Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Выводы по первой главе
Таким
образом, от отношения к ребёнку
отца и матери, от удовлетворения его
психических потребностей во многом
зависит возникновение и
Поэтому
в жизни каждого человека родители
играют большую и ответственную
роль. Они дают первые образцы поведения.
Ребёнок подражает и стремится
быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от
них самих зависит формирование
личности ребёнка, то они ведут себя
так, что все их поступки и поведение,
в целом, способствуют формированию
у ребёнка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
по проблеме изучения роли
семьи в нравственном
Изучение семьи позволяет
Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.
Педагогическая диагностика
1. Семьи с высоким уровнем
нравственных отношений. В них
здоровая моральная атмосфера,
дети получают возможность для
развития своих способностей. Частое
вмешательство педагога здесь
не нужно, хотя отдельные
2. Семьи, характеризующиеся
забот родителей, в связи с чем
у ребёнка развиваются
3. Конфликтные семьи. В таких
условиях родителям не до
4. Внешне благополучные семьи,
в которых процветает
5. Неблагополучные семьи, для
которых характерны грубость, скандалы,
аморальное поведение. Такие
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.
В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Анализ условий для решения
конкретной воспитательной задачи в
научных исследованиях, да и на практике
зачастую упрощается. На практике поиск
подобного «универсального
В действительности ребёнок находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.
Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[21].
Признаки разных уровней воспитанности
качеств, - считает М.И. Шилова, - являются
дифференциальными описаниями, «ключом»
для распознавания и условно
характеризуют различную
- Признаком высокого уровня
воспитанности является
-Для среднего уровня
- Низкий уровень воспитанности
характеризуется слабым
При определении критериев уровней нравственной воспитанности Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:
1. Нравственная воспитанность
2. В жизни человека его знания,
отношения и поступки тесно
связаны между собой, образуют
единство, которое выражается в
некоторых личностных
3. Наличие у дошкольников этих
нравственных качеств можно
Уровень развития у детей того или иного нравственного качества, считают Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:
а) представления (знания) ребёнка
о соответствующих этому
б) отношение ребёнка к этим нормам,
в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.
Критерии оценки нравственной воспитанности должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня воспитанности детей разного возраста[24].
Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.
Этот возраст ребёнка
Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:
В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):
а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;
б) для родителя: мотивация воспитания;
уровень знания особенностей этого
возрастного периода; умение формировать
целевые и смысловые установки;
понимание особенностей различных
видов воспитания; характер и силу
собственных психогенных
Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.
Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.
В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[13,566].
В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[31,374].
В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?» многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.
Вместе с тем, психологи говорят
о том, что детям семейные традиции
необычайно важны: сохраняется связь
между поколениями и теплые, нежные
отношения между родителями и
детьми; с регулярно повторяющимися
событиями к детям приходит ощущение
стабильности мира. В утере семейных
традиций некоторые психологи видят
причину проблемного
Исследование проводилось на базе ДОУ «Родничок» р.п. Нововаршавка Омской области.
Нами было обследовано 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста (это семьи: Анохиных, Баландиных, Мошкиных, Лакомых, Молчановых, Масловых, Грязновых, Гваладзе, Ершовых, Думлер, Кучменко, Карандашовых, Талалаевых, Ткаченко, Чиркиных.
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).
Ход выполнения: Детям предлагается (в письменном виде или устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.
Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести в матрицу. Качественный анализ ответов детей позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.
Анализ ответов показал, что:
из 15 детей полное и четкое представление о нравственном качестве имеют 4 ребёнка (27%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста