Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Прежде
чем отметить вехи становления отечественной
системы нравственного
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность[13].
По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Нравственность
представляет собой сложное социально-
Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.
Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.
С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.
Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.
Мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.
Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Очевидно,
что морально-этические
Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.
Честь быть создателем первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.
Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя
значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.
Особый
вклад в развитие идей нравственного
воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор
«Словаря физического и нравственного
воспитания» - своего рода педагогической
энциклопедии. Он пытался определить
взаимосвязь нравственного и
физического воспитания, говорил
о необходимости гармоничного развития
ребёнка начиная с
Заслуживают
внимания идеи и другого русского
общественного деятеля и
О
значении и содержании нравственного
воспитания говорил в своей книге
«Мысли о воспитании» детский
писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев.
Три главные идеи, по его мнению,
должны лежать в основе нравственного
воспитания: чувство религиозное, любовь
к прекрасному и истинному, любовь
к отечественному или национальному.
Писатель даёт конкретные формы нравственного
воспитания, сформулированные в главе
«Правила для воспитателя преподающего»,
поэтому его книгу можно
Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.
Основным
принципом нравственного
Прежде чем рассказать об основанной Л.Н. Толстым Яснополянской школе, необходимо вспомнить принципы, лежавшие в основе педагогической деятельности великого писателя: не сердитесь и будьте в мире со всеми; не забавляйтесь похотью блудной; Не клянитесь никому и ни в чём; не противтесь злу, не судите и не судитесь; не делайте различия между народами и любите чужих так же, как своих.
В Яснополянской школе ученики сами выбирали занятие, учителя, место в классе, имели реальную свободу слова. Их «душевные силы… были в самых выгодных условиях». Толстой изучал личность ребёнка в бесконечном многообразии её проявлений и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в книгах для школы, прежде всего в рассказах нравственного содержания для детей.
Таким
образом, Ушинский и Толстой не только
в теории, но и на практике создали
новую гуманистическую
В основе педагогической деятельности Сухомлинского лежат иные подходы к воспитанию.
«Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то
ведущим,
основополагающим. Живая человеческая
плоть и кровь всесторонне
развитого человека воплощают в
себе полноту и гармонию сил, способностей,
страстей, потребностей, в которой
воспитатель видит такие
Таким образом, в условиях единой общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось востребованным только в наши дни.
Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и в зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Подходы
к социально-нравственному
программе
«Радуга» не выделен. Авторы всех трёх
программ определяют следующие задачи
социально-нравственного
ü Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирование чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим его, преданности, ответственности по отношению к ним.
ü Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
ü Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
ü Воспитывать этические ценные способы общения.
ü Развивать интерес к самопознанию и воспитывать уважение к себе.
В основе работы по социально-нравственному становлению личности дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.
Эти
качества формируются в процессе
эмоционального насыщенного содержательного
общения взрослого с ребёнком
в игре, в художественной, музыкальной,
театрализованной деятельности. Необходимо
использовать естественно возникающие
ситуации или специально создавать
ситуации для познания эмоциональных
состояний людей, их нравственных ценностей,
деловых и личностных качеств, возможностей
в различных видах
Активным
и значимым субъектом процесса воспитания,
осуществляемого в
взаимодействия
образовательных учреждений и семьи,
должна определять цели, смысл, содержание
воспитательного и
Известно,
что основой духовно-
Духовно-нравственное
воспитание как условие развития
основных (человеческих) способностей:
нравственной (различение добра и
зла), эстетической (различение прекрасного
и безобразного) и религиозной (различение
истинного и ложного) является главным
средством преодоления
Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста