Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть. Основы организации воспитательного процесса в системе профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения ПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях ПО
Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК
2.1. Воспитательная система колледжа
2.2. Приоритетные направления воспитательной работы.
глоссарий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач артура.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ     

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. Теоретическая часть  

Основы  организации воспитательного  процесса в системе  профессионального  образования 

      1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности  организации  

      1.2. Система начального профессионального  образования

            1.2.1. Современные учреждения ПО

1.4. Изучение  эффективности воспитательной работы  и воспитательной  системы в  учреждениях  начального профессионального  образования  

             1.4.1. Социальный портрет учащегося системы ПО

1.5. Техника  планирования воспитательной работы  

             1.5.1. Принципы и задачи планирования  воспитательной работы 

             1.5.2.  Требования к планированию  воспитательной работы 

1.6. Воспитательная  работа как необходимое условие становления личности  

             1.6.1. Самовоспитание как необходимая  составляющая  учебно- -воспитательного  процесса  

      1.7. Основные формы и методы  организации воспитательного процесса  в  учреждениях ПО 

             1.7.1. Формы воспитательного процесса 

             1.7.2. Методы воспитательной работы 

      1.8. Специфические особенности организации  воспитательной деятельности в   учреждениях  ПО 

    1. Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Организация воспитательной работы в МГВРК

       2.1. Воспитательная система колледжа 

       2.2. Приоритетные направления воспитательной  работы.

глоссарий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список  используемой литературы

Приложения  

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования (ПО), как своеобразной начальной ступени  в формировании общественной нравственности личности.

     Профессиональная  школа призвана удовлетворять текущие  потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим  кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

     В «Концепции модернизации белорусского образования» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны». [6]

     Таким образом, данную тему исследования я  считаю наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как именно от воспитательной работы в учреждениях ПО зависит  уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

     Цель написания моей курсовой работы состоит в выявлении и обосновании условий повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях ПО.

     Объектом  исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях ПО.

     Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в учреждениях ПО.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования можно выделить следующие задачи:

    • конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ПО;
    • выявить условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
    • изучить технику планирования воспитательной работы;
    • рассмотреть основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях ПО;
    • проанализировать современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях.

     В написании курсовой работы я использовал  следующие методы:

      1. теоретические (анализ социально-педагогической литературы, метод конкретизации, обобщения);
      2. методы сбора и накопления данных (беседа).

     При написании курсовой работы было использовано достаточно много разнообразной  литературы. Опорную информацию в  написании теоретической части  курсовой работы составили следующие  учебники: «Профессиональная педагогика»  под редакцией С.Я. Батышева,  «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Также было использовано много различной периодической литературы - это, в основном, журналы «Профессиональное образование» и др. 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     основы  организации воспитательного процесса в системе НПО 

     Прежде  чем непосредственно перейти  к рассмотрению организации воспитательного  процесса, необходимо обозначить: что  такое воспитательный процесс и  каковы особенности его организации.   

     1.1. Понятие воспитательного  процесса, его содержание и особенности организации 

     Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.

     В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.[5-с.11]     

     Воспитательный  процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

     Согласно  современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.

     В Госстандарте ПО указаны единые требования, которые позволяют смоделировать  содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения рабочих. Это является основой  для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса ПО.

     Педагог пофессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для учащихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности. [16-с.10,11]

     Воспитательная  работа может использоваться в двух значениях, как воспитательная работа педагога-воспитателя, и как воспитательная работа образовательного учреждения.[ 7-с.26]

     Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов:

     Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.

     Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.

     Воспитательная  работа в профессиональных учебных  заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного  процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.

     Получения подростками 16-17 лет рабочей профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности.

     Оптимальной   считается такая  организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и учащихся. 

     1.2. Система профессионального  образования 

     Профессиональное  образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров.

     Система профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.[3-с.2]

     Основной  целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.

     Главная задача учреждений ПО заключается в  создании необходимых условий для  удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения ПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.[11]

     Система профессионального образования призвана:

  • удовлетворить потребности личности в профессиональных образовательных учреждениях;
  • обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах.

     [3-с.2] 

     1.2.1. Современные учреждения НПО 

     К современным учреждениям профессионального образования относятся:

  • профессиональные училища;
  • профессиональные лицеи;
  • колледжи

     Профессиональные  училища:

     осуществляют  реализацию образовательных программ профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

     Профессиональные  училища являются основным типом учреждения профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

     Профессиональный  лицей:

     центр непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных  образовательных программ начального и среднего профессионального образования,  обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Информация о работе Система воспитательной работы в учреждениях профессионального образования