Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Семья и детский сад………………………………………………..6

1.1 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………..6

1.2 Задачи работы детского сада с семьей………………………………….8

1.3 Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей……………...8

1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи…………………………………………..9

1.5 Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………15

1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….17

Глава II. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………...25

2.1 Установление контакта с семьей………………………………………25

2.2 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе………………………………………..32

2.3 Здоровье дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи……………………………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………….38

Список литературы…………………………………………………………40

Приложение ………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Положительные результаты в воспитании детей достигаются  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении  в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

    В настоящее время актуальными  задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Родители  проявляют активность и высокую  гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.

    Привлечение родителей к участию в образовательном  процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет  возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его  развитие, поведение и общаться с  ним.

    Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации — залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.

    Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог  не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.

    В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому  коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать  установлению положительных отношений  с воспитателями.

    Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

    Таким образом, исходя из выше изложенного, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитания разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.

    Литература 

    
  1. А.А. Гуз  Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов  учреждений, обеспечивающих получение  дошк. образования/ Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2007.
  2. Адукацыя i выхаванне, №2, 2001// Детский сад и семья: сотрудничество и взаимодействие М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич.
  3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
  4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
  5. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.М.Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
  6. Загик Л.В, Куликова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение, 1989.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд.: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
  9. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
  10. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр-е и доп. – М.:Азь,1994.
  12. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Моногр. – Мн.: БГПУ, 2005. _ 231 с.
  13. Пачатковае навучанне, №6, 2001// Взаимодействие детского сада и семьи В.И. Ермак.
  14. Пралеска, №2, 2008// Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Материалы «круглого стола», состоявшегося 21 декабря 2007г. (В.А. Шишкина: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей как первостепенная задача педагогов и родителей.).
  15. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
  16. Ребенок в детском саду, №2, 2005// Мир общения ребенка Л.А. Пенькова, Т.И. Самофалова, Г.М. Каратаева.
  17. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
  18. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
  19. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
  20. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. Минск «Университетское» 2000г.
  21. Шабаев М.П. История детской педагогики в России.- М.: Просвещение, 1976.
 
 
 
 
 

    Приложение1 

    План взаимодействия с родителями на 2009 - 2010 уч. г в группе «Почемучки» 3-4 год жизни по следующей форме: 

Месяц Форма Тема Ответственный
Сентябрь Консультация «ОКИ - наши злейшие  враги». Ст.М\С
Консультация « Режим дня  – основа здоровья детей» Ст.М\С
Консультация «Предупреждение детского бытового травматизма» Воспитатели
Групповое родительское собрание Ознакомление  родителей с планом совместной работы по муз.воспитанию на новый уч. год». Муз. Рук.
Экспресс  информация  «Информация  о проведении диагностики» Физрук.
Октябрь Групповое родительское собрание «Задачи воспитания и обучения» Воспитатели
Консультация «Причины возникновения ОРЗ» Ст. м/с.
Консультация «Все начинается  с зубной щетки». Ст. м/с.
Консультация « Индивидуальный подход к ребенку» Воспитатели
Рекомендации « Домашнее задание» Физрук.
Ноябрь Консультация « Нетрадиционные методы борьбы с простудными заболеваниями» Ст. м/с.
Консультация « Как не надо кормить ребенка?» Ст. м/с.
Консультация « Почему ребенок болеет?»  Ст. м/с.
Консультация Влияние музыки на психику ребенка». Муз. рук
День  здоровья «Мама, папа, я  спортивная семья». Воспитатели
Консультация « Телевидение  и ребенок» Воспитатели.
Консультация « Если ваш ребенок  леворукий» Физрук.
Советы « Взял я в  руки карандаш!». Воспитатели.
Развлечение « День здоровья совместно с родителями». Воспитатели.
Декабрь Памятка «Профилактика нарушения осанки, плоскостопия». Ст. м/с
Памятка «Профилактика детского травматизма» Ст. м/с
Памятка «Игры которые  лечат» Ст. м/с
Педагогическое  сотрудничество  «Как привлечь родителей к изготовлению костюмов, участию в новогоднем представлении. » Муз. Рук.

Воспитатели.

Редколлегия Оформление  газеты посвященной новогоднему  празднику. Воспитатели
Анкетирование « Патриотическое воспитание детей» Физрук.
Советы «10 заповедей  здоровья». Ст. м/с

Физрук

Январь Выставка литературы по теме «Игра» Воспитатели
Консультации «Игры и игрушки». Воспитатели
Консультация « Детские инфекции и их профилактика»  Врач
Методич. рекомендации «Памятка родителям по вопросам музыкального воспитания в семье» Муз. рук.
Советы « Как научить  ребенка аккуратности». Воспитатели
Консультация «Утренняя гимнастика дома». Физрук.
Февраль Редколлегия Оформление  семейных газет посвященных дню защитника Отечества» Воспитатели
Анкетирование «Хорошие ли вы родители?» Воспитатели
  спорт. праздник «Праздник воинов отважных» Физрук.
Консультация « Питание и  здоровье» Ст. м/с

Физрук

Совместный  праздник «День защитника Отечества». Воспитатели
Март Консультация « Роль витаминов  в правильном развитии ребенка» Ст. м/с
Консультация «Все дети от природы музыкальны». Муз. рук.
Оформление  газет «Мы мамины помощники» Воспитатели
Консультация «Воспитание в  неполной семье» Воспитатели
Консультация «Как нужно  выбрать нужный вид спорта?» Физрук
Совместный  праздник «Мамин день»  посвященный 8 марта». Воспитатели
Апрель Анкетирование « Наказывать или нет?» Воспитатели
День  здоровья « Веселые старты» Физрук.
Консультация «Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни» Врач 
Рекомендации «Дыхательные упражнения дома». Физрук.
Май Итоговое групповое собрание « Вот и стали  мы на год взрослее». Воспитатели

Заведующая

Досуг для детей и родителей «Семь «я» в  одном доме». Муз. рук.
Совместное  развлечение «День семьи». Физрук.
Информация  «О проведении  диагностики». Физрук.
 
 
 
 

    Приложение 2 

    АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Уважаемые родители! Просим Вас заполнить анкету, посвященную теме наказаний. Возможно, Вы не раз стояли перед проблемой - наказывать или не наказывать своего ребенка. Как Вы выходили из этой ситуации?

    Анкета  анонимна. Надеемся, что Ваши искренние ответы помогут

    нам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком.

    1.Наказания  происходят потому, что________________________

    2. Мне приходиться наказывать ребенка,  когда _____________________

    3. Какие наказание применяли по отношению к Вам родители в детстве:

    а) пощечина; б) ремень; в) шлепок; г) щипали; д.) царапали; е.) били

    кулаком; ж) лишали, еды; з) сажали в темное место; и) ставили в угол;

    к) ставили на колени на крупу; л) не разговаривали; м) лишали удовольствий; н)другие______________________________________________________

    4. Какие наказания Вы считаете  возможным применять по отношению

    к ребенку?____________________________________________________

    5. Какие наказания Вы реально  применяете по отношению к  своему ребенку?_______________________________________________________

    Кто, с Вашей точки зрения, был наиболее агрессивен в семье Ваших родителей?______________________________________________

    В Вашей семье? _________________________________________________

    8. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?______________________________________________________

    9. Повысить на него голос? ______________________________________

    10. За что и в какой ситуации  Вы можете ударить ребенка?______________________________________________________

    11. Что раздражает Вас в Вашем ребенке?_________________________

    12. В жене (муже)?______

    13. В родителях?______________________________________________

    14. В себе самом?_____________________________________________

    15. Пол родителя, заполнявшего анкету______________________________

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО! 

    КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?

    1. Нравится ли Вам Ваш малыш?

    2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

    3. Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?

    4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

    5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

    6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

    7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?

    8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

    9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

    10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

    11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?

    12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?

    13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?

    14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?

    15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и ребенком?

    16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он раскроет рот:

      а) у зубного врача;

    б)в  магазине?

    17. Смотрите ли Вы телевизор с ребенком?

    18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного им по телевизору?

    19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

    20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

    21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?

    22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в Макдональдс, зоопарк или музей?

    Ключ  к тесту:

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка