Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Семья и детский сад………………………………………………..6

1.1 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………..6

1.2 Задачи работы детского сада с семьей………………………………….8

1.3 Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей……………...8

1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи…………………………………………..9

1.5 Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………15

1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….17

Глава II. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………...25

2.1 Установление контакта с семьей………………………………………25

2.2 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе………………………………………..32

2.3 Здоровье дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи……………………………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………….38

Список литературы…………………………………………………………40

Приложение ………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Родителям не позднее, чем за месяц объявляется  о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

    Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и  воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

    Встречи за “круглым столом”.

    Встречи за “круглым столом” расширяют  воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

    Оформление  мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

    Темы  встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог. 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Сотрудничество семьи  и дошкольного  учреждения в воспитании детей 

    2.1 Установление контакта  с семьей 

    В настоящее время идет перестройка  дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация  и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.[13]

    Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.[7]

    Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния  семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и  семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его  положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

    Чтобы родители стали активными помощниками  и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

    Работа  с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и  в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно  назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

    Первый  этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

    Второй  этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

    В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или  подсказанные жизнью. Перечислим некоторые  из них.

    Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

    Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".

    Персональные  выставки детских работ (например, "Лепка  Вани Белобородова").

    Летний  конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в  изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.

    "Мастерская  добрых дел" объединяет всех  членов семьи.

    Третий  этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

    Если  на первом этапе внешней целью  является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных  отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

    Важнейшим результатом содержательного и  эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.[16]

    Уникальный  воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный  контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.

    В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать  с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.[7]

    Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

    Хотя  в последнее время и наметились новшества, перспективные формы  сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному  участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с  родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семенного воспитания не используются в полной мере.

    Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.

    К первому виду относятся связи, которые  направлены на то, чтобы активизировать влияние семьи на ребенка через  повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.

    Второй  вид характеризует включение  родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

    Третий  вид связи возникает тогда, когда  родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические  возможности в воспитании детей. [13]

    В процессе установления партнерских  отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

    Привлекать  родителей к участию в жизни  дошкольного учреждения, принимать  решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей  о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.

    Поощрять  сотрудничество и партнерские отношения  внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям  возможность приобретать новые  знания и навыки межличностного взаимодействия.

    Обеспечивать  удобный доступ семей к игровой  деятельности детей и участию в жизни группы.[1]

    Анализ  опыта семейного воспитания и  данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.

    Работа  детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:

    Низким  уровнем социально-психологической  культуры участников взаимодействия (родителей  и воспитателей), а значит, неумением  общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

    Неумением родителей анализировать собственную  воспитательную деятельность;

    Непониманием  воспитателями того, что в определении  содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными  заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

    Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в  дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. [13]

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка