Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 01:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по предмету "Педагогики".

Работа содержит 1 файл

экзамен - ответы на билеты.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

   

В личностно-ориентированной  педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  • Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  • Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

   

Осуществление такого подхода к образованию  и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой  его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.

   

Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской (См.: Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996).

   

В основе ее концепции  лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личньм, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии» (Там же. С. 9-10).

   

Ценность ребенка  в данном случае не столько как  пример воспроизводства общественного опыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить и использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащения результатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая.

   

Личностно-ориентированное  обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики (См.: Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995). В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность).

   

Реализация личностно-ориентированной  дидактики направлена на развитие самоценный форм активности детей, что реализуется  в трех направлениях:

  • Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
  • Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);
  • Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"