Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка
Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.
• на ранних этапах обучения — значительная по времени проперевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирован» фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работ в коллективе);
• сочетание упражнений,
развивающих сенсорную и
2. Коррекционная помощь детям раннего возраста может быть оказана в следующих учреждениях:
• специальных яслях системы здравоохранения;
• центрах раннего вмешательства;
• центрах реабилитации и абилитации;
• психолого-медико-
• домах ребенка (детям, оставшимся без родителей);
• специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта (пребывание с 3— 4-летнего возраста).
Результативность
• от раннего выявления умственной отсталости;
• своевременного начала специального обучения.
3. Детям дошкольного
возраста с нарушением
• современная систематическая
психолого-медико-
• консультативно-методическая поддержка их родителей;
• социальная адаптация;
• формирование предпосылок к учебной деятельности. Учреждения, осуществляющие помощь:
• дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
• группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданные в соответствии с приказом Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 № 129/23-16.
Цель дошкольного коррекционног
Программа " Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта" (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач
Разделы программы:
здоровье (защита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка);
социальное развитие ("Я сам", "Я и другие", "Я и окружающий мир"; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения); физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации); познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов рече-' вой деятельности; подготовка к обучению грамоте); формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности); эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).
Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида — по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основные особенности образовательного процесса: главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;
преподавание общеобразовательных предметов — русского языка, чтения, математики, географии, истории, естествознания, физкультуры, рисования, музыки, черчения; проведение специальных (коррекционных) занятий — логопедические, социально-бытовая ориентировка, ритмика, лечебно-физкультурный комплекс, развитие психомоторики и сенсорных процессов;
особое значение придается трудовому обучению, профессиональной подготовке (с учетом производственного окружения школы, возможностей проведения производственной практики и трудоустройства выпускников).
Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Задачи воспитательной работы:
формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим;
повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников.
Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.
Некоторые из выпускников не могут адаптироваться к современным условиям жизни. В связи с этим, как показывает зарубежный опыт, необходимо длительное социально-педагогическое сопровождение юношей и девушек с нарушением интеллекта.
Коррекционно-воспитательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в детских домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отдельных случаях - в специальных классах при специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают: пропедевтику;
обучение родному языку и Элементарному счету; воспитание навыков общения.
Основные особенности образовательного процесса:
существенное место занимают предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание; начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка; большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию.
Вопрос 49. Логопедия как наука
1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) - педагогическая наука о нарушениях развития речи,)
преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.
2. Основные задачи логопедии:
• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;
• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.
3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.
Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.
В России развитие логопедии
как науки связано с
Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.
Вопрос 46. Предмет и задачи сурдопедагогики
1. Сурдопедагогика (от лат. — глухой) — отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.
Сурдопедагогика включает:
• теорию обучения и воспитания детей с недостатками дошкольного и школьного возраста;
• историю сурдопедагогики;
• частные методики;
• сурдотехнику.
2. Предмет сурдопедагогики
— теория и практика образован!
3. Основные задачи сурдопедагогики:
• разработка методических проблем специального образован детей с нарушениями слуха;
• изучение и обобщение практики специального образован» детей с нарушенным слухом;
• внедрение результатов педагогических исследований в правку специального образования детей с нарушениями слуха;
• разработка научных основ содержания образования, и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;
• совершенствование
технических средств для
• создание новых учебников, учебных пособий для лиц, имеющих нарушения слуха;
• совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.
Вопрос 45. Предмет и задачи тифлопедагогики
1. Тифлопедагогика (от греч. ГуМох — слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.
К лицам с нарушением зрения относятся:
слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией.
Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Основные задачи тифлопедагогики:
педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;
разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих;
внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения;
совершенствование технических
средств коррекции и
совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.
Косоглазие проявляется
в нарушении бинокулярного
Бывает односторонним и двусторонним.
Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы; наиболее частая причина — косоглазие.
Синдром раннего детского аутизма и артистические черты
1. Аутизм - состояние психики,
характеризующееся
Термин "аутизм" был введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого вида аффективно сферы и мышления, которое характеризуется внутренними эмоциональными потребностями и мало зависит от реальной действительности.
Ранний детский аутизм
(РДА) в соответствии с международными
стандартами характеризуется
• качественные нарушения
в сфере социального
• качественные нарушения способности к общению;
• ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Основной симптом раннего детского аутизма - нарушение общения, контакта ребенка с окружающими. Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающими, избегает телесного контакта, ласки близких.
Для страдающих аутизмом характерна однообразная нецеленаправленная двигательная активность.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
Приходько определяет следующие виды патологии двигательного аппарата:
• заболевания нервной системы;
• врожденная патология двигательного аппарата;
• приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей.
Основную массу среди них (89%) составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Им необходимы:
• лечебная и социальная помощь;
• психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.
Другие указанные выше категории детей, как правило, не нуждаются в условиях специального образования. Тем не менее, всем категориям детей требуется поддержка в процессе их социальной адаптации, имеющей такие направления: