Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема……………………………….....………………………………………..…..5
1.2. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………....……….…12
1.3. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ………………….….….21
Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение уровня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31
2.2. Изучение руководства игровой деятельностью……………………………….34
2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………….46
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

 

Приложение 3

Наблюдение за руководством воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей

Протокол наблюдения

Режимный момент

время

Вид и содержание игры

Действия ребенка

Деятельность педагога (руководство)

Самостоятельная игровая деятельность

10.20-10.50

Игра «дочки-матери»

 

Варя:

-Я буду мамой!

Алена:

-Я буду твоей доченькой!

-Хорошо.

Слава:

-А я - это папа!

Подходит Кристина:

- А я буду твоей доченькой!

Варя:

-Уходи! Мы будем играть сами!

Алена:

-Мы с тобой не будем играть!

Кристина опустила головку и стоит грустная и обиженная.

Дети приглашают Кристину к себе и рассказывают, как будут играть и что будут делать.

 

Воспитатель наблюдает за детьми.

В конфликт вмешался воспитатель:

- Послушайте, пожалуйста, девочки, что я вам скажу. Во всех семьях есть дети: у кого-то один ребенок, но это мало и грустно ему, а хорошо, когда двое, трое детей, им тогда веселее и интереснее жить, есть с кем поиграть. И Кристина вам как раз нужна.

 

Самостоятельная игровая деятельность

15.30-15.45

«Школа»

 

Полина:

-Давайте играть в школу. Я буду учительница.

Даша:

- А я – ученица.

Алена:

- Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.

Полина:

- Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.

Даша:

- А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!

Полина:

-Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?

Даша (поднимая руку):

- Четыре.

Полина:

- А сколько будет 8-2?

Алена:

- Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!

Полина:

-Чтобы ответить, надо поднять руку.

Алена (поднимает руку и отвечает):

8-2=6.

Полина:

- Молодец. Теперь будем решать задачу.

Даша:

- А я хочу читать.

Полина:

-Хорошо,  у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас  перемена. (Затем звонит в колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!

Даша:

-Теперь я буду учительницей.

Алена (перебивая):

- Нет, я!

Даша:

-Давай сначала я, а потом ты.

Полина:

-Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.

Даша.:

-Ну и я  не буду. Пойдем лучше играть в куклы.

 

Педагог заполняет документы, сидя за столом.

 

 

Самостоятельная игровая деятельность

17.20-17.35

«Семья»

 

Алена:

- Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя дочка. Согласна?

Настя:

- Да.

Владик:

- А я буду папой.

Максим:

- Ладно я тоже буду папой?

Алена:

- Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.

Максим:

- Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.

Алена:

- У меня нет денег. Я пошла готовить обед.

Владик:

- Я пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?

Алена:

- Посмотри на столе.

Настя:             

- Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.

Владик:

- Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)

Алена:

-Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.

Максим:

- Я тогда пойду на улицу играть в ребятами.

Алена:

- Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!

Максим: - Не буду, я такой не люблю.

Алена: - Тогда не пойдешь гулять.

Настя (выходит):

- Мам, я хочу есть.

Алена (ставит на стол еще одну тарелку):

- Ешь.

Настя (делает вид, что ест): - Вкусно!

Максим:

-Ну, если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).

Алена:

- Ну, что, поели?

Дети: - Да.

Даша:

– Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.

Владик:

- Давайте, как будто я уде пришел домой.

Алена:

- Давай, или садись на диван и читай газету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

-Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.

 

Самостоятельная игровая деятельность

16.15-16.30

«Дом»

 

Егор:

- Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для постройки дома).

Артем:

- Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне.

Настя:

- В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Дашу) будешь моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.

Даша:

- Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в входа в дом).

Егор и Артем:

- Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. (Зашли все дети – 5 человек.)

Настя:

- Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и занимайтесь своими делами.

Егор:

- Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.

Артем (задумчиво):

- Я строитель.

Настя:

- Я ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Даша ее пропускает и дает пропуск-листик).

Даша:

- Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.

Егор:

- Я уезжаю на работу, буду возить грузы.

Сергей:

- Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и погрузим кирпичи.

Даша:

- Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.

Артем (продолжает подстраиваться дом).

Егор и Сергей (крича всем):

- Теперь будет ночь. Все в дом.

Даша:

- Да пора спать.

Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

- Ну, вот и поспали, теперь занятие

 

Самостоятельная игровая деятельность

10.30-10.55

«Больница»

 

 

Сергей:

-Я буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет медсестрой? Ален, будешь?

Алена:

- Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.

Сергей.:

- Медсестра, вызывайте больных.

Алена:

- Входите, больной.

Заходит Сергей, придерживая руку, и говорит:

- Я сломал руку. Помогите, доктор.

Сергей:

- Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)

Глеб:

- Ой, больно.

Сергей:

- Да у вас не перелом, а вывих.

Глеб:

- Нет, перелом.

Сергей:

- Я лучше знаю. У вас вывих.

Алена.:

- Да, больной. Не спорьте. У вас вывих.

Сергей:

- Медсестра, держите больного за плечи. (Берет руку и дергает ее.)

Глеб:

- Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих!

Сергей:

- Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их пить. А сейчас забинтую руку (бинтует руку). Походите с перевязкой недельку, а потом придете.

Алена (подает листок Глебу):

- Вот рецепт, по нему получите таблетки.

Сергей:

- Идите, больной.

Глеб выходит.

Алена:

- Теперь я доктор (садится за стол).

Сергей (снимает халат):

-  Я не хочу быть медсестрой. Играй одна. (Уходит).

 

Воспитатель:

- Дети, поиграйте  в больницу.

 

Самостоятельная игровая деятельность

15.50-16.22

«Строители»

Сергей:

- Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить бензоколонку.

Владик:

- Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на «КамАЗе» возить кирпичи.

Даша:

- А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед.

Сергей:

- Ладно. Испеки нам пирог.

Даша. (подходит к газовой плите и ставит в духовку форму).

Настя (подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер): – Строители, идите обедать.

(Заходят Сергей, Владик и Максим)

Даша:

- Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол.

Поев, ребята сказали «спасибо» и занялись своей работой.

Максим (прилетел на вертолете):

- Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это построите гараж.

Сергей:

- Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе гараж, то приезжай на машине.

Максим: 

- Хорошо,  приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания! (Уходит.)

 

Воспитатель наблюдает за игрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Ф.И.ребёнка:  Совельева Варя                                           Возраст: 6 лет                                                                           

Время

Действия экспериментатора

Действия ребенка

Спонтанные реакции ребенка

11.00-11.06

1.Любишь ли ты играть? Где тебе больше нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2.В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты хотел бы играть?

3.Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4.Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5.Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6.Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7.С кем ты чаще всего играешь и почему?

 

1.Да. Дома. Потому что в группе ссоримся с подружками.

 

2.В мягкие игрушки больше всего, в коляску, сумку, пупсика.

 

3.Складываю игрушки, вешаю сумку.

 

 

4.Дочка, мама, кыска, чаще дочка.

 

5.Кыской.

 

6.Зайчик розовый, медвежонок с сердечком, кыска пушистая розговаривающая, медведь розовый и коричневый. Хочу иметь пупсика, который писеет и какает. Я бы гуляла, разговаривала, складывала.

7.С розовым зайчиком с сердечком. Не знаю.

 

 

 

 

 

спонтанных реакций нет

Приложение 5

Ф.И.ребёнка: Алена Мусищева                                            Возраст:  5 лет                                                                           

Время

Действия экспериментатора

Действия ребенка

Спонтанные реакции ребенка

11.12-11.20

1.Любишь ли ты играть? Где тебе больше нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2.В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты хотел бы играть?

3.Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4.Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5.Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6.Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7.С кем ты чаще всего играешь и почему?

 

1.Да,везде,везде интересно

 

 

 

2. В разные, в салочки. Потому что там надо бегать. В прятки.

 

 

 

3. Прячусь. Не знаю, все люблю.

 

 

4. Мамой или дочкой. Мамой потому что моя сестренка е хочет быть матерью.

5. Парикмахером, я им и хочу стать в жизни.

 

6.Куклы, пупсики, мышь большая розовая. Все любимые. Люблю играть в повара, варю, кукол кормлю. Хочу ползающего пупсика, на коляске его бы возила.

 

7. С Дашей, моя сестра, еще с братом. Потому что нет друзей.

 

 

 

 

спонтанных реакций нет

Приложение 6

Ф.И.ребёнка:  Голубев Вячеслав                                           Возраст: 5 лет                                                                           

Время

Действия экспериментатора

Действия ребенка

Спонтанные реакции ребенка

11.25-11.31

1.Любишь ли ты играть? Где тебе больше нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2.В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты хотел бы играть?

3.Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4.Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5.Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6.Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7.С кем ты чаще всего играешь и почему?

 

1.Да. Дома. Не знаю.

 

 

 

2.Рисую. В компьютер. Там интересные игры, гонки

 

 

 

3. Не знаю. Выбирать машиы.

 

4. С мамой, Маквином (машина из мультика), потому что у его наклейки.

 

 

5. Маквином, машиной.

 

 

6.Машины, джип, потому что у него колеса поднимаются; катаю; гонки; машины, потому что они умеют ездить.

 

 

 

7. С Егором, Не знаю.

 

 

спонтанных реакций нет

 

Приложение 7

Ф.И.ребёнка:  Кристина Мосина                                           Возраст: 6 лет                                                                           

Время

Действия экспериментатора

Действия ребенка

Спонтанные реакции ребенка

11.35-11.43

1.Любишь ли ты играть? Где тебе больше нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2.В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты хотел бы играть?

3.Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4.Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5.Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6.Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7.С кем ты чаще всего играешь и почему?

 

1. Да. В группе, потому что ребенка хочу покормить.

 

 

2. Машины, дочки-матери, прятки, потому что нравится искать, В коляску.

 

 

3. Ребенка кормлю. Еще люблю скакать на лошадках, потому что нравится. Хотела бы, наверное, … Я забыла..

4. Русалкой, бабочкой. Лягушкой, Мне так захотелось.

 

5. Не знаю.

 

 

6. лошадка, пупсик. Не знаю. Кормлю, в коляску ложу. Пупсика, чтобы и дома кормить.

 

 

 

 

7.Не знаю.

 

спонтанных реакций нет

Информация о работе Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста