Русский язык в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Лингвистические знания являются основой для получения высшего профессионального образования и успешной самореализации специалиста. Курс русского языка и культуры речи имеет цель
- обобщить имеющиеся у студентов сведения о языке, его ресурсах, структуре и средствах реализации;
- познакомить с основами речевой культуры, различными нормами языка;
-дать представление о речи как инструменте эффективного общения, в том числе и профессионального;

Работа содержит 1 файл

Русский язык в современном мире.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать  во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края". Поэтому начало и конец речи, т.е. вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает.

Перед выступающим стоит очень  важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его  до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора - умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления  зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический  метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов  изложения материала в одном  и том же выступлении позволяет  сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался  оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения  убедительными. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

 

Обязательная литература.

Аннушкин В. И. Риторика: Учебное  пособие. — Пермь, 1994.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. —  М., 1978.

Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997.

Сопер П. Основы искусства речи. —  М., 1992

 

Дополнительная литература.

Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп.- М., 1987.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М., 1990.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. —  Ростов н/Д, 1999.

Виноградов В. В, Избранные труды. История русского литературного языка. —М., 1978.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е  изд., испр. — М., 1988.

Культура речи и эффективность  общения / Под. ред. Прудкина Л. К., Ширяева  Е. Н. — М., 1996.

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Что такое ораторское искусство?

2. Какие тождественные понятия существуют для термина ораторское искусство?

3. Какова роль риторики?

4. Согласны ли вы с оценкой роли риторики, высказанной различными мыслителями прошлого?

5. Как связаны риторика и искусство?

6. В чем заключается связь риторики с наукой?

7. Какое значение в ораторском искусстве имеет установление контакта со слушателями? 8. Какие два аспекта включает в себя это понятие?

9. Перечислите основные показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией?

10. Назовите основные этапы подготовки ораторского выступления.

11. Как правильно формулируется тема речи?

12. Какую роль играет подзаголовок?

13. Как правильно составить план ораторского выступления?

14. Какие существуют варианты составления плана?

15. Как формулируется цель выступления и как она влияет на содержание речи в целом?

16. Что такое композиция?

17. Какова ее роль в восприятии ораторской речи?

18. Какова традиционная структура ораторской речи? Перечислите ее компоненты.

19. Перечислите составные части начала речи.

20. Перечислите основные методы изложения материала в главной части.

 

 

 

 

 


Информация о работе Русский язык в современном мире