Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:53, шпаргалка
Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.
Педагогика как наука. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающейся личности, которое «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
Педагогика как учебная дисциплина включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и непедагогическим специальностям.
Практическое значение педагогики. Ее рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовкиего к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Объект науки – человек в системе педагогических отношений.
Предмет науки – педагогические отношения.
Ф-ции педагогики:
Отрасли:
Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Она взаимосвязана с методологией, философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятель - постный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Педагогика взаимодействует с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагоги-исследователи с целью поиска оптимальных путей формирования и развития личности опираются на положения теории познания, философии образования. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты: семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
1) Развитие – обусловленный внешними и внутренними факторами процесс накопления количественных изменений, обеспечивающих качественный скачок в функционировании личности.
2) Воспитание – понимается в 2х смыслах: социальный – общая вечная категория, имеющая конкретный исторический характер; межпоколенная передача культуры, подготовка человека в данном конкретном обществе. Педагогический – целенаправленно организованная деятельность воспитательных учреждений по формированию мировоззрения, системы отношений и модели поведения личности.
3) Обучение – взаимосвязанный процесс, состоящий из преподавания и учения, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы ЗУН (знания, умения, навыки).
4) Образование – процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства с целью передачи социального опыта, удовлетворения потребностей личности в развитии, повышения благосостояния личности.
Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс.
Структура целостного педагогического процесса:
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:
- общие основы;
- теория воспитания;
- дидактика – теория обучения;
- школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.
Этапы целостного педагогического подхода
В развитии всех педагогических
процессов можно легко
На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса.
Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
- взаимодействие педагогов и учеников;
- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
- создание благоприятных условий;
- осуществление
разнообразных мер
- обеспечение
связи педагогического
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.
«Педагогика» — (греч. paida — дитя, gogike — вести), буквально переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина. Русские книжники внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы», включавший тексты наставительного характера. Практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни.
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми, между людьми в обществе. До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.
В период средневековья в Древней Руси существовали различные институты воспитания:
Истоки теоретической
педагогической мысли содержатся в
работах великих древних
В XIX веке возникают
реальные (с преобладанием предметов
естественно-математического
Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629—1680). Он выступал против теории «врожденных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.
В период социалистического развития нашей страны школа стала бесплатной, общедоступной (независимо от национальности и социального положения детей), светской (освобожденной от влияния церкви), а общее среднее образование — обязательным. Страна вышла в число ведущих по проценту населения, имеющего общее среднее и высшее образование. Система образования строилась на идеях формирования всесторонне и гармонично развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской, С.Т.Шацког о, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В последние десятилетия XX века идеи и теории активизации обучения, проблемного, развивающего и личностно-ориентированного образования, педагогики сотрудничества, технологизации образовательного процесса разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, И.С. Якиманской, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др.