Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка
Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.
• приспособление окружающей среды к ребенку (с помощью специальных технических средств передвижения, особых предметов обихода, несложных приспособлений на улице, в подъездах и т.п.); приспособление самого ребенка к обычным условиям социальной среды).
2. К заболеваниям нервной системы относятся:
детский церебральный паралич (ДЦП);
полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга; острый полиомиелит — инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами).
3. Врожденная патология двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп;
аномалии развития позвоночника (сколиоз);
недоразвитие и дефекты конечностей;
аномалии развития пальцев кисти;
артрогрипоз (врожденное уродство).
4. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
• травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
• полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов);
• заболевания скелета — туберкулез, опухоли костей, остеомиелит (воспаление костного мозга с поражением всех элементов кости);
• системные заболевания:
• хондродистрофия —
врожденное заболевание костно-хрящевой
системы, характеризующееся
• разит — заболевание, вызванное витаминной недостаточностью и характеризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда органов и систем; наблюдается главным образом у детей грудного возраста.
. Общая характеристика ДЦП
1. Церебральный паралич поражает большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Основной клинический симптом ДЦП - нарушение двигательной
функции, связанное с
задержкой становления и
Парез - неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы. Помимо нарушений в центральной нервной системе имеются вторичные изменения в нервных и мышечных суставах, связках, возникают расстройства речи, зрения, специфические особенности формирования психической деятельности. О.Г. Приходько отмечает, что ДЦП - одно из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей: 6 случаев на 1000 новорожденных. В Москве отмечено около 4000 детей и подростков с ДЦП. Различают, по определению Л.И. Аксеновой, три степени тяжести двигательного дефекта:
легкая — физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;
• средняя — потребность в частичной помощи со стороны окружения в передвижении и самообслуживании.
Специалисты выделяют три периода течения детского церебрального паралича:
ранняя стадия — первые месяцы жизни;
ранняя резидуальная — первые годы жизни;
поздняя резидуалъная — с 2— 4 до 16 лет.
Из каждых 100 случаев церебрального паралича возникают:
во внутриутробном периоде — 30;
в момент родов - 60;
после рождения — 10.
Вредные факторы, воздействующие в перинатальном (внутриутробном) периоде:
инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения (нарушения работы желез внутренней секреции);
токсикозы беременности (явления общего отравления организма продуктами, образующимися в самом организме);
физические травмы, ушибы плода;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;
психические травмы, в
том числе отрицательные
физические факторы (перегревание, переохлаждение, действие вибрации, облучение, в том числе ультрафиолетовое в больших дозах);
некоторые лекарственные препараты;
экологическое неблагополучие и др. в обшей сложности более 400 факторов.
Наиболее распространенная причина возникновения ДЦП — внутриутробная патология с родовой травмой, действие которой обычно сочетается с асфиксией (удушьем).
Причины ДЦП в период после рождения:
нейроинфекции (менингит — воспаление оболочек головного и спинного мозга; энцефалит — воспаление головного мозга); тяжелые ушибы головы.
Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии
Современные социально-экономические условия диктуют необходимость создания в нашей стране системы ранней ной помощи детям с отклонениями в развитии.
Специалисты отмечают:
• снижение воспитательного потенциала семьи (ослабление нравственно-этических норм, традиций; возрастание напряженности отношений в семье и т. п.);
• ухудшение состояния здоровья детей (до 80% новорожденных - физиологически незрелые; около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение нервной системы);
• увеличение рождаемости недоношенных детей с критически низкой массой тела — от 700 до 1 100 г.
2. Реформирование системы
специального образования позво
• максимально ранее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
• максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
• построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;
• обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
3. В США и странах
Европы создание систем и
Ранняя помощь была ориентирована на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет.
В США помощь детям в семьях групп риска осуществляется по следующим направлениям:
• оценка уровня развития ребенка;
• консультация семьи;
• специальная система
• организация развивающей среды для младенцев;
• охват образованием различных сфер развития младенца.
Службы социально-
• выявление специальных
• организация развивающей среды;
• социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; I/ координация всех видов помощи, оказываемой ребенку в семье. Происходило параллельное становление системы раннего психотерапевтического воздействия (одновременная работа с роди-..,; гелями и младенцами).
В нашей стране пока сделаны первые шаги по организации государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Такую помощь получают, например, дети с нарушенным слухом. В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа "Абилитация младенцев".
4. Необходимо разработать