Шпаргалка по "Специальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка

Описание работы

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

Работа содержит 1 файл

шпора по специальной педагогике.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Предмет и задачи специальной психологии

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая  людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или  приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.

Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

В специальной психологии выделяются следующие отрасли:

• тифлопсихология —  психология слепых;

• сурдопсихология —  психология глухих;

• олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

• патопсихология — психология распада психической деятельности. 2. Задачи специа.1ыюй психологии (по Т.Г. Богдановой):

• выявление общих  и специфических закономерностей  психического развития аномальною ребенка в сравнении с нормально развивающимся;

• изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

• изучение закономерностей  развития личности человека с ограниченными  возможностями жизнедеятельности;

• разработка диагностических  методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

• изучение психологических  проблем интеграции и интегрированного обучения;

• психологическое обоснование  наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

 

Специальная психология как отрасль  психологии. Определение понятия "спец. псих". Задачи, методы и категории  спец. псих

Психология аномального детского развития - наука о закономерностях психического дисонтогенеза. Дисонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития.

Объект  психологии аномального развития - психическое развитие ребенка.

Предмет - законы психического дисонтогенеза.

Методологические  основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, сформулировавшим принципы отражающие законы психического онтогенеза.

Прижизненное  опосредованное и произвольное формирование высших психических функций.

Зависимость строения психических процессов  от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости  от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем.

Механизмы направления психической деятельности при дисонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме.

Психический дефект, формирующийся в процессе дисонтогенеза имеет сложное  многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни. Задачи, стоящие перед психологией  аномального развития: Теоретические:

Проблема  нормы и патологии. Общепсихологические  задачи. Выработка критериев для  разграничения нормы и патологии. Кроме того, предполагается описание психологической структуры нормы. Изучая возможные дисциплины возможно описание психологической структуры нормы, это возможно через отрицание отклонений. Но это до сих пор актуальная задача. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития.

Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Существуют единые законы развития для аномального и нормального развития, но есть специфичные закономерности для аномалий развития. Общие механизмы: нарушение функций общения, нарушение процесса социализации, нарушение усвоения универсальных социальных знаний. Общие закономерности действуют при всех типах дисонтогенеза. Есть специфические закономерности, характерные для определенного вида дисонтогенеза.

Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих.

Практические:

Клинико-диагностическая - описание структуры дефекта зависит  от использования диагностических  методик.

Воздействие - коррекция отклонений в развитии.

Экспертная  оценка, оценка уровня развития ребенка  с помощью количественных методик.  

 

Вопрос 2. Основные понятия и проблемы специальной психологии

1. Проблема компенсации  функций является основной для специальной педагогики.

Компенсация психических  функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций  путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

2. Существуют два типа  компенсации психических функций:

• внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных  элементов пострадавших структур;

• межсистемная, связанная  с перестройкой функциональной системы  и включением в работу новых нервных  элементов и других нервных структур.

У человека наблюдаются  оба типа компенсации. Они имеют  большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.

3. Теории компенсации:

• по А. Адлеру;

• по Л.С. Выготскому. А. Адлер:

• компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;

• формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;

• человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;

• основной психологический  закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

Л.С. Выготский:

• компенсация — синтез биологического и социального факторов;

• включение аномальных детей в разнообразную социально  значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта; понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной пер-

• личной причине проявляются  в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка; подчинение специального воспитания социальному, их взаинезависимость; включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным"; компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому): недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

задержанное развитие - замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; дефицитарнае развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);

время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);

системное строение нарушения  — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;

• нарушения межфункциональных  взаимодействий - появляются при аномалиях психического развития.

Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:

• временная независимость  функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;

• ассоциативные связи - чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;

• иерархический тип  — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку

• психической функции.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

5. Развитие психики  детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским). Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Общие закономерности развития психика:

• цикличность психического развития (сложная организация во времени);

• неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных); пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации); соотношение биологических и социальных факторов.

Особенности развития психики:

необратимость изменений;

их направленность;

закономерный характер.

6. Закономерности, общие  для всех типов аномального развития:

• снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

• трудность словесного опосредствованно;

• замедление процесса формирования понятий.

Существуют также специфические  закономерности, характерные для  всех нарушений физического или  сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

 

25. ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Объектом специальной  педагогики является специальное образование  лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.

Субъектом изучения и  педагогической помощи, оказываемой  в системе специального образования, является человек с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной  педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал в связи с этим Л.С. Выготский , «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства» .

Имея с общей педагогикой  единую конечную цель — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Специальная педагогика имеет и систему целей, без  достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная.

Достижение этих целей  специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда  налицо положительные результаты коррекции  и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения — это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для не слышащих — овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная педагогика"