Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач артура.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     1) Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в РБ, выражающаяся в реструктуризации экономики и свертывания ряда производств, приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников училищ, лицеев. И как следствие на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия, проблемы трудоустройства.

     Это порождает такую тенденцию как  усиление защитной ориентированности  воспитательной деятельности в системе  начального профессионального образования, в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника.

     Формирование  у выпускника позиции активного  игрока на рынке труда является одной  из современных тенденций воспитания в системе профессионального  образования.

         2) Сохранение демографического неблагополучия, снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с молодежью и педагогических работников ПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений ПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в ПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности. [4-с.82]

          3) Следующая тенденция - это изменения в средствах воспитания деятельности. Новые средства воспитательной деятельности как Интернет и современные компьютерные технологии, видео- , аудио- продукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того же события. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.

     4) В качестве негативных тенденций современного этапа развития воспитательной деятельности в ПО является снижение роли самоуправления как одного из метода воспитательного процесса. В то же время участие студентов в общественных организациях является одним из факторов социализации молодежи, важнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.

     5)  Наблюдается тенденция несовпадения между готовностью студентов быть активными субъектами воспитательной деятельности и их удовлетворенностью  организацией в ПО. В настоящее время  ухудшается состояние как материально-технической базы, так и  социальной инфраструктуры города, региона для организации молодежного досуга.

     6) Резко уменьшилась доступность культурных центров, музеев, выставок, театров. Образовательные учреждения не имеют необходимых финансовых возможностей на организацию строительных, педагогических отрядов и т.д. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что имеет место тенденция сворачивания видов воспитательной деятельности, требующих значительных материальных вложений.

     Требует улучшения обеспечение периодической  печатью, подписными изданиями, информационными  и научно-методическими материалами  по организации и проведению воспитательной деятельности. В настоящее время этот вопрос тоже тормозится из-за нехватки материальных ресурсов.

     В целом можно отметить, что усиление внимания к воспитанию в системе  профессионального образования  потребует выработки более четкого  отношения и органов управления образованием, и самих педагогов-воспитателей к проявляющимся тенденциям.

     На  основе вышеизложенного я перейду  к практической части своей курсовой работы, в которой непосредственно  рассмотрю и проанализирую воспитательную работу учреждения ПО.

 

     

     2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

     Организация воспитательной работы в ПО «Минского  Городского Высшего  радиотехнического  колледжа»  

       В практической части своей  курсовой работы я решил рассмотреть  организацию воспитательной работы  на примере одного из учреждений профессионального образования. 

     2.1. Воспитательная система  колледжа 

     Воспитательная  система колледжа представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

     Цели  и задачи.

     Сегодня, я думаю, стало аксиомой то, что  основной целью воспитательной работы является развитие личности ребенка. Этого же правила, конечно, придерживается и колледж. Основными задачами воспитания в колледже являются:

    • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
    • духовности и культуры;
    • инициативности и самостоятельности;
    • толерантности;
    • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

     Поставленные  задачи направлены на то, чтобы в  колледже господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого  ребенка, чтобы каждый учащийся и студент испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только учителем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу учащихся и студентов, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном колледже успешно реализуются в группах.

     Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. По моему  мнению, это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое  группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.

     В профессиональном колледже методистами успешно применяются методы для становления и развития коллектива группы.

     Это, прежде всего:

  • включение группы в подготовку и реализацию общеколледжных дел, акций, событий. Все без исключения группы активно участвуют в течении учебного года во всех проводимых мероприятиях колледжа;
  • организация и проведение коллективно-творческих дел внутри группы. В колледже проводятся уроки вне расписания, обсуждаются различные вопросы, например, такие как формирование субкультуры в группе (обычаи, традиции, ритуалы).
  • организация и проведение классных часов. Проведение данной формы воспитательной работы, несомненно, обогащает сознание учащихся знаниями о природе, обществе, человеке; формирует у учащихся умения и навыки мыслительной и практической деятельности; содействует становлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
  • целенаправленная работа с родителями. На мой взгляд, сегодняшнее время требует сформировать конструктивный характер общения родителей с колледжем, колледжа с родителями. Что предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Колледж - лишь один из институтов воспитания, он не может решать все проблемы воспитанников, поэтому роль родителей непременно важна.

     Организация работы с родителями в колледже строится в соответствии со следующими целями:

    1. просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только с ознакомлением родителей об успеваемости, посещаемости и дисциплине. Темы подобраны грамотно и целенаправленно. Одни из них это - «Воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др.:
    2. консультативная - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения учебных навыков. Многие классные руководители проводят тестирования, анкетирования среди родителей; во всех группах используется такая форма работы как «телефон доверия», работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов;
    3. коммуникативная - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В лицее проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашения родителей для выступления перед учащимися группы о своей профессии; мини-сочинения о своих детях на собраниях, участия родителей в общелицейском родительском комитете и др. формы работы.

     Воспитательная работа лицея включает в себя различные виды деятельности. Это:

      • интеллектуальная;
      • познавательная;
      • трудовая;
      • художественная;
      • творческая;
      • физкультурно-оздоровительная.

     Я пришел к выводу, что реализация данной деятельности должна осуществляться при выполнении следующих условий: организация интересной внеурочной работы; использование в работе опыта родителей; развитие сотрудничества между учащимися, педагогами и родителями. 

     2.2. Приоритетные направления  воспитательной работы 

     Большое внимание в колледже уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Что, я считаю, очень важно, т.к. в нем объединены гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включение воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания.

     Не  последнее место в воспитательной работе колледжа отводится профилактике употребления психотропных средств, работе по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.

     Я думаю, что такие профилактические мероприятия необходимы и очень  важны, т.к. способствуют формированию у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ; раннему выявлению  и диагностики наркозависимости.

     Для более успешной работы методисты  изучают личность каждого учащегося  и выявляют причины неадекватного  поведения подростков.

     Формирование  здорового образа жизни - одно из наиболее важных направлений воспитательной работы. Разнообразны формы подачи занятий физической культурой в колледже: урок-соревнование, сюжетный урок, контрольный урок, уроки на открытом воздухе. В лицее создан физкультурный актив.

     Спортивно-массовая и оздоровительная  работа в колледже обширна.

     Данная  работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой жизнедеятельности детей.

     Одним из направлений воспитательной работы в колледже является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления детей педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.

     Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у учащихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

     Основными задачами самоуправления учащихся являются:

    • защита прав;
    • приобретение лицеистами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;
    • совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

     Самоуправление, на мой взгляд, безусловно, необходимо. Ведь оно способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни.

Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования