Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)
>Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при  посещении ребёнком детского сада и  становятся предметом внимания педагогов  и психологов.

 

1.3 Специфика нравственного  воспитания в семьях детей  младшего дошкольного возраста

Прежде  чем отметить вехи становления отечественной  системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией  и понятиями, характерными для него.

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Воспитание  – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в  общественной жизни.

Нравственность  – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые  человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль  – правила нравственности, а также  сама нравственность[13].

По  определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в  приверженности таким ценностям, как  свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном  внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность  представляет собой сложное социально-психологическое  образование, состоящее из личных убеждений  и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик  и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение  в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к  миру, людям и самому себе.

Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и  отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

Социальная  суть морали проявляется в функции  сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних  поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных  побуждений и действий.

Наконец, педагогическая функция морали состоит  в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.

Мораль, будучи внешней по отношению к  детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации  ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями  нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а  как осознанная необходимость.

Этика представляет собой прикладную философскую  дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под  морально-этическими подразумеваются  качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а  личность – нравственно ориентированный  человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение  или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Очевидно, что морально-этические качества личности – это первая ступень  формирования нравственного и духовного  человека, которая закладывается  в младшем возрасте[10].

Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в  течение многих столетий.

Честь быть создателем первой в истории  России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.

Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя

значения  Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области  морали этики, которые необходимо учитывать  при воспитании.

Особый  вклад в развитие идей нравственного  воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор  «Словаря физического и нравственного  воспитания» - своего рода педагогической энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и  физического воспитания, говорил  о необходимости гармоничного развития ребёнка начиная с младенческого  возраста. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую  душу, хороший нрав и доброе сердце».

Заслуживают внимания идеи и другого русского общественного деятеля и педагога – А.Г. Ободовского, посвятившего себя подготовке наставниц в Санкт-Петербургском  воспитательном доме. «Для человека нет  высшей цели, кроме нравственности. Всякая человеческая сила, или совершенство, имеет истинное достоинство только под тем условием, что споспешествует или служит оной. Следовательно, высшее правило всякого воспитания состоит  в том, чтоб все силы человека развить  и образовать так, чтобы он через  то совершеннейшим образом мог достигнуть своего конечного назначения, т.е. сделаться  существом в полном смысле нравственным».

О значении и содержании нравственного  воспитания говорил в своей книге  «Мысли о воспитании» детский  писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев. Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного  воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы нравственного  воспитания, сформулированные в главе  «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать  предвестником современных программ нравственного воспитания.

Особая  роль в разработке форм нравственного  воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.

Основным  принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности. «Основания воспитания и цель его, а  следовательно и его направление  различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому». Понимая, что цивилизация  не лучшим образом воздействует на нравственное состояние общества, главный  выход из этого положения Ушинский видел в просвещении. Особую роль Ушинский придавал христианской религии, считая её роль ведущей в нравственном воспитании.

Прежде  чем рассказать об основанной Л.Н. Толстым  Яснополянской школе, необходимо вспомнить  принципы, лежавшие в основе педагогической деятельности великого писателя: не сердитесь  и будьте в мире со всеми; не забавляйтесь похотью блудной; Не клянитесь никому и ни в чём; не противтесь злу, не судите и не судитесь; не делайте  различия между народами и любите чужих так же, как своих.

В Яснополянской школе ученики  сами выбирали занятие, учителя, место  в классе, имели реальную свободу  слова. Их «душевные силы… были в  самых выгодных условиях». Толстой  изучал личность ребёнка в бесконечном  многообразии её проявлений и раскрывал  эту личность как в художественных произведениях, так и в книгах для школы, прежде всего в рассказах  нравственного содержания для детей.

Таким образом, Ушинский и Толстой не только в теории, но и на практике создали  новую гуманистическую педагогику.

В основе педагогической деятельности Сухомлинского  лежат иные подходы к воспитанию.

«Процесс  воспитания всесторонне развитой, гармонической  личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в  то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то

ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне  развитого человека воплощают в  себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой  воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности».

Таким образом, в условиях единой общегосударственной  идеологии Сухомлинский вернулся к  устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось  востребованным только в наши дни.

Данные  позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и  в зарубежных программах для детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.

Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала  в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей  нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви  и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного  поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений  и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать  свои поступки и поступки других детей.

Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе  «Детство» этот раздел обозначен  в главе «Ребёнок входит в мир  социальных отношений», в Программе  «Истоки» - в главе «Социальное  развитие», А в

программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трёх программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:

ü  Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирование чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим его, преданности, ответственности по отношению к ним.

ü  Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.

ü  Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

ü  Воспитывать этические ценные способы общения.

ü  Развивать интерес к самопознанию и воспитывать уважение к себе.

В основе работы по социально-нравственному  становлению личности дошкольника  лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и  доверия к близким взрослым и  сверстникам, стремление к взаимопониманию  и сопереживанию, способности сочувствовать  другому человеку, радоваться вместе с ним.

Эти качества формируются в процессе эмоционального насыщенного содержательного  общения взрослого с ребёнком в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности. Необходимо использовать естественно возникающие  ситуации или специально создавать  ситуации для познания эмоциональных  состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Нравственные ценности, ориентиры и  убеждения личности заключаются  в семье. Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую  роль[9,104].

Активным  и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном  учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем  организации педагогического процесса,

взаимодействия  образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной  традиции.

Известно, что основой духовно-нравственного  воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой  живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот  дух, который царит в семье  и детском саду, которым живут  родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается  определяющим в формировании внутреннего  мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и  зла), эстетической (различение прекрасного  и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным  средством преодоления разобщённости  между взрослыми и детьми в  семье, между детьми в детском  социуме, между семьёй и образовательным  учреждением, между человеком (и  маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста