Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

В духовно-нравственном воспитании, как  и в воспитании вообще, сегодня  уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация  позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического  просвещения родителей силами образовательного учреждения.

Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы  активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения  профессионализма педагогов и повышения  педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия

ü  к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;

ü  к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;

ü  к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.

Предполагается, что в ближайшей перспективе  взаимодействие образовательного учреждений и семьи будет реализовываться  как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых  формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий  по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Эти новые подходы к взаимодействию ДОУ с семьёй раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического сопровождения  семьи в контексте отечественных  социокультурных традиций.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методического  обеспечения духовно-нравственного  воспитания, смогут реально работать в современных условиях.

ü  Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.

ü  Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации

родителей на обеспечение предпосылок для  психофизического развития и духовно-нравственного  становления личности ребёнка через  создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность» и  формированию «социального иммунитета», защищающего ребёнка от негативного  воздействия информационной среды.

ü  Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков педагогов, родителей и детей.

ü  Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития.

ü  Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.

ü  Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.

Эти принципы, с точки зрения О. Потаповской, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребёнок – воспитатель - родитель», различные  характеристики которой могут варьироваться  в зависимости особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального  заказа.

В последнее время ведутся споры  о степени активности образовательных  учреждений в инициировании процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения  семьи в этом вопросе. Среди специалистов органов управления образования  и ученых-педагогов немалая часть  отстаивает позицию, утверждающую, что  образовательные учреждения не должны нести ответственность за духовно-нравственное воспитание детей, что это воспитание целиком является прерогативой семьи. Очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «ранености»  современной семьи… Отечественная  школа признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда поддерживала семью и помогала ей в решении  воспитательных задач.

Содержание  же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется  на сферу православной культуры, которая  не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Поэтому нужно постоянно помнить о  той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

Ответственность эту мы сможем понести лишь при  условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-

нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[17,14].

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале  экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей  искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности  и жестокости в обществе. Детей  отличает эмоциональная, волевая и  духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются  внесупружеские, антиродительские и  антисемейные установки.

Всё это свидетельствует о кризисе  в отечественном образовании  и воспитании.

В настоящее время отечественная  педагогика развивается в трёх направлениях:

Первое  ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов  сосредоточено в основном на обучении.

Второе  направление характеризуется введением  в отечественную педагогику зарубежного  опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия  природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье  направление предполагает обращение  к духовно-нравственным традициям  отечественного образования и воспитания. Это направление видится наиболее перспективным, поскольку связано  с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования  мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность  и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно  проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские – семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно  влияя на все стороны и формы  взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние  и общее физическое и психическое  развитие.

Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как  общество и государство остро  нуждаются в образовательных  моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному  воспитанию детей. В процессе работы над программой педагоги познакомились  с опытом работы по духовно-нравственному  воспитанию дошкольников, сложившимся  в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что  они содействуют сохранению духовного  здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Воспитание  духовной личности возможно только совместными  усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые  на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям  просто неизвестно, что именно в  дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям  осознать, что в первую очередь  в семье должны сохраняться и  передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей[27,7].

Педагогические  традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей  дошкольного возраста по разным объективным  и субъективным причинам воспитываются  дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего  воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а  не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы  разработаны педагогами для детей  и родителей. Сегодня важнейшая  задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании  и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи  и детства.

За  последние годы в различных регионах России (в Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается  конструктивный педагогический опыт возрождения  детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается  на принципах духовно-нравственного  воспитания и заключается в следующем.

ü  Единство семьи на основе жертвенности и любви.

ü  Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.

ü  Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

ü  Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.

ü  Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.

ü  Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.

ü  Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.

ü  Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.

ü  Участие в благотворительных программах общества.

Возрождению семейной педагогической культуры содействует  создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение  элементов традиционного духовно-нравственного  уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в  дни памяти святых покровителей семейного  благополучия – преподобных Кирилла  и Марии Радонежских, благоверных  Петра и Февронии; привлечение  в семейные объединения людей  старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и  выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших  поколений).

Сегодня как никогда актуально просвещение  семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания, начиная с первых лет  жизни, а также взаимодействие системы  образования и здравоохранения  по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей  среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование  в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)[17].

В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому  педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста