Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет
Кафедра педагогики и психологии детства
Курсовая работа №1
«Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Студентка 2 курса заочного отделения
факультета педагогики и психологии детства
Сокоренко Валентина Владимировна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры П и ПД
Сенченко Наталья Викторовна
Омск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1
Проблема нравственного
1.2
Характеристика процесса
1.3
Специфика нравственного
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1
Организация исследования по
проблеме изучения роли семьи
в нравственном воспитании
2.2
Результаты исследования по
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему
- охарактеризовать процесс
- выявить специфику
- эмпирически исследовать роль
семьи в нравственном
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от:
- стиля взаимоотношений в семье;
- актуализации проблемы в
- семейных традиций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- эмпирические: наблюдение, беседа;
База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного
воспитания в психолого-
Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…
Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал:
«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит:
«Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит[1,3].
В век материального лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно
известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.
Конечно,
воспитать без определённых приёмов
и продуманных мероприятий
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети[2,41].
Семья
как общность людей, связанных отношениями
супружества, родительства, родства, совместного
домохозяйства, как основная ячейка
общества выполняет важнейшие социальные
функции, играет особую роль в жизни
человека, его защите, формировании
личности, удовлетворении духовных потребностей,
обеспечении первичной
Как социальный институт семья выполняет определенные функции.
Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому представлена (см.рис.1):
Рис.1.
Основные функции современной семьи
Сфера семейной деятельности |
Общественные функции |
Индивидуальные функции |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. |
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании. |
Хозяйственно-бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. |
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. |
Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности в обмен на услугу). |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми. |
Формирование и поддержка |
Сфера духовного общения |
Развитие личности членов семьи. |
Духовное взаимоотношение |
Социально-статусная |
Предоставление определённого социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. |
Удовлетворение потребностей и социальная поддержка. |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. |
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. |
Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви. |
Сексуальная |
Сексуальный контроль. |
Удовлетворение сексуальных |
Таким
образом, функции семьи глубоко
историчны, тесно связаны с социально-
С. Голод выделяет следующие типы семей:
- «патриархальную» (или «традиционную»);
- «детоцентристскую» (или «современную»);
-
«супружескую» (или «пост-
Характеристика этих типов и сочетаний с анализом «тактик семейного воспитания» имеет существенное значение для анализируемой проблемы.
Патриархальная форма семейных отношений рассматривается как наиболее архаичная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей.
Главенство в такой семье проявляется в том, что в его руках экономические ресурсы и он принимает основные решения. В традиционной семье жестко закреплены внутрисемейные роли, в ней господствует родительская власть и авторитарная система воспитания. Она проявляется в
систематическом подавлении взрослыми инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Авторитарность ребёнка, систематическое лишение его права голоса, игнорирование его интересов и желаний – всё это серьезные просчёты, гарантия неудач в развитии его личности.
С середины 19 века в Европе начинает формироваться другой тип семьи – детоцентристский, для которого характерно возвышение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.
Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем, рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.
Рождение детей ослабляет духовные контакты супругов, отдаляет мужей от жен, скованных материальными заботами.
В свою очередь желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности.
Вместе с этим система воспитания детей в семье такого типа характеризуется рядом негативных черт. Родители, гипертрофируя чувство долга по отношению к детям, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждая его от забот, усилий и трудностей, принимают их на себя. Опека предполагает ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает с последствиями жёсткого авторитаризма: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива. Они отстранены от проблем семьи, опекаемый «уходит» от ответственности и приложения каких-либо усилий. Их подготовка к столкновению с реальными жизненными трудностями блокирована родителями. Дети из таких семей оказываются самыми неприспособленными, объективно неблагополучными, не способными к личной ответственности.
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста