Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение
эффективности воспитательной работы
предполагает формирование культуры оценочной
деятельности учителей и развернутость
взаимооценочной деятельности воспитанников.
Вовлеченность воспитуемых в
самооценочную деятельность способствует
их выходу на самовоспитание, осознанное
принятие позиции саморазвития. Самовоспитание
— это самостоятельная и активная творческая
деятельность ученика. Задача
воспитательной работы - сформировать
положительную мотивацию, для включения
в эту деятельность. Педагогическое управление
воспитанием предполагает периодическое
ознакомление учащихся с научно-популярной
литературой по вопросам самовоспитания,
организацию самооценочной деятельности,
ознакомление учащихся с ее результатами,
помощь в выработке индивидуальных программ
самовоспитания. [3-с.3]
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая
учебно-воспитательного
процесса
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:
Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]
Стимулирование
связано с разрешением
Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.
Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.
Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.
В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию. (Приложение №3)
Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. [1-с.475]
В последнее время значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие, я считаю, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.
Таким
образом, самовоспитание должно пронизывать
весь учебно-воспитательный процесс
и внеучебную работу профессионального
лицея, где создается атмосфера
сотрудничества, взаимной требовательности
и самокритичного отношения к себе.
1.7.
Основные формы
и методы организации
воспитательного
процесса в учреждениях
ПО
Организация
воспитательного процесса в учреждениях
ПО осуществляется посредством разнообразных
форм и методов.
1.7.1.
Формы воспитательного
процесса
Форма воспитания - это:
В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. [1-с.427]
Выделяют три основных типа форм воспитательной работы:
Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:
В типе «путешествия» можно выделить также два класса:
Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. [14-с.22]
Проблема
форм воспитательного процесса является
исключительно актуальной, и заслуживает
самого пристального внимания со стороны
практиков.
1.7.2.
Методы воспитательной
работы
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:
2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. (Приложение №7)
Методам
воспитания сопутствует педагогическая
техника. Она включает в себя искусство
общения с воспитанниками, управление
их поведением, действиями и поступками,
посредством мимики и жестов, выразительной
речи, приемов театральной педагогики.
1.8. Специфические особенности
организации воспитательной
деятельности в учреждениях
ПО
К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:
1. Ориентированность на
2. Перевод процесса воспитания
в плоскость самовоспитания. Педагогические
коллективы работают над
3. Компенсация недостаточной
4.
Четвертое условие, отражающее
специфику воспитательной работы учреждений
начального профессионального образования
- профессионализм педагога. Субъектом
воспитательной деятельности в любой
педагогической системе является педагог
- носитель ценностных ориентаций, культуры.
В связи с этим в педагогической теории
постоянно уделяется большое внимание
разработке различных аспектов проблеме
подготовки будущего учителя. [2-с.2]
1.9.
Современные тенденции
воспитательной деятельности
в профессиональных
учебных заведениях
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной Беларуси, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. [ 5 ]
К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в РБ, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.
Анализ практики воспитательной системы позволил выявить следующие тенденции:
Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования