Русский язык в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Лингвистические знания являются основой для получения высшего профессионального образования и успешной самореализации специалиста. Курс русского языка и культуры речи имеет цель
- обобщить имеющиеся у студентов сведения о языке, его ресурсах, структуре и средствах реализации;
- познакомить с основами речевой культуры, различными нормами языка;
-дать представление о речи как инструменте эффективного общения, в том числе и профессионального;

Работа содержит 1 файл

Русский язык в современном мире.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

- относительная устойчивость;

- распространенность;

- обязательность;

- общеупотребительность.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования лингвистов. Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

 

Вопрос 2. Виды языковых норм принято выделять в соответствии с уровнями языка. Акцентологические нормы - это правила постановки ударения. Русское ударение имеет сложную систему со множеством исключений. Ударение в русском языке нефиксированное (любой слог может быть ударным) и подвижное (при изменении формы слова ударение может смещаться: стена – стены – на стенах). Такая сложная акцентологическая система и приводит к многочисленным нарушениям акцентологических норм в речи.

Фонетические нормы - это правила  произношения звуков и звукосочетаний.

Лексические нормы - это правила употребления слов в их точном значении. К нарушению лексических норм приводит тавтология (повтор однокоренных слов), плеонаризмы (речевая избыточность – "сеть Интернет", "полный аншлаг"), смешение паронимов (неправильный выбор слова – "эффектный" вместо "эффективный" и др.

Грамматические нормы (делятся  на морфологические и синтаксические) - это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

 

Вопрос 3. Языковые нормы фиксируются многочисленными лингвистическими словарями и справочниками. В зависимости от назначения принято выделять несколько основных групп словарей. Толковые словари объясняют значение слова, дают подробный грамматический комментарий, приводят примеры использования в речи. Разновидность - словари иностранных слов. Орфоэпические словари содержат нормы произношения слов и их стилистические варианты. Орфографические словари помогают проверить правильность написания слов.

 

 

 

 

Темы 5-6

 

Основы эффективной  коммуникации

 

1. Коммуникативные качества речи.

2. Правила речевого общения. 

3. Логика речи.

4. Убедительность и доказательность  речи.

5. Невербальные средства общения. 

 

Вопрос 1. Коммуникация в переводе с латинского означает "связываю", "соединяю". Чтобы информационная связь между людьми не прерывалась, речь должна обладать следующими качествами:

а) точность речи (точность словоупотребления) - умение выбирать нужные слова, адекватно выражать свои мысли, говорить конкретно и по существу;

б) понятность речи - выбор слов в  соответствии со словарным запасом собеседника, необходимо ограничивать употребление слов, не относящихся к общелитературному запасу лексики: профессионализмов, диалектизмов и т.п.

в)чистота речи - это отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков (ну, значит, как бы);

г) богатство и разнообразие речи - значительность словарного запаса каждого  человека, включающего активный и  пассивный словарный запас;

д) красота и выразительность  речи - использование в речи образных, выразительных языковых средств (эпитетов, метафор, сравнений, пословиц и поговорок и т.п.).

 

Вопрос 2. Человеческая жизнь, и личная и профессиональная, невозможна без общения. Но общаться нужно правильно, чтобы всегда уметь выразить свою мысль и точно понять собеседника. В этом помогают основные принципы и правила коммуникации, сформулированные учеными в 20 веке. Основными принципами являются

а) принцип кооперации и сотрудничества, его составляют следующие правила:

-качества (высказывание не должно  быть заведомо ложным);

-количества ( высказывание должно быть достаточно информативным);

-отношения ( высказывание должно  быть по теме, по существу);

-способа (высказывание должно  быть ясным и недвусмысленным);

б) принцип вежливости, его составляют следующие правила:

-такта (не следует вторгаться  при обсуждении в частное пространство собеседника);

-великодушия (думай при общении об удобстве собеседника, а не о собственном);

- одобрения (следует сводить к минимуму отрицательную оценку других);

-скромности (следует избегать излишней похвалы в свой адрес);

-симпатии (следует стремиться к максимальной симпатии между собой и собеседником);

- согласия (не следует создавать  конфликтные речевые ситуации, нужно  акцентировать внимание на общих  позициях и взглядах).

 

Вопрос 3. Логика - это последовательность и непротиворечивость мышления, выраженная или отраженная в речи. Чтобы любая речь, любое высказывание было связным и непротиворечивым необходимо учитывать практические правила логического построения речи:

- начинать выступление следует  с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное;

- быть последовательны в своей  речи, не переходить к следующему  пункту выступления, пока не  закончите предыдущий, многократное  возвращение к недосказанному  производит крайне неблагоприятное  впечатление;

- не тратить время на то, что  не является необходимым, без  чего можно обойтись в выступлении; - не повторяться, если считаете  необходимым повторить сказанное,  следует оговорить это специально, дайте понять, что это намеренное  повторение;

- не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.;

- в конце выступления следует  непременно обобщить сказанное  и сделать выводы. Необходимо  также учитывать в речи действие логических законов, которые были открыты и сформулированы еще во времена античности.

1).Закон тождества. Всякая мысль  в процессе рассуждения должна  быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в  выступлении данная мысль о  каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы языковой форме к ней ни возвращались.

2).Закон непротиворечия. Два несовместимых  друг с другом суждения не  могут быть одновременно истинными:  по крайней мере одно из  них непременно ложно.

3).Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание  не могут быть одновременно  ни истинными, ни ложными, одно  из них непременно истинно,  а другое - непременно ложно. Если  в выступлении сформулировано  какое-то положение в виде высказывания, а затем - как его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

4).Закон достаточного основания.  Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное  основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть как истинными, так и ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование, доказательства, подтверждение этой истинности.

 

Вопрос 4. В процессе общения мы не только сообщаем нашему собеседнику ту или иную информацию, но, зачастую, и побуждаем его эту информацию принять, т.е. оказываем на собеседника убеждающее воздействие. Изучением наиболее эффективных способов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания - теория аргументации. Аргументация - это операция обоснования, доказательства какого-либо суждения, мнения, высказывания. Всякое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис - мысль или положение, истинность которого следует доказать, аргументы (доводы) положения, которыми и подтверждается тезис, демонстрация - способ доказательства, совокупность мыслей и выводов, с помощью которых тезис выводится из аргументов. Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов. Начиная с античных времен, принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и эмоционально-психологические, оказывающие воздействие на чувства. К логическим аргументам относятся следующие суждения:

-теоретические или эмпирические  обобщения и выводы; -ранее доказанные законы науки; -аксиомы и постулаты;

-определения основных понятий  конкретной области знаний;

-факты и утверждения о фактах.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными можно считають следующие доводы:

-довод к чувству собственного  достоинства; 

-довод от угрозы;

-довод к лени;

довод к сочувствию;

-довод осуждения; -довод сомнения;

-довод недоверия и т.п. Используя  психологические доводы, не следует  забывать, что этика запрещает  говорящему обращаться к наиболее  низменным чувствам, а также к  эмоциям, способным породить открытые  общественные конфликты. Сюда  относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п. Необходимо иметь в виду, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Сила доводов, как логических, так и психологических, заключается не в количестве, а в их качестве. Иногда и одного довода бывает достаточно, чтобы убедить собеседника в своей правоте. Если же для доказательства используются несколько доводов, то их сила должна возрастать, а не убывать, т.е. последний аргумент должен быть неопровержимым.

 

Вопрос 5. Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыс­лей, настроений, желаний наряду с вербальной (словесной) речью используют жестикулярно-мимическую речь, т.е. невербальные средства (мимика, жесты). Трудно поверить, но ученые-невербалисты считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных соответственно 45% или 35%. Проблема языка жестов до исследований невербалистов нашла отражение в работе Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком» (1872). Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов. Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, дилерам, продавцам, т.е. всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются в четыре раза, а при раздражении, недовольстве, гневе - значительно сужаются. Опыты, проведенные с признанными игроками в карты, показывают, что им практически невозможно победить партнера, у которого темные очки. О многом говорит и рукопожатие, которыми мы обмениваемся при встрече. Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек — ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест, по наблюдениям невербалистов, характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров, особенно когда они проходят по казарме, своим участкам, коридорам предприятий, учебных заведений. Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест и сразу пропадет страх, придет уверенность в себе.

 

ЛЕКЦИЯ 7.

 

Речевой этикет

 

1. Понятие речевого этикета. 

2. Речевой этикет как часть  национальной культуры.

3. Особенности русского речевого  этикета. 

4. Речевой этикет в деловом общении.

 

Вопрос 1.

Слово этикет (etiquette) переводится с французского языка как бирка, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и др. языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой- либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений.

Все большее распространение в  деловых кругах, особенно в последнее  время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.

Речевой этикет - это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

 

Вопрос 2.

Речевой этикет имеет ярко выраженную национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. И хотя во всех национальных речевых этикетах можно увидеть общие черты (уважение к старшим, специальные формы приветствия или прощания и т.п.), в основу речевого этикета каждый народ брал собственные представления о морали, этических ценностях. Эти представления отражают особенности национальной культуры, истории, религии, быта.

Чтобы свободно общаться с представителями  другого этноса, необходимо знать правила речевого этикета его языковой культуры. Перевести буквально этикетные формулы со своего родного языка невозможно: они не совпадают. Вот почему изучение любого иностранного языка всегда включает и знакомство с правилами и особенностями речевого этикета данного народа. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Информация о работе Русский язык в современном мире