Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка
Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.
Особенности организации обучения:
обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет.
Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.
Специальные школы V и VI видов
1. Обучение школах
для детей с тяжелыми
Основное общее образование — 10—11 лет.
В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет.
При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.
Организуются одно или два отделения:
• первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
• второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи.
В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи.
Особенности организации обучения:
• специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания;
• специальный речевой режим.
2. Школа для детей
с нарушениями опорно-
• обучение в 1-м классе — с 7 лет;
• начальное общее образование — 4—5 лет;
• основное общее образование — 6 лет;
• среднее общее образование — 2 года, Особенности организации обучения:
• имеется подготовительный класс;
• наполняемость в группе - до 10 чел;
• специальный двигательный режим;
• обучение и воспитание организовано в единстве с комплексной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка.
Специальные школы VII и VIII видов
Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VII вида:
начальное общее образование — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет.
По мере коррекции отклонений дети могут переводиться в обычную школу.
Особенности организации обучения:
дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия.
Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида.
Особенности организации обучения:
итоговый экзамен — по трудовому обучению;
по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена;
прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет;
в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза;
наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах);
сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки);
возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).
3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.).
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:
• I — с 6 до 9 лет;
• II - с 9 до 12 лет;
• III - с 13 до 18 лет.
Особенности организации обучения:
• не принимаются дети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;
• режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;
• индивидуальный образовательный маршрут — в соответствии с психофизическими возможностями ребенка.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.
Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.
Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.
Причины выраженной задержки психического развития:
минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;
длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
длительная социально-
В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:
психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);
астенические и
Классификация В.В. Ковалева (1979) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:
дизонтогенетические (недостаточность
обусловлена механизмами
эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);
интеллектуальная
интеллектуальная
Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:
конституционального генеза (происхождения) - наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический);
соматогенного генеза —
данный тип ЗПР обусловлен хроническими
соматическими заболеваниями
психогенного генеза
— связывается с
церебрально-органического
генеза - самый распространенный тип
ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения
в эмоционально-волевой и позна
4. Характерные особенности детей с ЗПР:
отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);
неравномерность проявлений недостаточности развития; ->
несоответствие
снижение работоспособности;
неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).
Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).
Умственная отсталость
1. Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
2. Олигофренопедагогика — одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.
3. Разнообразие форм
умственной отсталости вызвало
необходимость создания их
В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — 10 (1994):
• легкая умственная отсталость — 10 40—69;
• умеренная умственная отсталость - 35—49;
• тяжелая умственная отсталость - 20—34;
• глубокая умственная отсталость — ниже 20. Нормой считается показатель — 71 и выше.
Существуют также другая умственная отсталость и неуточненная умственная отсталость.
Л.И. Аксенова отмечает, что используются следующие категории степени нарушения поведения:
• минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их;
• значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер;
• другие поведенческие нарушения;
• не определенные поведенческие нарушения.
4. Виды умственной отсталости, демениия и олигофренин.
Деменция (от лат. - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.
У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.
Олигофреиия (греч. — малый + рНгеп ~ ум) - вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).
Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г.
Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.
По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:
• дебильность - относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
• имбецияыюстъ - глубокая умственная отсталость;
• идиотия - наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. У таких детей:
недоразвитие аналитике - синтетической функции высшей нервной деятельности;
нарушение функции абстрактного мышления;
недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями; соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения историки;
затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.
Дети, страдающие имбецильностью:
обладают определенными
возможностями к овладению
практически необучаемые; недееспособны (установление опеки);
до достижения совершеннолетия
находятся в специальных
Краткая характеристика идиотии:
недоступность осмысления окружающего; крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается); тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве; лежачий образ жизни (у многих); медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических; недееспособность. Дети-идиоты: не подлежат обучению; находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход); по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников; при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
1. Характер образовательного процесса для детей с нарушен» интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий.1
Обучение и воспитание
детей с легкими формами
Основные особенности образовательного процесса:
• создание наиболее благоприятного гигиенического и охран* тельного режима;
• индивидуальный и дифференцированный подход;
• единство и постоянство требований школы (детского сада семьи);
• приобщение детей к организованному, посильному для их ровья и возраста труду;
• расширение чувственного опыта ребенка;
• развитие его речи и познавательных интересов;
• организация предметно-
• рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;