учреждения, предназначенные
для детей бедноты от 3 до 14 лет,
своего рода
соединение дошкольных
учреждений и элементарных школ. Обучаясь
здесь
началам ремёсел, распространённых
в данной местности, дети должны были
приучаться к трудолюбию
и благонравному поведению и
заодно возмещать
издержки своего содержания.
Этот составленный Локком документ не
был
принят, предложение
об учреждении в каждой общине школы
для неимущих было
по тому времени
смелым: закон о начальном обучении
всех детей появился в
Англии лишь в последней
трети 19 в.
При таком подходе
неизбежно возникал своеобразный
”дуализм” буржуазного
воспитания, описанный,
в частности, в работах П.П. Блонского.
Не зря в
начале своей работы
я упоминал, что Локк был сыном
своего времени, и это
ещё раз проявилось
в его системе образования
народа. Подобный подход к
воспитанию, нам, современным
людям, кажется сильно отсталым и
несовершенным. Но
не следует забывать, что на то время,
предложение Локка
относительно народа
было как раз прогрессивным. Люди
получали хоть какие-то
знания, обучались
чтению и письму. Для сравнения
скажу, что в нашей стране
до самого 1917 года
неграмотность среди рабочих и крестьян
была обычным
явлениям. Хотя, конечно
же, подобный подход к образованию
народа далёк от
гуманизма и ориентирован
лишь на создание рабочих, а не на воспитание
эрудированных и образованных
людей, способных занимать высокие
посты. С
трудом верится, что
один и тот же человек мог создать
столь разные
педагогические системы.
Однако опять же повторюсь, что педагогика
Джона
Локка явилась отражением
сложного переходного периода от
феодализма к
капитализму и наряду
с прогрессивными чертами нового времени
содержит
недостатки старого.
Целью воспитания
И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных
сил, способностей человека, постоянное
его совершенствование, формирование
нравственного облика человека. Боле
50 лет И.-Г. Песталоцци посвятил народному
просвещению Им были созданы приюты для
бедных детей которые он строил по типу
семьи и где пытался соединять обучение
детей с трудом. На мировоззрение этого
педагога оказала влияние немецкая идеалистическая
философия XVII – XVIII вв. Большую роль в нравственном
воспитании он отводил семье, особенно
матери. Им была создана "теория элементарного
образования", согласно которой главными
элементами знания являются форма, число
и слово. Поэтому элементарное обучение
должно было научить измерять, считать
и владеть речью.Педагогическая деятельность
И.-Г. Песталоцци способствовала развитию
народных школ. Идея развивающего и воспитывающего
обучения выдвинутая им оказала положительное
влияние на развитие передовой педагогической
теории и практики Центром педагогической
системы Песталоцци является теория элементарного
образования,
согласно которой процесс воспитания
должен начинаться с самых простейших
элементов и постепенно восходить ко все
более сложному.
Теория элементарного образования Песталоцци
включает физическое, трудовое,
нравственное, умственное образование.
Все эти стороны воспитания предлагается
осуществлять во взаимодействии, чтобы
обеспечить гармоническое развитие
человека. Физическое и трудовое воспитание.
Целью физического воспитания ребенка
Песталоцци считал развитие и укрепление
всех его
физических сил и возможностей, а основой
физического воспитания детей —
естественное стремление ребенка к движению,
которое заставляет его играть, быть
непоседливым, за все хвататься, всегда
действовать.
Песталоцци считал физическое воспитание
первым видом разумного воздействия взрослых
на
развитие детей. Мать, кормящая ребенка
и организующая уход за ним, должна уже
в
это время заниматься его физическим развитием.
Упражнять и развивать физические силы
детей следует путем выполнения простейших
движений,
которые ребенок производит в повседневной
жизни, когда он ходит, ест, пьет,
поднимает что-либо. Система таких последовательно
выполняемых упражнений не
только разовьет ребенка в физическом
отношении, но и подготовит его к труду,
сформирует у него трудовые умения. Большое
место в физическом воспитании
Песталоцци отводил военным упражнениям,
играм, строевым занятиям. В Ифертенском
институте все эти занятия военного характера
тесно сочетались со спортивными
играми, туристскими походами и экскурсиями
по Швейцарии. Физическое воспитание
проходило в теснейшей связи с нравственным
и трудовым воспитанием.
Как указывалось выше, попытка соединения
обучения с производительным трудом была
одним из важных положений в педагогической
практике и теории Песталоцци. В
школе дети, по его мнению (роман «Лингард
и Гертруда»), проводят целый день за
прядильными и ткацкими станками; при
школе имеется участок земли, и каждый
ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает
за животными. Дети учатся обработке
льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами
в деревне, а также с кустарными
мастерскими. Во время работы, а также
в свободные от нее часы учитель ведет
занятия с детьми, обучает их грамоте,
счету, другим жизненно необходимым
знаниям. Песталоцци подчеркивал значение
трудового воспитания для формирования
человека. Он стремился «согревать сердце
и развивать ум детей». Песталоцци выдвинул
ряд принципов воспитания и обучения:
- Основные
начала воспитания должны не сочинять,
но отыскивать; они лежат в природе человека
- В природе
человека лежит живое стремление к развитию
- свойство органической природы.
- Воспитание
должно устранять со своего пути препятствия,
действуя более отрицательно, чем положительно
- Положительное
действие - возбуждение.
- Развитие
человека начинается с чувственных ощущений,
впечатлений.
- Средство
к самостоятельности и самоопределению
- самостоятельность,
- Практическая
ловкость человека зависит от количества
духовных и физических сил, следовательно,
главное дело воспитания: нормальное развитие
сил.
- Религиозность
зависит от влияния на ребенка благочестивой
матери и энергичного отца. Религиозное
воспитание должно находиться в руках
матери.
- Главнейшие
предметы формального образования или
развития сил: форма, число, язык
- Ничего нет
постоянного кроме перемены" – учил
крупнейший немецкий педагог –демократ
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790
– 1886). А. Дистервег выступал против религиозного
и сословного воспитания, выдвинул идею
общечеловеческого воспитания гармоничного
развития физических и духовных сил личности
Основные принципы педагогической системы.
А. Дистервега природосообразность т.
е. обучение учитывающее возрастные особенности
ребенка развитие его природных задатков
в соответствии с естественными законами
природы, самодеятельность – свободное
самостоятельное познание детьми окружающего
мира культуросообразность – обучение
соответствующее условиям места и времени.
Прогрессивные идеи А. Дистервега получили
большое распространение в России в середине
XIX века. Педагогическое
сознание Гербарта впитало и переработало
многие передовые идеи той эпохи французских
мыслителей 18 века, немецкой классической
философии, филантропистов, Песталоцци,
что и позволило ему подойти к разработке
основ научной теории воспитания и обучения.
Ученый разносторонней эрудиции философ,
психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо
из педагогов своего времени, было подготовлен
к осознанию того, что педагогика мыслима
только в научной форме: она должна перестать
быть, по его образному сравнению в положении
мяча, случайно перебрасываемого из стороны
в сторону.Педагогика по Гербарту опирается
на практическую философию: этику и психологию.
С помощью этики намечаются педагогические
цели, а с помощью психологии - способы
их осуществления. Гербарт постоянно подчеркивал,
что педагогическая работа проводится
успешнее, если ей предшествует овладение
педагогической теорией. Он говорил, что
педагогу нужны широкие философские взгляды,
чтобы повседневная кропотливая работа
и ограниченный индивидуальный опыт не
суживали его горизонта. Искусство воспитателя
приобретается учителем в повседневной
педагогической деятельности, и тем быстрее,
чем глубже и основательнее устроена им
теория воспитания, считал Гербарт. Изучая
педагогическую теорию, воспитатель не
может, конечно, вооружиться на будущее
готовыми рецептами для различных ситуаций,
он готовит самого себя к правильному
восприятию, пониманию и оценке явлений,
с которыми он встретится на педагогической
работе. Овладение педагогической теорией
дает учителю возможность избежать ошибок
в оценке воспитанников, стимулов и мотивов
их поведения, значения и сущности их поступков;
его питомцы не смогут тогда «поражать
и запугивать своего воспитателя удивительными
загадками».Гербарт придавал большое
значение установлению цели воспитания,
в зависимости от которой должны определяться
воспитательные средства. В соответствии
со своей этической теорией, основой которой
являются, как указывалось выше, нравственные
идеи, Гербарт считал, что цель воспитания
заключается в формировании добродетельного
человека. Рассматривая эту цель как вечную
и неизменную, он имел в виду воспитывать
людей, умеющих приспособиться к существующим
отношениям, уважающих установленный
правопорядок, подчиняющихся ему.Педагог
должен ставить перед воспитанником те
же цели, которые тот поставит перед собой
сам, когда сделается взрослым. Эти будущие
цели могут быть подразделены на: 1) цели
возможные, 2) цели необходимые.Возможные
цели это те, которые человек может поставить
перед собой в области определенной специальности.Необходимые
цели это те, которые нужны ему в любой
области его деятельности.Обеспечивая
возможные цели, воспитание должно развивать
в человеке многообразную, многостороннюю
восприимчивость, сделать круг его интересов
шире и полнее, что и будет соответствовать
идее внутренней свободы и идее совершенства.
В отношении же необходимых целей воспитание
обязано сформировать нравственность
будущего деятеля на основе идей благорасположения,
права и справедливости, или, как выражается
Гербарт, выработать у него цельный, нравственный
характер. Усматривая сущность воспитания
в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями,
Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы
добродетельного поведения и выработать
у воспитанника нравственный характер.Первичные
этические идеи по Гербарту:идея внутренней
свободы, которая является результатом
согласованности между разумом и волей
личности, гармонией между ее этическим
суждением и волей; идея совершенства,
которое вырабатывается на основе организованной
воли, сформированной многосторонним
интересом индивида, в основе которого
лежат наивысшие нравственные ценности;
идея благожелательности, направленной
на установление гармонии между индивидуальной
волей и волей, проявляемой другими людьми;
идея права, предполагающая понимание
индивидом своих прав и обязанностей в
отношениях с другими членами общества,
обязывающее его в случае конфликта признавать
равноправие двух противостоящих друг
другу волеизъявлений; идея справедливости
как воздаяние за каждое действие предпринятое
по отношению к воле другого человека:
поощрение или наказание. Если ориентироваться
на этические тезисы Гербарта - учитель
должен достаточно полно регламентировать
и контролировать деятельность учащихся,
подходить к ним с одинаковыми требованиями,
соответствовать образу руководителя,
стимулировать их усилия с помощью поощрений
и наказаний, оценивать все моменты их
поведения. Ученическая дисциплина является
одной из важнейших ценностей данной стратегии.
При всей неоднородности перечисленных
выше этических идей, все они могут быть
сведены к обязанностям человека, касающимся
его самого, и обязанностям по отношению
к другим людям. Гербарт выделял первичные
этические идеи, исходя из включенности
человека в разнообразные социальные
связи. Этические идеи на первом этапе,
их соотношения и комбинации проявляются
в поведении каждого отдельного человека,
являющегося членом того или иного общества.
Таким образом, когда общество взаимодействует
с личностью, совокупность этических идей
составляет основу всеобщей морали.Когда
Гербартом было дано этическое обоснование
общей цели воспитания, было выделено
2 группы целей воспитания: возможные и
необходимые. Возможные ориентированы
на перспективу, имея в виду те цели, которые
воспитанник может поставить себе, уже
будучи взрослым, при выборе какого-либо
рода занятий, профессиональной деятельности.
Возможные цели не затрагивали объективной,
содержательной стороны, которая должна
была составить предмет свободного выбора.Необходимые
цели касались выработки субъективных,
личностных качеств, необходимых при занятии
всяким делом, - выработки активной, разнообразной
восприимчивости, что, по терминологии
Гербарта, осуществляется через развитие
многостороннего интереса. К ним Гербарт
относил те, которые, по его словам, определялись
нравственностью, обязательной для всех.
Необходимые цели осуществляются, по Гербарту,
через развитие твердой воли, нравственного
характера.Он полагал, что главным средством
развития многостороннего интереса детей
является обучение, а средством развития
их нравственных сил нравственное воспитание.
Но их разделение является весьма условным,
поскольку существует нерасторжимое единство
и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной
деятельности. Поэтому обучение без нравственного
воспитания характеризовалось им как
средство без цели, а нравственное воспитание
без обучения как цель, лишенная средства.Рассматривая
организацию учебно-воспитательной деятельности
как средства формирования нравственной
воли, Гербарт исходил из неспособности
детей младшего возраста осмысливать
этические отношения. Пока в сознании
ребенка не сформированы группы организованных
представлений, он не способен управлять
своими беспорядочными желаниями, порывами
_ «дикой резвостью». Приучение детей к
порядку, их дисциплинирование как первоначально
необходимую ступень, предваряющую собственно
воспитание, Гербарт обозначил термином
«управление». Так им были выделены три
раздела теории и практики воспитания:
управление, обучение, нравственное воспитание.Управление
имеет своей задачей не будущее ребенка,
а только поддержание порядка в настоящее
время, т.е. в процессе самого воспитания.
Управление поддерживает порядок и уничтожает
природную, первобытную необузданность,
через это питомец входит в сферу разумной
человеческой свободы. Поддерживая внешний
порядок, управление создает предпосылки
для осуществления процесса воспитания.
Но оно не воспитывает, а является как
бы временным, но обязательным условием
воспитания. Мерами управления являются:
угроза, надзор, приказания, запрещения,
авторитет. Гербарт настаивал на необходимости
занять воспитанника настолько, чтобы
у того не оставалось свободного времени.Первое
средство управления это угроза. Но угрозой
не всегда достигается нужный эффект.
Сильные дети ставят угрозу ни во что и
«дерзают на все», слабые натуры не проникаются
угрозой и продолжают действовать, как
им подсказывают их желания. Поэтому угроза
должна быть дополнена надзором, который,
по мнению Гербарта, весьма действен в
ранние годы. Однако, и самый строгий надзор
может не дать желаемого результата; надзираемый
постоянно ищет лазеек, чтобы избежать
надзора. Если надзор усиливается, то и
потребность в лазейках возрастает.Необходимо
применять разнообразные приказания и
запрещения, которые должны быть точными
и конкретными. Для детей, нарушающих установленные
правила, следует завести в школе штрафную
книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем
воспитании ведение подобной книги иногда
полезно. И, наконец, большое место среди
управления детьми отводится наказаниям,
в том числе и телесным. Система различных
наказаний была детально разработана
Гербартом, она широко применялась в немецких
и русских гимназиях, французских лицеях
и средних учебных заведениях других стран.Авторитет
и любовь Гербарт считал вспомогательными
средствами управления. Он говорит, что
эти средства выходят за пределы управления.
Дух ребенка склоняется перед авторитетом,
который направляет зарождающуюся волю
воспитанника к хорошему, отвращая от
дурного. Но воспитатель должен идти своей
дорогой и не заботиться об одобрении
или неодобрении своих действий со стороны
более слабой, т.е. детской, воли.Управление
должно занять время ребенка. Занимая
детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.Вся
система управления детьми, имеющая своей
задачей отвлекать их от беспорядка и
нарушений дисциплины, построена у Гербарта
на насилии, на дрессировке и муштре. Он
полагал, что ребенок не обладает сознанием
до тех пор, пока не приобретет путем систематического
обучения определенного круга представлений.
Наиболее разработанной в педагогической
системе Гербарта является теория обучения.
Умственному образованию Гербарт придавал
большое значение в деле воспитания. Он
считал обучение главнейшим и основным
средством воспитания: ввел в педагогику
термин воспитывающее обучение. Он говорил,
что нет воспитанника без обучения, что
не признает обучения, которое не воспитывает.
Однако, развивая ценную идею предшествующих
педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем
обучении, Гербарт придал ей одностороннее
толкование. Гербарт подменил сложный
процесс воспитания обучением, не учитывая
влияния социальной среды и значения эмоции
в нравственном воспитании. Он считал,
что чувства и воля являются не самостоятельными
проявлениями психики человека, а всего
лишь модификациями представлений.Обучение
должно не просто давать некий объем знаний,
но в основном способствовать усовершенствованию
всего субъекта. Обучение - преднамеренное,
систематическое образование и развитие
представлений, составляющих душевную
жизнь для всестороннего совершенства.
Гербарт отмечал, что, усвоив знания в
определенной системе, учащийся должен
уметь пользоваться этими знаниями так,
чтобы он мог «направлять мысли от любого
пункта ко всякому другому вперед, назад
или в сторону
- Ж.-Ж. Руссо
принадлежал к французским просветителям
которые глубоко верили в силу воспитания.
Он создал теорию естественного воспитания
– воспитания которое должно осуществляться
в соответствии с природой человека не
мешая его естественному и свободному
развитию. В своем педагогическом сочинении
“Эмиль или О воспитании” (1762) Ж.-Ж. Руссо
рассмотрел путь воспитания свободного
от феодальных предрассудков человека.
Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную
периодизацию и считал, что при воспитании
детей необходимо учитывать их возрастные
особенности. Он требовал тесной связи
обучения с жизнью с природой
- В XX в. в развитых
странах мира система образования приобрела
некоторые
общие черты при сохранении своеобразия,
обусловленного национальными
традициями. Светское среднее образование
развитых зарубежных стран
представлено тремя типами школ:Массовая
общедоступная, во многих странах - обязательная
средняя школа.
Такая школа имеет три «вечные» проблемы.
Большая численность классов
(25-40 чел.), невысокая, а иногда и очень низкая
зарплата учителя и
недостаточное финансирование, определяющее
несоответствующую современным
требованиям материально-техническую
обеспеченность. Эта школа постоянно
реформируется. Нет ни одной страны, где
бы существующая система
образования считалась бы оптимальной
по мнению общественности той же
страны. Однако перманентное реформирование
не решает, а лишь смягчает
указанные выше проблемы, а потому потребность
в реформах не устраняется.
Привилегированное положение детей из
богатых семей обеспечивается
наличием частных школ, право на посещение
которых дает высокая плата.
Эти школы отличаются высоким уровнем
материально-технического
обеспечения. Высокая зарплата учителей
позволяет на основе конкурсного
отбора привлечь к работе в этих школах
лучшие педагогические кадры.
Государственные школы для одаренных
детей. Эти школы финансируются
государством, но по более высоким нормам,
что по условиям приближает их
к частным школам. Пропуском в эти школы
служит талантливость, а ее
критериями - победы на различных конкурсах
и олимпиадах. Количество
таких школ очень ограничено.Важной частью
образования в зарубежных странах стали
церковные школы.
Например, в США в 70-е годах в католических
школах (элементарных,
средних) обучалось около 5 млн. учащихся.Специфические
особенности образования в развитых странах
дальнего зарубежья рассмотрим на примере
США. Обучение детей начинается с 6 лет
и
обязательно до 16 лет (по законам большинства
штатов). Начальная школа -
6-8 лет, Средняя школа подразделяется на
младшую (7-9 классы) и старшую
(10-12 классы). Старшая средняя школа имеет
два профиля: академический с
ориентацией на вуз и «практический» -
с ориентацией на рабочие
профессии. Кроме того, старшая средняя
школа характеризуется высокой
дифференциацией обучения. Обязательными
являются небольшое число
дисциплин. На выбор же предлагается до
сотни элективных предметов. Основной
тип высших учебных заведений — университеты
с высокой платой за
обучение. Наиболее высокий уровень обучения
обеспечивают дорогостоящие
частные университеты: Колумбийский, Гарвардский,
Стенфордский,
Принстонский. Кроме того, высшее образование
можно получить в институтах
и колледжах разного профиля.
- Я. Корчак
неоднократно подчеркивал значение счастливого,
радостного детства в формировании личности,
считая, что без переживания во всей полноте
детства искалечена вся жизнь человека.
Поэтому одной из важнейших задач педагогов
он считал обеспечение такой жизнедеятельности
учреждения, которая помогла бы воспитанникам
хотя бы в течение нескольких лет познать
радость детства. Идея абсолютной ценности
детства легла в основу важнейшего принципа
его воспитательной системы – уважения
личности и прав ребенка Главной целью
воспитания польский педагог считал благо
ребенка и необходимость «обеспечить
детям свободу гармонического развития
всех духовных сил, высвободить всю полноту
скрытых возможностей, воспитать в уважении
к добру, к красоте, к свободе». Воспитание
ребенка для Корчака – «это не милая забава,
а дело, требующее капиталовложений –
тяжких переживаний, забот бессонных ночей
и много, много мыслей…».3. Взгляд на воспитание
как на главный путь преобразования общественного
устройства. Корчак, как и Толстой, исходил
из убеждения, что изменение мира, несовершенных
общественных отношений и норм возможно
только через воспитание нового поколения,
и «осуществлять это воспитание надо с
мыслью об иной, реформированной действительности
Я. Корчак отвергал все формы насилия в
воспитании, считая опасным не только
прямое, физическое, насилие, но и угрозы,
необоснованные запреты, запугивание
детей и т. д. В выборе методов воспитания
он предлагал придерживаться принципа
врачебной этики – «не навредить».
- в Киевской
Руси были открыты государственные школы
для подготовки образованных людей из
среды дружинников, бояр, “княжих мужей”.
Князья и церковь создавали также школы,
которые готовили священников. Церковь,
желая, чтобы народные массы быстрее оставляли
язычество и переходили в христианскую
веру, организовывала обучение грамоте
в монастырях и на дому у священников.
Учебными книгами служили: аз
бука, часослов и псалтырь. Часослов
представлял собой сборник ежедневных
молитв и обрядов, совершаемых верующими
в разное время дня. В псалтыри были собраны
различные религиозные песнопения — псалмы.
Детей учили чтению, письму, пению.Грамотность
высоко ценилась на Руси. Все герои русских
былин, богатыри изображались грамотными
людьми. В былине о буйном молодце Василии
Буслаеве рассказывается, как мать “дала
его учить грамоте, грамота ему в наук
пошла; посадила она пером писать, письмо
Василию в наук пошло;, отдала она петью
учить— петье Василию в наук пошло”.Замечательным
литературно-педагогическим памятником
начала XII в. является “Поучение Владимира
Мономаха детям”. Умный государственных
деятель, Владимир Мономах заботился о
том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми,
преданными своей земле. Он стремился
привить им уважение к образованию и книге,
говорил, что следует подражать его отцу,
который знал пять языков и за это имел
от чужих земель большой почет.Важнейшей
задачей воспитания Мономах считал внушение
детям страха перед богом и духовенством,
приучение их строго выполнять обряды
православной церкви. Он писал также о
воспитании у детей любви к ближнему и
других нравственных качеств, якобы соответствующих
требованиям христианской морали.Выдвигая
религиозное воспитание на первое место,
Владимир Мономах вместе с тем думал о
земной жизни. Он призывал детей, помолившись
богу, приниматься за выполнение житейских
обязанностей. Князю, говорил он своим
детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни
на воевод: ему нужно самому входить во
все дела, в походах и сражениях быть впереди
своего войска. Он не рекомендовал людям,
как это делало духовенство, целиком посвящать
себя служению богу, уходить в монастыри,
делаться отшельниками, изнурять себя
постом, молитвами, теми средствами служения
богу, о которых рассказывалось в житиях
святых, в проповедях священников.Князья
нуждались в том, чтобы из их детей вырастали
руководители государства, умеющие организовать
победу над военными противниками, управлять
подвластным народом, следить за тем, чтобы
население выполняло установленные порядки.
Естественно, что в “Поучении Владимира
Мономаха детям все это нашло свое выражение
в первую очередь. Вместе с тем “Поучение...
является замечательным памятником, свидетельствующим
о высоком уровне культуры и развитии
педагогической мысли на Руси в период
существования Киевского государства.Русские
княжества в XIII в. попали более чем на два
столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских
ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали
древнерусские города, что повлекло за
собой гибель библиотек, школ, книг, множества
культурных ценностей.Однако, как показали
археологические раскопки, даже в это
тяжелое время русская культура продолжала
развиваться, широко была распространена
грамотность среди населения, особенно
в северных княжествах, которые или не
подвергались нашествию, или не были сильно
разорены, например: в Новгородской земле,
в Тверском и Владимирском княжествах,
в начавшем крепнуть и возвышаться Московском
княжестве.Распространением грамотности
в народе занимались люди, которых называли
“мастерами грамоты”. Обычно это были
дьячки или “мирские люди, для которых
дело обучения грамоте стало их основной
профессией. Обычно “мастера грамоты
по договоренности с отцом или родственниками
ребенка обучали его грамоте у себя дома
или в семье ученика. Иногда у мастера
обучалось одновременно несколько детей,
и таким образом создавалась небольшая
школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри,
использовали и произведения устного
народного творчества.В отличие от школ
Западной Европы, где все обучение велось
на латинском языке, на Руси обучение грамоте
происходило на церковнославянском языке,
более близком к разговорной речи учащихся.Политическое
объединение русских княжеств вокруг
Москвы, образование единого Русского
централизованного государства способствовало
усилению роста товарно-денежных отношений
и городов, развитию на Руси ремесел и
промыслов, культуры и просвещения. В XV—XVI
вв. в Москве выдающиеся зодчие сооружали
великолепные храмы, стены которых расписывали
замечательные живописцы. При монастырях
и княжеских дворах создавались книгохранилища,
переписывалось много греческих книг,
часть которых переводилась на церковнославянский
язык. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание,
печатали многие книги, в том числе и учебные;
открывались школы.. 0 характере и направлении
семейного воспитания на Руси в этот период
дает некоторое представление сборник
наставлении, относящихся к семейному
быту, — “Домострой”. В этом сборнике
много внимания уделялось воспитанию
детей. “Домострой”, обособляя семью
от всего окружающего мира, рекомендовал
суровые формы обращения хозяина дома
с домочадцами, отца — с детьми. В детях
требовалось воспитывать любовь к богу,
страх перед ним, умение почитать служителей
церкви, беспрекословно повиноваться
старшим. Эти советы излагались в особой
главе, которая так и называлась “Како
детей своих воспитати во всяком наказании
и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось
обучать детей вежливости, всяким домашним
работам и ремеслам, матери должны учить
дочерей, а отцы — сыновей. В “Домострое
указано, и какими средствами и методами
обучать детей. В главе под названием “Како
детей учити и страхом спасати автор требовал
установить в доме строжайшую дисциплину
и заставить сыновей и дочерей, подчиняться
установленному порядку. “Любя же сына
своего, учащай ему раны...”,— писал он,
рекомендуя физические наказания и воспевая
розгу как спасительное средство воспитания.Во
время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими
ханами западные и юго-западные русские
княжества находились в зависимости от
Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного
Польско-Литовского государства. Польские
паны жестоко угнетали белорусов и украинцев,
старались насильственно ополячить их
и обратить в католичество, неистово преследовали
православие. Эти попытки культурного
и национального порабощения встречали
резкий отпор украинцев и белорусов, которые
в целях борьбы против полонизации и католической
церкви создавали особые религиозно-национальные
братства, открывали противостоявшие
польским католическим школам братские
школы, которые работали на основе уставов,
называемых также “Порядок школьный”.В
уставах говорилось о том, чтобы учитель
был демократичным, не делал различий
между учениками в зависимости от богатства
или общественного положения: для него
и богатый, и бедный, и сирота, и нищий—все
должны быть равными. Учителю рекомендовалось
также относиться к детям гуманно, внимательно,
наказывать их “не тирански, а наставнически,
не сверх меры, а по силам, не с буйством,
а кротко и тихо”.В братских школах был
высокий уровень организации учебной
работы, применялась продуманная методика
задавания на дом уроков, учитель в школе
и родители дома уделяли много внимания
проверке знаний учащихся, а также повторению
пройденного. В школе было не индивидуальное,
а групповое обучение учащихся одинакового
уровня знаний. В братских школах Украины
и Белоруссии зародилась и практически
складывалась классно-урочная система.Во
второй половине XVII в. увеличилось, особенно
в Москве, количество школ, дающих повышенное
образование. Были открыты новые греко-латинские
школы, а также школы, называвшиеся грамматическими,
в которых изучали грамоту, церковнославянскую
и греческую грамматику, риторику, математику.В
1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская
академия. Многие из учеников академии
стали авторами учебников, преподавателями
академии и других школ, а в XVIII в.— активными
участниками петровских просветительных
реформ. В академии получил образование
составитель прекрасного руководства
по арифметике, использовавшегося в русских
школах в первой половине XVIII в., Леонтий
Магницкий. Здесь же учились великий русский
ученый М. В. Ломоносов, первые профессора
Московского университета и другие крупные
деятели русской культуры.Развитие науки,
увеличение количества образованных людей,
организация типографий благоприятно
отразились на выпуске учебной литературы.
Ее стало больше, и она стала разнообразнее.
Относительно большими тиражами выходили
азбуки, буквари, азбуковники и другие
учебные и детские книги для школ и домашнего.
обучения. Большой популярностью пользовался
неоднократно переиздававшийся в то время
букварь Василия Бурцева. Он начинался
с азбуки, в которой были буквы и склады,
числа, образцы спряжений и склонений.
Затем следовала азбука толковая, в которой
содержались нравоучительные изречения,
заповеди, притчи, т. е. рассказы из священного
писания, а также различные назидания.
В некоторых азбуках помещались поговорки,
пословицы, вопросы и ответы, формы деловых
бумаг. Для обучения и домашнего детского
чтения издавались также так называемые
потешные листы и книги. Это были картинки
из географии, истории, изображающие природные
явления, бытовые эпизоды, занятия жителей
различных стран.Во второй половине XVII
в. Епифанием Славинецким была составлена
замечательная педагогическая "книга
под названием “Гражданство обычаев детских”,
представлявшая собой свод правил поведения
в обществе — среди взрослых (в этом смысле
и употреблен термин “гражданство”),
сверстников, в школе и дома. В книге содержались
правила “благонравия —“благочинного”,
приличного поведения детей. Правила касались
манер ребенка и подростка: выражения
лица, мимики, позы, прически, ухода за
зубами. В последующих главах рассказывалось
о том, как детям вести себя в церкви, за
столом во. время еды, при встречах, в училище;
как они должны готовиться ко сну, ложиться
и вставать утром; в сборнике имелась специальная
глава “Об игрании”.Советы Епифания Славинецкого
были для того времени психологически
обоснованными. Они проникнуты любовным
отношением к ребенку. В книге содержалось
много ценных гигиенических правил, способствующих
физическому развитию, укреплению здоровья,
сохранению бодрого настроения. Говоря
о моральных поступках детей, Епифаний
Славинецкий подчеркивал, что внешнее
поведение ребенка является проявлением
его внутренних качеств. Он указывал также
на связь нравственности детей с их умственным
развитием.
- В XVIII - начале
XIX вв. в содержании классического образования
произошли большие изменения. В гимназиях,
которые продолжали
ориентироваться на древнегреческий идеал
гармонично развитой личности,
статус математики сравнялся со статусом
древних языков и расширились
такие дисциплины, как родной язык, история,
география, естествознание,
наука. В России государственные гимназии
были созданы по уставу 1804 г.
С этого момента в нашей стране берет свое
начало становление и развитие
классического образования. Вплоть до
Октябрьской революции 1917 года
гимназия в России - основной тип учебных
заведений общего среднего
образования. В XIX в. наряду с классической
средней школой широкое развитие получают
реальные и профессиональные школы, призванные
удовлетворять потребности
растущего производства и торговли. В
реальном образовании доминируют
предметы естественно-математического
цикла. Первые реальные школы
возникли в России и Германии уже в начале
XVIII в. А самым первым в мире
учебным заведением реального образования
была открытая в Москве 14
января 1701 года по указу Петра 1 школа математических
и навигационных
наук. Перед ней была поставлена задача
готовить специалистов военного и
морского дела. Часть выпускников этой
школы назначались учителями
математики. Реальное образование развивалось
параллельно и в
противоборстве с классическим
-
К.Д.Ушинский, как крупнейший
представитель педагогики XIX века, внес
особый вклад в развитие отечественной
педагогики, заложив ее научные основы
и создав цельную педагогическую систему.
Как отмечали современники
Ушинского, "его труды произвели
совершенный переворот в русской
педагогике", а его самого называли
отцом этой науки.
Ушинский универсален
как педагог, как педагог перспективного
видения. Прежде всего, он выступает как
педагог-философ, отчетливо понимая, что
педагогика может базироваться только
на прочном философском и естественнонаучном
фундаменте, на концепции народности воспитания,
отражающих развитие этой науки и специфику
национальной культуры и воспитания.
Ушинский - теоретик воспитания,
его отличает глубина проникновения
в сущность педагогических явлений,
стремление выявить закономерности
воспитания как средства управления
развитием человека.
Ушинский как методист
разрабатывал вопросы содержания образования,
сущность процесса обучения, принципы,
частные методики обучения, создал замечательные
учебники "Родное слово" и "Детский
мир", которые, по словам исследователя
Белявского, составили эпоху в детской
педагогической литературе.
Как педагог-психолог
разрабатывал психологические основы
обучения, изложил систему психологических
идей (дал характеристику мышления,
памяти, внимания, воображения, чувств,
воли).
Ушинский выступал
и как школовед. Им выдвинута программа
преобразования русской школы, особенно
русской народной школы, чтобы привести
ее в соответствие с потребностями развития
страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский
- историк педагогики, изучал труды
представителей мировой педагогики
Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера
и др. На основе анализа и отбора всего
разумного, критического рассмотрения
данных своих на блюдений и педагогического
опыта Ушинский создает свой капитальный
труд, психолого-педагогический трактат
"Человек как предмет воспитания"
(I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).
Ушинского называют великим
учителем русских народных учителей,
создавшим полную программу подготовки
народного учителя.
Деятельность Ушинского
всецело отвечала назревшим потребностям
исторического развития страны, преобразования
системы просвещения.
После окончания Московского
университета Ушинский преподавал в
Ярославском юридическом лицее,
плодотворно занимался педагогической
деятельностью в Гатчинском сиротском
институте и Смольном институте
благородных девиц, редактировал "Журнал
министерства просвещения".
Ушинский - просветитель-демократ,
его лозунг - пробуждать в народе
жажду знаний, вносить свет знаний
в глубины народной мысли, видеть
народ счастливым.
Исходя из своих
прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому
взглянул на педагогику как науку. Он был
глубоко убеждён, что ей нужна прочная
научная база. Без неё педагогика может
превратиться в собрание рецептов и народных
поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского,
педагогика должна опираться на научные
знания о человеке, на широкий круг антропологических
наук, к которым он относил анатомию, физиологию,
психологию, логику, филологию, географию,
политэкономию, статистику, литературу,
искусство и др., среди которых особое
место занимают психология и физиология.
Ушинский понял
необходимость всестороннего изучения
человека. Он утверждал: "Если педагогика
хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях". (О
пользе педагогической литературы).
Таким образом, Ушинский
осуществил педагогический синтез научных
знаний о человеке, поднял педагогику
на качественно новый уровень. Известный
ученый Ананьев, оценивая целостный подход
Ушинского к человеческой личности, справедливо
отмечает силу его теоретического мышления
и педагогического убеждения, сумевшего
столетие назад обосновать проблему, которую
современная наука считает фундаментальнейшей
проблемой философии, естествознания
и психологии.
Другой ведущей
идеей, положенной в основу педагогической
системы Ушинского, явилась выдвинутая
им концепция народности воспитания. Отечественная
педагогическая наука должна быть построена,
по мнению педагога, с учетом национальных
особенностей русского народа, отражать
специфику национальной культуры и воспитания.
В статье "О народности в общественном
воспитании" Ушинский дает глубокий
анализ воспитания в духе народности.
Под народностью он понимает такое воспитание,
которое создано самим народом и основано
на народных началах. История народа, его
характер и особенности, культура, географические
и природные условия определяют направленность
воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Создавая русскую
педагогику, Ушинский считал невозможным
подражать или механически переносить
в нее принципы воспитания других
народов. Каждый народ создает свою собственную
систему обучения и воспитания со своими
национальными чертами и творческими
проявлениями. При этом педагог не отрицал
возможности использовать достижения
в области педагогики других народов,
разумно преломляя их к своим национальным
особенностям.
Народность воспитания
в трактовке Ушинского раскрывается
как принцип преобразования всей
системы образования на основе связи
с жизнью народа. Отсюда и требования:
- воспитание должно
быть самобытным, национальным;
- дело народного
образования должно находиться в руках
самого народа, который бы занимался его
организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет
содержание и характер воспитания;
- все население
должно быть охвачено просвещением,
общественным воспитанием;
- воспитание женщин наравне
с мужчинами;
- подлинная народность
выражается, прежде всего в родном
языке. Гимном родному языку
является статья Ушинского "Родное
слово", написанная вдохновенно,
эмоционально. В ней он сравнивает
язык народа с распускающимся
цветом всей духовной жизни нации, утверждая,
что в языке одухотворен народ и его родина,
что язык - самая живая связь, соединяющая
отжившее, живущее и будущее. Родной язык
является лучшим средством воспитания,
который учит естественно и успешно, откуда
идет духовное, нравственное и умственное
развитие.
- принцип народности
связан и с задачами формирования
личности, и с воспитанием у
детей любви к родине, своему
отечеству, гуманности, правдивости,
трудолюбия, ответственности, чувства
долга, воли, чувства самолюбия
в его правильном понимании, эстетического
отношения к жизни. Все эти качества исходят
от народа и соотносятся с его характером
и традициями, помогают формировать национальное
самосознание народа.
- принцип народности
должен быть реализован через
преподавание в школе отечествоведения:
истории своей страны, географии, изучение
русских писателей и поэтов (литература),
природы России и др.
Идея народности у
Ушинского, являясь идеей демократической,
определяла новый прогрессивно-творческий
подход к развитию педагогики и как
нельзя лучше отвечала потребностям народа
и народно образования.
Еще одним основанием
педагогики как науки Ушинский считает
единство теории и практики. Истинная
наука педагогика может развиваться
только на основе связи теории и
практики, всестороннем обобщении педагогического
опыта - "теория не может отказаться
от действительности, факт не может отказаться
от мысли". Ушинский обращает внимание
не только на теоретическое, но и большое
практическое назначение педагогики.
Эта. приложимость законов педагогической
науки и практической деятельности позволила
ему назвать педагогику "искусством
воспитания". В педагогической деятельности,
которая строится на научной основе нельзя
отрицать индивидуальное мастерство и
творчество педагога, что обогащает саму
науку педагогику. Ушинский отмечает,
что "Воспитатель - есть художник, воспитанник
- художественное произведение, школа
- мастерская.