Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема……………………………….....………………………………………..…..5
1.2. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………....……….…12
1.3. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ………………….….….21
Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение уровня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31
2.2. Изучение руководства игровой деятельностью……………………………….34
2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………….46
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Было выявлено:

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Сюжетно – ролевая игра детей старшего дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли.

В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, почти все игры возникали по их инициативе. Педагог один раз предложил сюжет игры, а дальше дети играли самостоятельно. В основном педагог вмешивался в игру лишь при возникновении конфликтов или когда необходимо было заканчивать игру. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).

Протокол наблюдения за играми приведен в Приложении 3.

Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партнера по игре. (Приложения 4-11

Анализ ответов на вопросы беседы:

Все дети любят играть, большинство детей играют дома.

«В какие игры ты играешь?», в основном девочки ответили, что в  «в куклы», мальчиков предпочитают играть в «Транспорт», («в машинки»), в компьютерные игры, в конструктор.

Анализ ответов детей на вопрос беседы, «С кем ты чаще всего играешь?», показал следующее. Участие в игре дома членов семьи. Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника, чем взрослого.

Проанализировав полученные данные мы пришли к выводу:

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;  Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Изучение руководства игровой деятельностью

На втором этапе было организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями. А так же мы проанализировали игровое оборудование группы и педагогическую документацию (план воспитателя).

1. Методика изучения особенностей руководства игрой Г. А. Урунтаевой. Методика предлагает проведение наблюдения за тем, как воспитатель руководит деятельностью детей. Затем воспитателю предлагают ответить на ряд вопросов. Данные наблюдения и беседы сопоставляют. Делают вывод о том, насколько психологически обоснована и целесообразна позиция воспитателя по отношению к играм детей.  

2. Наблюдение за педагогическим руководством игровой деятельности детей.

Схема анализа игровой деятельности детей, её места в педагогическом процессе (к наблюдению):

1.      Полнота содержания игры, соответствие возрастным возможностям детей.

2.      Воспитательное значение игры;

3.      Оценка роли воспитателя, соответствие его приемов уровню игры и задачам руководства;

4.      Предложения к развитию содержания игры, ее структуре, обогащению игровых действий и умений, использованию соответствующих приемов руководства.

2.      Анализа игрового оборудования группы:

1.      Составить перечень игрушек, находящихся в распоряжении детей;

2.      Оценить соответствие наборов игрушек игровым интересам детей и задачам руководства играми детей данной группы;

3.      Выявить состояние игрушек, удобство и целесообразность их хранения и размещения в группе (с учетом возраста детей).

4. Анализ педагогической документации (план воспитателя). Как планируется руководство игровой деятельности.

Параметры анализа:

      Задачи (последовательность и комплексность решаемых задач);

      Виды игр (разнообразие);

      Тематика игр (соответствие возрасту, особенностям и игровым предпочтениям);

      Методы и приемы руководства (разнообразие и соответствие возрасту детей и поставленным задачам).

Протокол диагностики особенности руководства сюжетно-ролевой игрой приведен в приложении 12.

При наблюдении за руководством воспитателя сюжетно-ролевыми играми детей были выявлены следующие особенности их организации (приложение 3):

1. Сюжетно-ролевым играм отводится второстепенное значение по сравнению с другими режимными моментами.

2. Опыт детей с целью развития игры слабо обогащается воспитателем, игры организуются стихийно. Дети высказывают просьбы поиграть, например, в "дом" или "семью", воспитатель ограничивается согласием или несогласием.

3. Воспитатель предпочитает организовывать игры, не требующие предварительных бесед и подготовки оборудования, например дидактические, или строительные.

4. После установления воспитателем правил сюжетно-ролевой игры, дети остаются без руководства воспитателя, он лишь в процессе наблюдает за соблюдением установленных им правил.

5. Воспитатель не включается в игру, не берет на себя роли.

6. Отсутствие прямых и косвенных приемов руководства игрой не обогащают опыт детей.

7. Воспитатель регулирует взаимоотношения напоминанием нравственной нормы к выполняемой роли.

Данная позиция воспитателя психологически не обоснована и не целесообразна при организации сюжетно-ролевых игр. В связи с этим мы составили рекомендации по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из наблюдений за ролью воспитателей в игре и беседы с ним,  можно сделать вывод о том, что:

1) Типичным для дошкольников является представление о сюжетно – ролевой игре как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.

2) Знания о требованиях к организации педагогического руководства игровой деятельностью сводятся к пониманию роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, что приводит к частым случаям сдерживания игровых проявлений детей, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.

Анализ педагогической документации показал, что в плане присутствуют подвижные игру (малой, средней подвижности), такие как «гуси-гуси», «птички в гнездышке», «самолеты» и т.д., игры-упражнения, такие как «не промахнись», «по мостику». Но в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день. Все игры соответствуют возрасту и игровым предпочтениям детей.

В результате анализа и наблюдения мы можем сказать, что воспитатель не всегда опирается на план, предпочитая дать детям свободу действий и свободу выбора игры, при этом не вмешиваясь в игру и оставаясь пассивным наблюдателем.

Охарактеризуем предметно-игровую среду в группе: наличие в группе игрового материала для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками); наличие игрового материала для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.); игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства: магнитофон, другая аппаратура); материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти и краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и т.д.).

Не все материалы пригодны для работы: карандаши не отточены, фломастеры старые, только кисти исправные и чистые.

      имеются игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

      игрушки в помещении размещены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе, и не мешал сверстникам.

      в помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).

      не все игрушки и материалы для работы доступны детям. Новые игрушки убраны вверх шкафов с целью сохранности.

      в группе имеется дидактический материал для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.

Создана отдельная, специальная зона с разнообразным развивающим материалом.

Все это подводит нас к проблеме исследования: как правильно осуществить руководство игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Чтобы решить это проблему нам необходимо составить методические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

 

 

2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

На основании теоретического анализа и данных исследования, а также личного опыта психолого-педагогической практики и ее осмысления были разработаны рекомендации по организации руководства играми у детей дошкольного возраста.

Теоретическими предпосылками для составления рекомендаций стали:

- социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.-Н. Перре-Клермо;

- исследования Е. Е. Шулешко, определяющие особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению.

Эти исследования показывают, что руководство играми дошкольников необходимое условие развития самосознания и самостоятельности ребенка дошкольного возраста, и необходимый компонент педагогического воздействия для развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Целью разработки рекомендаций является помощь в организации руководства сюжетно-ролевыми играми, развивающими навыки общения.

Задачи руководства групповыми играми:

- создать условия свободного выбора партнеров по общению у дошкольников;

- сформировать у детей дошкольного возраста способность самостоятельно устанавливать правила взаимодействия;

- выработать потребность в выполнении определенных норм поведения;

- развить способность регулировать взаимоотношения.

Психологические технологии, применяемые в руководстве игрой:

- формирование нравственных ценностей;

- развитие коммуникативных и социальных навыков;

- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

-развитие способности к принятию самостоятельных решений. Выполнение рекомендаций осуществляется поэтапно.

Выполнение рекомендаций осуществляется поэтапно.

Первый этап - создание основы игры - мнимой или воображаемой ситуации.

Сюжетно-ролевые игры предваряют беседы с руководителем группы дошкольников. При беседе учитывались факторы, отмеченные Г.А. Урунтаевой, способствующие эффективности данного метода: ослабление напряженности на начальной стадии интервью, расширение репертуара когнитивных схем, изменение поведения ребенка за счет нового эмоционального опыта, убеждение (явное или скрытое), усвоение или осознание новых форм поведения и отношения к себе и сверстникам [14, с. 13].

В содержание беседы обязательно следует включить наглядные эпизоды и примеры о том, как разные люди, в разные времена, занимаются чем-то интересным и делают что-то полезное для окружающих.

Так, например, детям дошкольного возраста следует приводить примеры мастеров своего дела различных профессий. О том, как и какие занятия, деятельность приводят к результату в профессии в творчестве и т.п.

Подбирать на эту тематику рассказы, сказки, истории из обыденной жизни, приводить примеры из повседневной жизни детей в группе и соответственно этой информации предлагать сюжеты игр, роли в них [15, с. 45].

Второй этап - воплощение взгляда, представления, отношения ребенка к тому событию, которое разыгрывается, поощрение самостоятельности у детей.

Самостоятельность детей в игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Рекомендации для педагогов-психологов по организации руководства игрой у детей 5-ти-7-ми лет на этом этапе:

Информация о работе Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста