Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач артура.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Воспитательная  работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

     Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

     Воспитательная   работа призвана удовлетворять потребность  учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

     Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной  деятельности учителей и развернутость  взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в  самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.  [3-с.3] 

     1.6.1. Самовоспитание как  необходимая составляющая 

     учебно-воспитательного  процесса 

     Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

     В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:

  • анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;
  • ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
  • участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
  • осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

     Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.

     Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]

     Стимулирование  связано с разрешением основного  противоречия - между достигнутым  уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

     Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.

     Формирование  установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.

     Педагоги  должны пропагандировать те области  самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.

     В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию. (Приложение №3)

     Самовоспитание  осуществляется в коллективе, поэтому  от педагога требуется организация  совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении  общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга. [1-с.475]

     В последнее время значительное влияние  приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие, я считаю, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.

     Таким образом, самовоспитание должно пронизывать  весь учебно-воспитательный процесс  и внеучебную работу профессионального  лицея, где создается атмосфера  сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе. 

     1.7. Основные формы  и методы организации  воспитательного  процесса в учреждениях  ПО 

     Организация воспитательного процесса в учреждениях  ПО осуществляется посредством разнообразных  форм и методов. 

     1.7.1. Формы воспитательного процесса 

     Форма воспитания - это:

  • вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися;
  • совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.

     В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса. [1-с.427]

     Выделяют  три основных типа форм воспитательной работы:

  • представления; (Приложение №4)
  • созидание-гуляние;

     Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:

  1. совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
  2. развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
  • путешествия.

     В типе «путешествия» можно выделить также два класса:

    1. путешествие-развлечение (поход, прогулка);
    2. путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция). 

     Приоритетность  данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти  формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся. [14-с.22]

     Проблема  форм воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает  самого пристального внимания со стороны  практиков. 

     1.7.2. Методы воспитательной  работы 

     Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

     Изучая  проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

  1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. (Приложение №5)
  2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
    1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. (Приложение №6)

         2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение. (Приложение №7)

     Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.  

 

      1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО 

     К специфическим особенностям организации  воспитательной деятельности учреждений начального профессионального образования  можно отнести следующее:

      1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения профессионального образования предлагают своим абитуриентам  и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.

      2. Перевод процесса воспитания  в плоскость самовоспитания. Педагогические  коллективы работают над созданием  механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

      3. Компенсация недостаточной роли  семьи в воспитании подрастающего  поколения. Сохранение роли семьи  в воспитании заставляют всех  работников ПО в особенности  уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

     4. Четвертое условие, отражающее  специфику воспитательной работы учреждений начального профессионального образования - профессионализм педагога. Субъектом  воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры. В связи с этим в педагогической теории постоянно уделяется большое внимание разработке различных аспектов проблеме подготовки будущего учителя. [2-с.2] 

     1.9. Современные тенденции  воспитательной деятельности  в профессиональных  учебных заведениях 

     Воспитательная  работа в профессиональных учебных  заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентно-способных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы современной Беларуси, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. [ 5 ]

       К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в РБ, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования.

     Анализ  практики воспитательной системы позволил выявить следующие тенденции:

Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования