Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема……………………………….....………………………………………..…..5
1.2. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………....……….…12
1.3. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ………………….….….21
Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Изучение уровня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31
2.2. Изучение руководства игровой деятельностью……………………………….34
2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………………….46
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 367.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….....2

Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема……………………………….....………………………………………..…..5

1.2. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………....……….…12

1.3. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ………………….….….21

Глава 2. Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Изучение уровня развития игровой деятельности старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….31

2.2. Изучение руководства игровой деятельностью……………………………….34

2.3. Педагогические рекомендации для воспитателей по руководству за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.…………………………..38

Заключение…………………………………………………………………………..42

Список литературы………………………………………………………………….46

Приложение………………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Любая деятельность детей в дошкольном учреждении происходит под наблюдением и непосредственным руководством педагога. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений, формируются основные понятия человеческих взаимоотношений, развиваются личностные качества детей, детский коллектив сплачивается, повышаются возможности адаптивности детей в межличностных отношениях. Поэтому роль педагога в осуществлении данных процессов огромна.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности. «Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно». Так же некоторые педагоги увлекшись инициативой, начинают навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинают бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке. Следующей распространенной ошибкой в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы. Существует еще одна ошибка, когда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек педагог не дает детям в пользование их, чем обедняется детское творчество. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

Поэтому игре в последнее время стало уделяется большое внимание. Игре – как школе нравственности, интеллектуального развития, школе личностно- психологических качеств и сфере социализации ребёнка. Чтобы эти аспекты успешно решались, необходимо пересмотреть роль педагога в руководстве игровой деятельностью.

Все это позволило обозначить проблему исследования: как правильно осуществить руководство игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы – раскрыть особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности руководства игровой деятельностью старших дошкольников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: руководство игровой деятельностью будет эффективным если будут учитываться интересы и желания детей, будет осуществляться индивидуальный подход, работа будет реализовываться поэтапно.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Изучить проблему игровой деятельности дошкольника в психолого-педагогических исследованиях.

3) Выявить особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

4) Проанализировать организацию игровой деятельности в условиях ДОУ.

5)Экспериментально исследовать особенности педагогического руководства игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

6) Предложить рекомендации по руководству игровой деятельностью.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, анализ документации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации и руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

 

1.1.           Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогическая проблема

На протяжении всего существования человеческой истории человек играл. Игра является неотъемлемой частью человеческого существования. По мере усложнения общества и института социальных отношений, изменяются атрибуты игры и ее содержание. В настоящее время игры детей отличаются разнообразием отображения сторон действительности и богатством содержания. В процессе игры «развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.»

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Роль игры в организации жизни детей такова:

1. Игра является основным видом деятельности детей, так как через игру дети получают знания, у них формируются навыки и умения.

2. Игра как вид деятельности занимает основное время дошкольников.

3. Игра воспитывает определённые качества личности.

4. В игре ребёнок удовлетворяет потребность быть тем, кем он хочет.

5. В игре у ребёнка формируются нравственные качества.

6. Игра помогает воспитать решительность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца.

7. Игра помогает совершенствовать физические возможности ребёнка.

8. В игре ребёнок учится общению со сверстниками.

9. Игра развивает творческие способности.

Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер.

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры.

Ролевая игра - основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.

Игра с правилами - вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки». Игры с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные игры - двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).

Режиссерская игра - вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

Д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Самостоятельные игры не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно - ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радо и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно-ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Информация о работе Руководство игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста