Русский язык в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Лингвистические знания являются основой для получения высшего профессионального образования и успешной самореализации специалиста. Курс русского языка и культуры речи имеет цель
- обобщить имеющиеся у студентов сведения о языке, его ресурсах, структуре и средствах реализации;
- познакомить с основами речевой культуры, различными нормами языка;
-дать представление о речи как инструменте эффективного общения, в том числе и профессионального;

Работа содержит 1 файл

Русский язык в современном мире.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Исходя из перечисленных функций  ОРД можно классифицировать на четыре группы (в скобках приведены основные виды документов данной группы):

  • организационная документация (уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания);
  • распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания);
  • информационно-справочная документация, которая, свою очередь, может быть условно подразделена на:
    1. оперативно-информационную (письма, телеграммы, факсы, докладные и служебные записки и т.п.);
    1. справочно-информационную (акты', протоколы, отчеты и др.);
  • документация по личному составу (заявления, трудовые договоры, характеристики, личные карточки, учетные формы и др.). учетные формы и др.).

 

ОРД является наиболее распространенным, многочисленным видом документации. Можно утверждать, что организационная и управленческая деятельность заключается в разработке и последующей реализации управленческих решений, документируемых в ОРД и, прежде всего, в таких видах документов, как приказ и письмо.

Приказ — правовой распорядительный документ, издаваемый на правах единоначалия руководителем организации, учреждения, ведомства в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач. Различают приказы по основной деятельности (по организации работы, финансированию, отчетности и т.д.) и приказы по личному составу (регулирующие прием, увольнение работников, продвижение по службе и другие кадровые вопросы).

Письмо (синонимы: деловое письмо, служебное письмо; во множественном числе - деловая корреспонденция) - общепринятое название большого числа разновидностей (около30 наименований) оперативно-информационных документов, используемых для решения как текущих, так и перспективных задач в управлении. Основным признаком, по которому письма выделяются в особую группу документов, является их пересылка по почте, хотя в последнее время они могут пересылаться также с помощью телеграфа, факсимильной связи, электронной почты.

Документирование управленческой деятельности в конечном счете сводится к фиксации на бумаге или, значительно  реже, на других носителях соответствующей информации по установленным правилам и требованиям.

 

Вопрос 2.

Оформление ОРД в настоящее  время осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные  системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Кроме того, некоторые особенности  требований в отношении оформления ОРД федеральных органов исполнительной власти оговариваются "Типовой инструкцией  по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти". Ряд требований к оформлению ОРД определен отдельными законодательными актами Российской Федерации, например, такими как закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", закон РФ "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента РФ "О государственном гербе".

 ГОСТ Р 6.30-2003 распространяется  на организационно-распорядительные  документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно- распорядительной документации (УСОРД) - постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и другие документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД) (класс 0200000).

Стандарт устанавливает: состав и схемы расположения информационных элементов документов — реквизитов; требования к оформлению реквизитов; требования к бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

  • Государственный герб Российской Федерации;
  • герб субъекта Российской Федерации;
  • эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
  • код организации;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
  • код формы документа;
  • наименование организации;
  • справочные данные об организации;
  • наименование вида документа;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • ссылка на регистрационный номер и дату документа;
  • место составления или издания документа;
  • адресат;
  • гриф утверждения документа;
  • резолюция;
  • заголовок к тексту;
  • отметка о контроле;
  • текст документа;
  • отметка о наличии приложения;
  • подпись;
  • гриф согласования документа;
  • визы согласования документа;
  • оттиск печати;
  • отметка о заверении копии;
  • отметка об исполнителе;
  • отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
  • отметка о поступлении документа в организацию;
  • идентификатор электронной копии документа.

Перечисленный состав реквизитов следует считать типовым, поскольку набор их при подготовке различных видов документов одного и того же наименования в различных организационно-управленческих ситуациях может быть различным.

Среди перечисленных  реквизитов выделяют постоянные и переменные реквизиты. Постоянные приводятся на бланках документов, переменные наносятся непосредственно в процессе составления конкретного документа. ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает в рамках стандартного листа бумаги (формата) место расположения для каждого реквизита с учетом последовательности оформления и прочтения документа.

Стандартом предусматривается  два варианта бланков - угловой и продольный. Ориентировочные границы зон расположения реквизитов обозначены пунктиром. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов. Сочетание зон между собой образуют формуляр документа.

Вся площадь формата, кроме разбиения  его на зоны размещения реквизитов по ГОСТ Р 6.30-2003, условно может быть разделена на три части: служебное поле; поле для размещения реквизитов углового или продольного штампов и рабочее поле формата.

Служебным полем является часть площади формата, предназначенная для полей документа и закрепления его в средствах хранения. Площадь для размещения реквизитов углового штампа располагается в левом верхнем углу формата или в верхней его части при продольном варианте расположения штампа. Остальная часть площади формата составляет рабочее поле документа.

 

Вопрос 3.

Приказ - широко применяемый в управлении правовой распорядительный документ, издаваемый на правах единоначалия руководством организации, учреждения, ведомства в целях решения возникающих в процессе деятельности как текущих (оперативных), так и перспективных задач. Приказ является одним из видов распорядительных документов, составляющих систему распорядительной документации, в состав которой наряду с приказом входят такие документы, как постановления, указания, решения, распоряжения.

Часть из названных документов создается  в условиях единоличного (административного) принятия управленческих решений (постановление, приказ, указание, распоряжение), часть - в результате работы коллегиального (совещательного) органа: коллегии, правления, совета, комиссии (решение, постановление).

Основанием для подготовки распорядительного  документа может быть:

  • необходимость исполнения законодательных, нормативно-правовых актов и иных решений вышестоящих органов управления;
  • необходимость осуществления собственной организационно-исполнительской деятельности, связанной с выполнением функций и задач организации.

Распорядительные документы  содержат решения, идущие сверху вниз по каналам системы управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к подведомственным структурам: филиалам, подразделениям, рядовым исполнителям.

Все распорядительные документы, кроме властного, содержат в себе также организующее начало.

Документы, входящие в систему распорядительной документации; носят характер правового  акта и, с точки зрения их подготовки и оформления, обладают рядом общих черт, что связано с единством нормативной базы, устанавливающей соответствующие правила и требования. Распорядительные документы с учетом сферы их действия делятся на следующие группы:

  1. Документы, действующие на федеральном уровне (правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации);
  2. Правовые акты, действующие на федеральном уровне, создаваемые федеральными органами исполнительной власти;
  3. Правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации;
  4. Распорядительные документы, действующие в рамках отдельной организации, предприятия, фирмы.

Приказы подразделяются на три группы:

  • приказы по организационным вопросам;
  • приказы по основной (производственной) деятельности;
  • приказы по личному составу (кадрам) организации.

Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации и его заместителями. Как правило, распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Указание - распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министерствами, ведомствами, по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов. Право издания указаний внутри организаций предоставляется руководителям и их заместителям.

Постановление является правовым актом, принимаемым высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления (комитетами, комиссиями), главами администраций субъектов РФ, мэрами городов и т. д., общественными организациями в целях разрешения важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами и организациями.

Решение - правовой акт коллегиального или совещательного органа управления. Решения могут издаваться министерствами, ведомствами, учеными советами, общественными организациями по важным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

 

Обязательная литература.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М., 1990.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. —  Ростов н/Д, 1999.

Веселова Р. Б., Веселое П. В. Деловая  переписка (конструкции типовых писем): Метод, разраб. — М., 1990.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е  изд., испр. — М., 1988.

Колтунова М. В. Деловое письмо. Что  нужно знать составителю. — М., 1999.

Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6.30-97: Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М., 1998.

Скворцов Л. И. Язык, общение и  культура. — Л., 1990.

Стернин И. А. Русский язык делового общения. - Воронеж, 1999.

Вопросы для самоподготовки.

1. Каковы основные правила оформления документов?

2. Что регулирует ГОСТ?

3. Что такое реквизиты документов?

4. Основные виды реквизитов.

5. Что такое бланк и формуляр документа?

6. Основные функции документов.

7. Что такое организационно-распорядительная документация?

8. Основные виды ОРД.

9. Этапы подготовки документов.

10. Функции организационно-распорядительных документов.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 11-12

 

Основы ораторского  искусства

 

1. Понятие ораторского искусства. 

2. Приемы воздействия на аудиторию.

3. Содержание и композиция ораторской  речи.

 

Вопрос 1.

Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают латинский термин ораторское искусство и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия?

Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена.

Например, Аристотель определял риторику как "способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета". Блез Паскаль писал: "Красноречие - это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину".

Информация о работе Русский язык в современном мире