Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
С
середины 70-х годов формируется
новый тип семей – «
отказываются в полной мере подчинять собственные интересы интересам детей.
Возрастает личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое нравственными принципами и поддерживаемое общностью внутрисемейных ценностей. Отсюда неформальный характер связи и «симметричность прав и обязанностей партнёров». Эта особенность современной семьи проявляется в
известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения каждого выходит за рамки супружества.
Основные ценности такой семьи формируются во взаимодействии мужу и жены и становятся реальной базой отношений «родители - дети».
Психологи обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова. Приведём из его работы список функций, которые чаще всего психологи приписывают семье.
1. Порождение и воспитание детей.
2.
Сохранение, развитие и передача
последующим поколениям
3.
Удовлетворение потребностей
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5.
Удовлетворение сексуально-
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7.
Организация совместного
8.
Удовлетворение потребности
9.
Удовлетворение индивидуальной
потребности в отцовстве или
материнстве, контактах с
10.Социальный
контроль за поведением
11.Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12.Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д.
Анализируя весь список «функций семьи», А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей[i].
К числу реальных исследований, посвящённых психологическим типам семьи, относится работа М. Арутюнян.
По её мнению, существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В
традиционной семье воспитывается
уважение к авторитету старших; педагогическое
воздействие осуществляется сверху
вниз. Основным требованием является
подчинение. Итогом социализации ребёнка
в такой семье является способность
вписаться в «вертикально организованную»
общественную структуру. Дети из этих
семей легко усваивают
Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных:
родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и
эмоциональной
устойчивости. Вместе с тем у этих
детей может отсутствовать
Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.
Качество
жизни в системе отношений
«ребёнок - родитель», несомненно, зависит
от готовности и способности взрослых
целесообразно и грамотно организовать
процесс взаимного
Дошкольное
детство – важный период в нравственном
становлении личности. Исследования
отечественных ученых в области
педагогики и психологии свидетельствуют
о формировании основных моральных
качеств личности именно в эти
годы. Этому способствует высокая
детская восприимчивость и
1.2 Характеристика процесса
нравственного воспитания у
нравственное воспитание семья дошкольник
Дошкольный возраст является предметом
пристального внимания учёных и практиков
как важный и ответственный период
в жизни человека, как момент рождения
личности. В этот период происходит
ускоренное развитие психических процессов,
свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий
Как известно, современная семья
включена во множество сфер жизнедеятельности
общества. Поэтому на климат внутри
семьи влияет множество факторов:
и политические, и социально-экономические,
и психологические. Сокращение свободного
времени родителей из-за необходимости
поиска дополнительных источников дохода,
психологические перегрузки, стрессы
и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у
родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости. Многие
родители, находясь под прессом возникающих
проблем, считают возможным выплеснуть
свои негативные эмоции на маленького
ребёнка, который не может противостоять
психологической, а часто и физической
агрессии, казалось бы, самых близких
ему людей. Именно таким образом
дети становятся полностью зависимыми
от настроения, эмоций и физического
состояния родителей. Это далеко
не лучшим образом сказывается на
их психическом здоровье, установках
в общении и поведении на этапе
взросления. В целом же, психологи
и социологи характеризуют
В ходе исследования детско-родительских
отношений специалистами
ü реальное взаимодействие родителя с ребёнком;
ü отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
ü отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
1. Особенности личности
2. Психолого-педагогическая
3. Эмоционально-нравственная
4. Диапазон средств
5. Степень включенности ребёнка в жизнедеятельность семьи.
6. Учёт актуальных потребностей
ребёнка и степень их
В своём многолетнем исследовании М.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения (см.рис.2):
Таблица 2.
Типичные профили
Группа семей |
Подгруппа |
Характеристика профиля |
Благоприятные |
Понимающие |
Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребёнке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях. |
Покровительствующие |
Хорошо знают своего ребёнка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. | |
Безразличные |
Мало знают своего ребёнка и
не стремятся узнать больше, чаще заботятся
о внешних результатах и | |
Неблагоприятные |
Подавляющие |
Отличаются наибольшей степенью эмоционального
отвержения ребёнка, большим количеством
запретов, приказов. Родители уверены,
что хорошо знают ребёнка, но обычно
не могут предсказать его |
Тревожные |
Родители этой группы отличаются повышенной
тревожностью, неуверенностью, в реальности
они неплохо знают своих детей,
сензитивны по отношению к ним, но
не уверены в правильности своего
поведения и поэтому порой
жестоки к ребёнку. Отношения
характеризуются | |
Отстранённые |
Родительская позиция крайне регидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой привязанности к нему. | |
Отвергающие |
Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребёнке достаточно адекватны. |
Таким
образом, главным в анализе детско-
Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания[21].
По
мнению В.И. Гарбузова, существует три
типа «неправильного воспитания»: тип
А – неприятие, эмоциональное
отвержение, тип Б – гиперсоциализация,
тип В – эгоцентрическое
В
одном из своих исследований А.С.
Спиваковская выделила несколько типов
неблагополучных семей
«Семья - санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья - крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и к повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Именно
в таких семьях получил распространение синдро
отношению к ребёнку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы»[29,12 ].
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста