Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема……………………………….....………………………………………..…..5
1.2. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………....……….…12
1.3. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ………………….….….21
Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение уровня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31
2.2. Изучение руководства игровой деятельностью……………………………….34
2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………….46
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему» Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Наиболее часто используемые в практике – дидактические игры, главная задача которых – обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка». Дидактические игры содержат в себе два начала – учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности – в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры – занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «В процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, родному языку, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые – показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие, включает новые персонажи, включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод – показ, рассказ), либо в силу своих психо-эмоциональных особенностей – застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого – либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого – результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно–дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно–дидактической игры – непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно-измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно – дидактическая игра отличается от сюжетно – ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно – дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно – ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально – этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.

У разных авторов мы наблюдаем разные теоретические подходы к организации игр. Так, например С. А. Козлова и Т. А. Куликова основным условием для развития игры считают участие в игре взрослого. Они пишут: "Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию". Авторы перечисляют ряд, на их взгляд эффективных методов организации игры:

1) показы-инсценировки;

2) инсценировки с использованием настольного, кукольного театров;

3) сюжетно-дидактические игры.

 

Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей [16, 88].

Авторы выделяют следующие способы построения игры:

- последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

- сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие [39, 89].

На наш взгляд в руководстве играми следует помнить, что максимальное невмешательство взрослого в игры позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны:
          - по своей воле выбирать партнеров по общению;

- самим устанавливать правила взаимодействия;

- следить за их выполнением определенных норм поведения;

- регулировать взаимоотношения.

 

Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации и руководства игровой деятельности детей, мы пришли к выводам:

1. Детская игра - это тип деятельности, в котором ребенок воплощает в себе свое отношение к окружающему. Детская игра, занимая по количеству времени, отдаваемого ей, видное место, имеет, несомненно, и важное значение в развитии ребенка.

2. В старшем дошкольном возрасте детская игра приобретает характерные черты. Главной особенностью детской игры в этом возрасте является то, что детская игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

3. Главное, что нужно в руководстве детской игрой, - это умение не спешить, позволить ребенку быть таким, каков он есть, и очень ненавязчиво, мягко, не требуя, а предлагая, заинтересовывая, постараться развивать игру в нужном направлении. В ДОУ руководство детской игрой возможно при условиях, что педагог должен играть вместе с детьми на каждом этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения, необходимо при руководстве детскими играми в ДОУ одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому и сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение уровеня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста

Изученные и проанализированные  нами теоретические положения требует обоснования и подтверждается экспериментальным исследованием, которое проходило в детском саду №272 города, в старшей группе, г. Новокузнецка Кемеровской области.

Показатели развития игровой деятельности детей представлены в пункте 1.2 (табл.1).

Работа по сбору информации осуществлялась по этапам.

На первом этапе были проведены следующие методики:

1.      Методика изучения игровых предпочтений Г. А. Урунтаевой. В данной методике детям предлагается ряд вопросов задаваемых в беседе. (Например: Любишь ли ты играть? Где тебе больше нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?) Перед экспериментатором стоит задача - добиваться развернутых ответов и их объяснений. Обработка данных. Ответы детей, воспитателей и родителей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками

2. Наблюдение за игровой деятельности детей

 

Схема анализа игровой деятельности детей (к наблюдению):

1.      Разнообразие игр;

2.      Игровые умения и действия детей, их уровень;

3.      Характер взаимоотношений детей в игре, уровень качества общественности, проявленной детьми;

4.      Самостоятельность и творчество детей;

 

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей проводилось в течение недели.

Информация о работе Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста