Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

Выводы по первой главе

Таким образом, от отношения к ребёнку  отца и матери, от удовлетворения его  психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определённого типа поведения человека в течение жизни.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится  быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и  такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно  считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим  поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих всестороннему  и гармоничному развитию. 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста  

 

2.1 Организация исследования  по проблеме изучения роли  семьи в нравственном воспитании  детей младшего дошкольного возраста

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, его  уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог  использует комплекс традиционных методов  психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи  есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается  лишь в том случае, если получен  результат на предыдущем. Необходимость  в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония  развития ребёнка.

Педагогическая диагностика семьи  лежит в основе условной сгруппированности  семей по принципу возможности использования  их нравственного потенциала для  воспитания своего ребёнка. В связи  с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким уровнем  нравственных отношений. В них  здоровая моральная атмосфера,  дети получают возможность для  развития своих способностей. Частое  вмешательство педагога здесь  не нужно, хотя отдельные советы  и предостережения, связанные  с особенностями воспитания в  определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными  отношениями между родителями, но  при этом не обеспечивающие  положительную направленность в  воспитании детей. Дети могут  быть в центре «особых»

забот родителей, в связи с чем  у ребёнка развиваются эгоистические  тенденции, что, безусловно, требует  внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких  условиях родителям не до детей,  они сами не могут разобраться  в своих отношениях. Ни о каком  разумном воспитании нет и  речи, все пущено на самотек.  Нужно активное педагогическое  воздействие, чтобы изменить микроклимат  в семье, не потерять растущего  в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи,  в которых процветает бездуховность,  отсутствуют истинные нравственные  ценности, эмоциональная связь поколений  часто нарушена. Некоторые дети  хорошо усваивают семейную психологию  внешнего благополучия, поэтому  воспитательная работа с такими  семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для  которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи  требуют постоянного внимания  педагога, общественности, а иногда  и активного вмешательства, чтобы  защитить интересы детей[30].

Целесообразно знать указанные  типы семей и учитывать их особенности  при работе с родителями.

В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и  индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей  к воспитанию детей.

Анализ условий для решения  конкретной воспитательной задачи в  научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск  подобного «универсального средства»  вызывает только разочарование, так  как в большинстве случаев  эти условия различны. А попытки  любого обобщения даже самых эффективных  приёмов легко опровергаются  многочисленными исключениями[6].

В действительности ребёнок находится  в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат  взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек  ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики  на ситуацию, формирует её, используя  уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[21].

Признаки разных уровней воспитанности  качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно  характеризуют различную степень  воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции  и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три  уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня  воспитанности является наличие  устойчивого положительного опыта  нравственного поведения, самоорганизации  и саморегуляции наряду со  стремлением к организации и  регуляции деятельности и поведения  других людей, проявлением общественной  позиции.

-Для среднего уровня свойственны  устойчивое положительное поведение,  наличие регуляции и саморегуляции,  организации и самоорганизации,  хотя активная позиция по отношению  к деятельности и поступкам  товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого  опыта поведения, наблюдаются  срывы, поведение регулируется  в основном требованиями старших  и другими внешними стимулами  и побудителями; саморегуляция и  самоорганизация ситуативны.

При определении критериев уровней  нравственной воспитанности Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность человека  характеризуется нравственными  знаниями (пониманием того, что значит  быть нравственным), отношением к  ним (стали ли эти знания  потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных  ориентаций и установок) и нравственным  поведением (в какой степени эти  отношения реализуются личностью  в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно  связаны между собой, образуют  единство, которое выражается в  некоторых личностных качествах  (коллективизм, добросовестность, самокритичность  и т.д.).

3. Наличие у дошкольников этих  нравственных качеств можно считать  критерием нравственной воспитанности.

Уровень развития у детей того или  иного нравственного качества, считают  Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка  о соответствующих этому качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности  должны обязательно соответствовать  возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения  уровня воспитанности детей разного  возраста[24].

Характерной ошибкой многих родителей  является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных  видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка благоприятен для зарисовки общего контура  готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные  дефекты; способность к игре; уровень  внушаемости; тенденции развития половой  идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции  на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности  и т.п.;

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень знания особенностей этого  возрастного периода; умение формировать  целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных  видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность родителей  к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия  их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем  в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке нет единого  понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах  и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок  в поведении, в быту[13,566].

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся  и передаваемые от поколения к  поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы  поведения и т.п.; элементы социально-культурного  наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного  времени[31,374].

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?»  многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи говорят  о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь  между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и  детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят  причину проблемного подросткового  возраста. Между тем, семья – это  не только общий быт, бюджет и отношения  между супругами, это еще и  особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей  семьи.

Исследование проводилось на базе ДОУ «Родничок» р.п. Нововаршавка Омской области.

Нами было обследовано 15 семей с  детьми младшего дошкольного возраста (это семьи: Анохиных, Баландиных, Мошкиных, Лакомых, Молчановых, Масловых, Грязновых, Гваладзе, Ершовых, Думлер, Кучменко, Карандашовых, Талалаевых, Ткаченко, Чиркиных. 

 

 

2.2 Результаты исследования  по проблеме роли семьи в  нравственном воспитании детей  младшего дошкольного возраста

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и  что такое плохо?». Цель: с помощью  опросных методов (письменно или  устно) установить нравственные представления  детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: Детям предлагается (в письменном виде или устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих  поступков.

Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести  в матрицу. Качественный анализ ответов  детей позволяет определить степень  сформированности у них понятий  о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена  как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о  нравственном качестве.

Анализ ответов показал, что:

из 15 детей полное и четкое представление  о нравственном качестве имеют 4 ребёнка (27%). Эти дети приводили следующие  примеры: поделиться угощением с  другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста