Шпаргалка по "Специальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка

Описание работы

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

Работа содержит 1 файл

шпора по специальной педагогике.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

• на ранних этапах обучения — значительная по времени проперевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирован» фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работ в коллективе);

• сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

2. Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях:

• специальных яслях  системы здравоохранения;

• центрах раннего  вмешательства;

• центрах реабилитации и абилитации;

• психолого-медико-педагогических консультациях;

• домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);

• специализированных детских  домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3— 4-летнего  возраста).

Результативность коррекционной помощи во многом зависит:

• от раннего выявления  умственной отсталости;

• своевременного начала специального обучения.

3. Детям дошкольного  возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе  Министерства образования и науки  РФ оказываются:

• современная систематическая  психолого-медико-педагогическая помощь;

• консультативно-методическая поддержка их родителей;

• социальная адаптация;

• формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь:

• дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей  с нарушением интеллекта (умственно  отсталых);

• группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 № 129/23-16.

Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств.

Программа " Коррекционно-развивающее  обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач

Разделы программы:

здоровье (защита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка);

социальное развитие ("Я сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения); физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации); познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов рече-' вой деятельности; подготовка к обучению грамоте); формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности); эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).

Обучение детей школьного  возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных  учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основные особенности образовательного процесса: главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;

преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения; проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов;

особое значение придается  трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников).

Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы:

формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;

повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников.

Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.

Некоторые из выпускников  не могут адаптироваться к современным  условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта.

Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях - в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают: пропедевтику;

обучение родному языку  и Элементарному счету; воспитание навыков общения.

Основные особенности  образовательного процесса:

существенное место  занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание; начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка; большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.

 

Вопрос 49. Логопедия как наука

1. Логопедия (греч. —  слово + /адй/ега — воспитание, обучение) - педагогическая наука о нарушениях развития речи,)

преодолении и предупреждении средствами специального обучения и  воспитания.

Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала  педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.

2. Основные задачи  логопедии:

• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

• разработка методов  ранней педагогической диагностики  речевых расстройств;

• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.

Как самостоятельная  отрасль дефектологии логопедия  начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.

В России развитие логопедии  как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.

Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств  занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский  и др.

 

Вопрос 46. Предмет  и задачи сурдопедагогики

1. Сурдопедагогика (от  лат. — глухой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

Сурдопедагогика включает:

• теорию обучения и воспитания детей с недостатками дошкольного  и школьного возраста;

• историю сурдопедагогики;

• частные методики;

• сурдотехнику.

2. Предмет сурдопедагогики  — теория и практика образован!  лиц с ограниченными слуховыми  возможностями.

3. Основные задачи  сурдопедагогики:

• разработка методических проблем специального образован  детей с нарушениями слуха;

• изучение и обобщение  практики специального образован» детей с нарушенным слухом;

• внедрение результатов  педагогических исследований в правку специального образования детей  с нарушениями слуха;

• разработка научных  основ содержания образования, и  специальных методик обучения лиц  с нарушенным слухом;

• совершенствование  технических средств для коррекции  и дефектов слуха;

• создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;

• совершенствование  системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.

 

Вопрос 45. Предмет  и задачи тифлопедагогики

1. Тифлопедагогика (от  греч. ГуМох — слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.

К лицам с нарушением зрения относятся:

слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией.

Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и  обучения слепых и слабовидящих.

Основные задачи тифлопедагогики:

педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

определение условия  формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений  функции зрения;

разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих;

внедрение результатов  научных исследований в практику социального образования лиц  с нарушениями зрения;

совершенствование технических  средств коррекции и компенсации  нарушенных зрительных функций;

совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.

Косоглазие проявляется  в нарушении бинокулярного зрения.

Бывает односторонним  и двусторонним.

Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие.

 

Синдром раннего  детского аутизма и артистические  черты 

1. Аутизм - состояние психики,  характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Термин "аутизм" был  введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения  особого вида аффективно сферы и  мышления, которое характеризуется  внутренними эмоциональными потребностями и мало зависит от реальной действительности.

Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как  общее расстройство развития или  как обширное нарушение развития человека. Парциальность (лат. — часть) — главная особенность интеллектуального развития детей с аутизмом. По различным данным зарубежных и отечественных специалистов, от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тяжелых и глубоких степеней умственной отсталости., Формируется этот синдром к 2,5-3-летнему возрасту. Частота раннего детского аутизма (по последним данным) составляет 1-15 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4-4.5 раза чаше, чем у девочек. 2. По критериям, примятым Всемирной организацией здравоохранения (ЯОЗ), при аутизме отмечаются:

• качественные нарушения  в сфере социального взаимодействия;

• качественные нарушения  способности к общению;

• ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Основной симптом раннего  детского аутизма - нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких.

Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность.

 

Виды нарушений  опорно-двигательного аппарата

Приходько определяет следующие виды патологии двигательного аппарата:

• заболевания нервной  системы;

• врожденная патология  двигательного аппарата;

• приобретенные заболевания  и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей.

Основную массу среди них (89%) составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Им необходимы:

• лечебная и социальная помощь;

• психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.

Другие указанные выше категории детей, как правило, не нуждаются в условиях специального образования. Тем не менее, всем категориям детей требуется поддержка в процессе их социальной адаптации, имеющей такие направления:

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная педагогика"