное распределение их по времени;
  • общественная активность.

     Критерии  результата включают:

  • качество педагогических условий;
  • нарушение дисциплины и устава учебных заведений;
  • свойства личности.

     Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних перед другими, т. е. придать им весовой коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся.

     Специфический способ организации воспитательного  процесса в учреждения ПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся.

     Воспитательная  система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся и студентов в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.

     Воспитательная  система - развивающееся явление. Она  создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.

     Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным при условии, что в идеологию системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и взаимной ответственности.[16-с.12]

     Нельзя  не учитывать, что большая роль в  организации изучения эффективности  воспитательного процесса и воспитательной системы принадлежит администрации  учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу.

     Она обеспечивает:

  • плановость изучения и состояния воспитательного процесса;
  • проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса;
  • проведение исследования в один и тот же временной период;
  • оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируюся основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;
  • контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

     1.4.1. Социальный портрет  учащегося системы  ПО 

     Первым  условием в достижении проектируемого результата, является учет специфики  контингента обучающихся в УПО.

     За  десятилетие социокультурной трансформации  РБ и ее переходом к модели рыночной экономики существенно изменился социальный облик учащихся и студентов системы профессионального образования, который необходимо учитывать при осуществлении воспитательной работы в учреждениях данного вида.

     Сегодня необходимы глубокие измерения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса. Для системы ПО это имеет особое значение. Эта система обучает и воспитывает специфический контингент учащихся и студентов, многие из которых представляют социально неблагополучные слои населения.[15-с.19]

     Социальный  облик учащегося и студента системы  ПО на сегодняшний момент оставляет  желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального образования Минобразования РБ, который провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося системы ПО».

     Большинство опрошенных отрицают какое-либо участие  в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых  привела к тому, что сейчас примечательной характеристикой учащейся молодежи стала общественная пассивность. Характер использования свободного времени носит пассивно-развлекательную форму (более 2 ч в день смотрят телевизор ¾ учащихся, а 44% - более 3 ч. Это при том, что 40% учащихся еще и регулярно ходят на «тусовки»). Т.о., в основном все внеучебное время учащихся приходится на «тусовки» и телевизор.

     Вряд  ли удастся, я считаю, решить проблему «телемании» путем восстановления когда-то существовавшего на телевидении  образовательного канала или предоставления просветительным программам определенного объема времени на телевидении. Непродуктивное противостояние систем образования и телевидения необходимо сменить стимулированием лучших воспитывающих программп. Возможно, часть средств, идущих сейчас в платное образование, следует переадресовать на поддержку СМИ, содействующих педагогическому сообществу. Телевидение должно быть, на мой взгляд, партнером системы образования.

     Данные  исследования также свидетельствуют  о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%).

     Исследования  показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы ПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.

     На  основе приведенных выше данных можно  сделать вывод, что необходимо вести  борьбу за восстановление культуры в  образовательных учреждениях. (Приложение №1)

       Следует начать с наиболее  распространенного и вполне устранимого порока: от культуры слова к культуре поведения - лучший путь освобождения молодежи от вредных привычек.[15-с.22]

     В целом вопросы воспитания требуют  новой, более активной трактовки  в образовательной политике. Не отрицая  воспитывающей роли самих преподавателей и мастеров производственного обучения, следует, тем не менее, определить структурные звенья, ответственные за воспитательную работу на всех уровнях системы образования. Возможно, начать следует с восстановления во всех учреждениях ПО должности заместителя директора по воспитательной работе.

 

      1. 5. Техника планирования  воспитательной работы 

     Говоря  о планировании воспитательной работы, следует  сразу отметить то, что  план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [5-с.10]

     Планирование  воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач. 

     1.5.1.  Принципы и задачи  планирование воспитательной  работы 

     Принципами  планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

     В плане воспитательной работы отражаются результаты  и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры  будущей  деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [13-с.206]

     На  основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

    1. Организация внеучебной деятельности учащихся;
    2. Стимулирование здорового образа жизни;
    3. Приобщение учащихся к культуре;
    4. Создание учебно-производственного коллектива;
    5. Воспитание культуры общения;
    6. Привлечение учащихся к планированию.

     Анализ  результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели   к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.

     Объективную картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники  информации: итоговые материалы диагностики  учебно-воспитательного процесса, показатели психологических    обследований    студентов,    их    родителей,    педагогов; результаты проверки документации, статистические данные. [13-с.208] 

     1.5.2. Требования к планированию  воспитательной работы 

     При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. (Приложение №2)

     Все требования предполагают использование  в воспитательной работе широкого круга  факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, педагог  определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, их родители, педагоги, а также будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности. [5-с.30] 

     1.6. Воспитательная работа  как необходимое  условие становления  личности 

     Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.

     Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. [5-с.11]

Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования