Русский язык в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Лингвистические знания являются основой для получения высшего профессионального образования и успешной самореализации специалиста. Курс русского языка и культуры речи имеет цель
- обобщить имеющиеся у студентов сведения о языке, его ресурсах, структуре и средствах реализации;
- познакомить с основами речевой культуры, различными нормами языка;
-дать представление о речи как инструменте эффективного общения, в том числе и профессионального;

Работа содержит 1 файл

Русский язык в современном мире.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Зарождение русского публицистического стиля относится к отдаленному прошлому. Уже в XVI в. в выступлениях Максима Грека против невежества и корыстолюбия духовенства, в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти, в переписке царя Ивана Грозного с князем Курбским наметились характерные черты публицистического стиля.

Дальнейшее развитие он получил  в XVIII в., когда появилась первая печатная газета «Ведомости», был создан ряд  журналов, во главе которых стояли баснописец И.А. Крылов, писатели Н.И. Новиков, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин. Многие элементы публицистического стиля содержит «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Оформился публицистический стиль в XIX в.; немалую роль в его становлении сыграла деятельность В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

В рамках публицистического  стиля широкое распространение  получила его газетно-журнальная разновидность. К основным чертам языка газеты относятся:

  1. «Экономия» языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;
  2. Отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета — один из наиболее распространенных видов массовой информации);
  3. Наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;
  4. Использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;
  5. Жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики;
  6. Совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров;
  7. Использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

В зависимости от тематики и жанра в публицистическом стиле широко используется разнообразная лексика и фразеология. Некоторую ее часть составляет общественно-политическая лексика и закрепившиеся в публицистическом стиле сочетания слов. Значительную часть лексики газетного стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта). И те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску.

 

Вопрос 5.

Вопрос о месте литературно-художественного стиля в системе функциональных стилей русского языка решается учеными по-разному. Многие из них отводят художественному стилю равноправное место среди других стилей. Его существование в этой системе мотивируется тем, что он участвует в выполнении языком его социальной функции воздействия, что художественная литература тоже является «сферой» использования языка (хотя и не вполне соотносительной с другими сферами, связанными с общественной деятельностью людей), что эстетическая функция представляет собой одну из форм функционирования языка и т.д. Приводятся и другие доводы в пользу полноправного включения художественно-беллетристического стиля в число функциональных языковых стилей.

Вместе с тем иногда отмечается своеобразие этого стиля  на фоне других. Так, указывая, что стиль художественной литературы не отграничен резко от других языковых стилей, исследователи находят, что в нем концентрируется и в какой-то мере воспроизводится все многообразие языковых стилей. Эстетико-коммуникативная функция художественного стиля связана с особым способом выражения мыслей, что заметно отличает этот стиль от других. Эстетическая функция языка художественной литературы отнюдь не является дополнительной. Основываясь на коммуникативной функции, в поэтическом творчестве она занимает первое место.

Особенность языка художественной литературы составляют:

  1. Единство коммуникативной и эстетической функций;
  2. Многостильность;
  3. Широкое использование изобразительно-выразительных языковых средств;
  4. Проявление творческой индивидуальности автора.

Следует отметить, что  язык художественной литературы оказывает  большое влияние на развитие литературного  языка. Будучи только частью общелитературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы: для создания "местного колорита", речевой характеристики действующих лиц, а также в качестве средства выразительности в художественной литературе используются диалектные слова, социальную среду характеризуют слова жаргонные, профессиональные, просторечные и т.д.

Со стилистической целью используются также архаизмы – слова, выпавшие из актива языка, замененные современными синонимами. Их основное назначение в художественной литературе - создать исторический колорит эпохи. Они употребляются и для других целей: придают речи торжественность, патетичность, служат средством создания иронии, сатиры, пародии, окрашивают высказывание в шутливые тона. Однако в этих функциях архаизмы находят применение не только в художественной литературе: они встречаются также в газетных фельетонах, публицистических статьях, в эпистолярном жанре и т.д.

Нередко художественный стиль противопоставляют научному. В основе этого противопоставления лежат различные типы мышления: научного (с помощью понятий) и художественного (с помощью образов). Разные формы познания и отражения действительности находят свое выражение в использовании различных языковых средств.

 

Вопрос 6.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям; ему одному присуща функция общения, он образует систему, имеющую особенности на всех "ярусах" языковой структуры: в фонетике (точнее, в произношении и интонации), лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии, синтаксисе. Термин "разговорный стиль" понимается двояко.

С одной стороны, он употребляется  для обозначения степени литературности речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение удобно для описания лексики и применяется в виде соответствующих помет в словарях (слова нейтрального стиля даются без пометы).

С другой стороны, этим же термином обозначается одна из функциональных разновидностей литературного языка. Не следует буквально противопоставлять литературный язык разговорному языку, т.е. выводить последний за пределы литературного языка.

Имеются в виду две разновидности литературного языка, обладающие каждая своей системой, своими нормами. Но в одном случае это кодифицированный (строго систематизированный, упорядоченный) литературный язык, а в другом — некодифицированный (с более свободной системой, меньшей степенью регламентации), но тоже литературный язык (за пределами которого находится частично включаемое в литературную речь, частично выходящее за ее рамки так называемое просторечие).

И в дальнейшем такого понимания  мы и будем придерживаться. А для  разграничения в пределах литературного языка имеющихся вариантов - лексических, морфологических, синтаксических - будут использованы термины «книжный» и «разговорный».

Разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной. При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление по радио или телевидению, на суде, на собрании и т.п.), которая относится к кодифицированному литературному языку, а неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. Для последнего случая используется термин "разговорная речь".

Разговорная речь характеризуется  особыми условиями функционирования, к которым относятся:

  1. Отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;
  2. Непосредственность речевого общения между его участниками;
  3. Непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между говорящими и в самом характере высказывания.

Большую роль играет контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование  внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника). К чисто языковым особенностям разговорной речи относятся:

  1. Использование внелексических средств: интонация — фразовое и эмфатическое (эмоционально-выразительное) ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д.;
  2. Широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, эмоционально-экспрессивной лексики (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов;
  3. Своеобразие синтаксиса: эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания, присоединительные конструкции и т.д.

 

Обязательная литература.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. —  Ростов н/Д, 1999.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е  изд., испр. — М., 1988.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. — М., 1987.

 

Дополнительная литература.

Андроников И. Л. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. — М., 1981.

Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1978.

Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп.- М., 1987.

Виноградов В. В, Избранные труды. История русского литературного  языка. —М., 1978.

Русские писатели о языке. — Л., 1954.

Стернин И. А. Русский язык делового общения. - Воронеж, 1999.

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Перечислите основные функции языка.

2. Какие стили с ними связаны?

3. История и причины возникновения научного стиля.

4. Общие признаки научного стиля.

5. Языковые черты научного стиля.

6. Общие признаки официально-делового стиля.

7. Языковые черты официально-делового стиля.

8. Общие признаки публицистического стиля.

9. Языковые черты публицистического стиля.

10. Общие признаки литературно-художественного стиля.

11. Языковые черты литературно-художественного стиля.

12. Общие признаки разговорного стиля.

13. Языковые черты разговорного стиля.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 10.

 

Официально-деловая  письменная речь

 

1. Понятие деловой документации.

2. Требования к оформлению документов.

3. Типы и виды документов.

 

Вопрос 1.

Различные формы управленческой деятельности в организации реализуются  посредством некоторой совокупности документов. Это документы научно-технического характера, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, организационно-распорядительные, плановые, финансово-расчетные, отчетно-статистические, по личному составу, социальному обеспечению, изобретениям, открытиям и др.

Документы, составляющие указанные совокупности, могут различаться по способу фиксации информации, степени сложности, юридической силе, срокам исполнения, степени гласности (закрытости), степени обязательности, уровню унификации, срокам хранения и так далее.

В любой организации, как бы она  ни была мала, среди многочисленного  разнообразия видов документов, применяемых в управлении, особое место занимает организационно-распорядительная документация (ОРД). ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" понятие организационно-распорядительного документа определяет следующим образом: "Вид письменного документа, в котором фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти/учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц". Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД)1, организационно-распорядительные документы систематизированы по следующим функциям:

  • создание организации, предприятия;
  • реорганизация организации, предприятия;
  • ликвидация организации, предприятия;
  • приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;
  • распорядительная деятельность организации, предприятия;
  • организационно-нормативное регулирование деятельности организации, предприятия;
  • оперативно-информационное регулирование деятельности организации, предприятия;
  • прием на работу;
  • перевод на другую работу;
  • оформление отпусков;
  • оформление поощрений;
  • оформление командировок;
  • увольнение с работы.

Информация о работе Русский язык в современном мире