Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Утверждение
новой педагогической парадигмы (парадигмы
активного воспитания и развивающего
образования, парадигмы повышения
профессионализма педагогов и повышения
педагогического потенциала семьи)
требует перехода от модели воспитания
как информационно-
ü к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;
ü к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;
ü к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.
Предполагается, что в ближайшей перспективе взаимодействие образовательного учреждений и семьи будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
Эти
новые подходы к взаимодействию
ДОУ с семьёй раскрываются во многих
программах воспитания детей и программах
педагогического сопровождения
семьи в контексте
Можно
сформулировать общие стратегические
принципы, которые должны быть положены
в основу программно-методического
обеспечения духовно-
ü Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.
ü Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации
родителей
на обеспечение предпосылок для
психофизического развития и духовно-нравственного
становления личности ребёнка через
создание единого воспитательно-
ü Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков педагогов, родителей и детей.
ü Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития.
ü Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.
ü Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.
Эти принципы, с точки зрения О. Потаповской, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребёнок – воспитатель - родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.
В
последнее время ведутся споры
о степени активности образовательных
учреждений в инициировании процесса
духовно-нравственного
Содержание
же духовно-нравственного
Поэтому
нужно постоянно помнить о
той личной и профессиональной ответственности,
которая ложится на педагогов, инициирующих
процессы духовно-нравственного
Ответственность
эту мы сможем понести лишь при
условии постоянного
нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[17,14].
В
настоящее время Россия переживает
один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, не в развале
экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и
Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.
В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях:
Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.
Второе
направление характеризуется
Третье
направление предполагает обращение
к духовно-нравственным традициям
отечественного образования и воспитания.
Это направление видится
В
российской педагогике воспитание всегда
связывалось с развитием
Нравственность
и христианство при общем сходстве
у каждого народа имеют особые
отличия. В каждом народе своеобразно
проявляются
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы над программой педагоги познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей[27,7].
Педагогические
традиции семьи, которые прежде передавались
из поколения в поколение, во многом
утрачены. Сегодня половина всех детей
дошкольного возраста по разным объективным
и субъективным причинам воспитываются
дома. В этих условиях особую значимость
приобретают программы
За
последние годы в различных регионах
России (в Санкт-Петербурге, Челябинске,
Смоленске, Великом и Нижнем Новгороде,
Ярославле и др.) накапливается
конструктивный педагогический опыт возрождения
детско-родительской общности и семейной
соборности. Этот опыт развивается
на принципах духовно-
ü Единство семьи на основе жертвенности и любви.
ü Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
ü Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
ü Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.
ü Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
ü Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.
ü Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.
ü Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
ü Участие в благотворительных программах общества.
Возрождению
семейной педагогической культуры содействует
создание семейных клубов, семейных воскресных
школ, родительских общин и объединений,
в которых возможно возрождение
элементов традиционного
Сегодня
как никогда актуально
В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста