Роль семьи в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Семья и детский сад………………………………………………..6

1.1 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………..6

1.2 Задачи работы детского сада с семьей………………………………….8

1.3 Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей……………...8

1.4 Сотрудничество ДОУ и семьи…………………………………………..9

1.5 Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………15

1.6 Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей…………………………………………………………………………….17

Глава II. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей………………………………………………………………...25

2.1 Установление контакта с семьей………………………………………25

2.2 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе………………………………………..32

2.3 Здоровье дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи……………………………………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………….38

Список литературы…………………………………………………………40

Приложение ………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

    Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных групп «трудных» для воспитателя родителей:

    - Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, не проявляющие заинтересованность в их судьбе;

    - Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо в области педагогики;

    - Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;

    - Родители, чрезмерно опекающие своего ребенка, переоценивающие его;

    - Родители, недооценивающие роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;

    - Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);

    - Родители с общей низкой культурой, необразованные в области педагогики и психологии и не проявляющие при этом желания к росту себя как воспитателей.

    Познание  родителей воспитанников – важное условие успеха во взаимодействии с  семьями не только воспитателя, но и других специалистов дошкольного образования.[11]

    Но  не все воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.[13]

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного  учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями. 

    2.2 Взаимодействие с  семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе 

    Если  раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход  из затруднительного положения, то сегодня  уже мало кто сомневается в  его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских садах. Но, к сожалению, все не так просто. Работа, телевизор, домашние обязанности и многое другое, чем насыщена жизнь современной женщины, оставляют мало времени для свободного, радостного общения с детьми. В этой ситуации на детский сад как бы переносится ответственность за воспитание. Он становится для родителей важным источником их душевного равновесия, делает возможным сохранение их привычного жизненного стиля, освобождает от чувства вины по отношению к детям и, кроме того, в какой-то степени освобождает от страха, что их собственная педагогическая некомпетентность может повлечь за собой проблемы в воспитании детей. Результативность взаимодействия во многом определяется умением воспитателя общаться с родителями, использовать в своей работе разнообразные формы работы с семьей.[10]

    Рассмотрим  формы сотрудничества семьи и  дошкольного учреждения в воспитании детей на примере Чуровичского детского сада.

    Согласно  плану взаимодействия с родителями на 2009 – 2010 уч. г. (Приложение1), в группе «Почемучки» 3-4 год жизни проводится следующая работа:

    Родительские  собрания.

    Консультации.

    Анкетирование.

    Совместные  праздники.

    Совместное  оформление газет. Выставки.

    Работа  родительского комитета.

    Групповые родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них присутствуют, кроме  воспитателей, заведующий, старшая  мед. сестра, физрук, психолог. На осуждение  выносится несколько вопросов. Такие  как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.

    Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп, имеющие одинаковые проблемы.(Приложение3)

    Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей (Приложение2). С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.

    В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых  участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. Из беседы с воспитателями мы выяснили. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.

    В данном дошкольном учреждении действует родительский комитет. От каждой группы в него входит 2 родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей, в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний.

    Родители  в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами  к воспитателю, заведующему, психологу  или мед. работнику. Вопросы можно  задавать лично либо оставлять в ящике для вопросов в письменном виде.[из беседы с родителями]

    Важным  направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом  семьи. Для этого проводятся:

    Целенаправленное  наблюдение ситуации общения детей  с семьей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях (анкета «Хорошие ли вы родители?», «Патриотическое воспитание детей», « Наказывать или нет?»).

    Мировая статистика убеждает, что современное  семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому  во многих странах разрабатываются  специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.

    Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя группы «Почемучки» с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей этого возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о ком-то конкретно. Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании. 

    2.3 Здоровье дошкольников  в условиях взаимодействия  ДОУ и семьи 

    Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья ребёнка в значительной степени зависит от смысла, вложенного в понятие «взаимодействие». В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги — дети — родители». На взгляд В.А. Шишкиной, профессора кафедры педагогики и методик дошкольного образования УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», особого внимания заслуживают следующие тезисы:

    Семья - основной институт воспитания здорового ребёнка, детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка.

    Основные  направления взаимодействия должны органично вписываться в систему  оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

    Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети — к здоровью вместе».

    Почему  детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка?

    Оздоровительная система работы в дошкольном учреждении представляет собой определённый эталон здорового образа жизни, демонстрируемый семье как наиболее оптимальный для воспитания здорового ребёнка; педагог дошкольного учреждения является транслятором культуры здорового поведения, рассматривается как компетентный специалист в области оздоровительного воспитания. Родители ежедневно получают от педагога информацию о психофизическом состоянии ребёнка в течение дня в детском саду. Зная семью, педагоги предлагают родителям нужную информацию, которая поможет им осознавать проблемы здоровья ребёнка и искать пути решения. При этом и педагог, должен знать какова компетентность родителей в вопросах здоровья ребёнка; условия ЗОЖ ребёнка в семье; проблемы здорового поведения родителей.

    Сегодня взаимодействие семьи и детского сада в вопросах здоровья ребёнка  часто характеризуется взаимными упрёками: родители обвиняют в нездоровье ребёнка детский сад, педагоги – родителей. Между тем, в дошкольном учреждении проводится много всевозможных мероприятий, в том числе нужных и эффективных, однако работа с родителями рассматривается как дополнение к основной, так как сотрудничество с семьёй не является чёткой системой, которая бы органично включалась в общую систему образовательного процесса.[14]

    Сотрудники  детского сада осуществляют взаимодействие с родителями следующим образом. На общих и групповых собраниях проводятся консультации для родителей касающиеся здоровья детей «ОКИ – наши злейшие враги», « Режим дня – основа здоровья детей», «Предупреждение детского бытового травматизма», «Причины возникновения ОРЗ», «Все начинается с зубной щетки» и др. На стендах вывешиваются памятки и советы «Профилактике нарушения осанки, плоскостопия», «Профилактика детского травматизма», «Игры которые лечат», «10 заповедей здоровья» и др. Проводятся совместные праздники «День здоровья», «Веселые старты».

    Итак, взаимодействие в вопросах здоровья осуществляется в разных вариантах: просвещение родителей, обмен мнениями на родительских собраниях и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Проблема  сотрудничества воспитателей и родителей  в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

    Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

    Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

    Основные  задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, заведующей и старшего педагога.

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка