Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

В объединении  ВПШ, главной задачей считается  привлечение трудных и проблемных детей и подростков из самых различных категорий молодежи и организация их свободного времени, что позволяет сделать реально ощутимый сдвиг в решении важнейшей проблемы современного подрастающего поколения – не только его воспитания, полноценного развития, но и достойной социализации и самореализации как граждан и патриотов своей Родины – России, от которых зависит ее будущее.

В этом году впервые  были проведены такие необычные  мероприятия, как: экологический десант ВПШ по очистке берегов протоки реки Енисей, экскурсия в воинскую часть г. Минусинска с целью ознакомления с воинской дисциплиной, марш – бросок на горнолыжную базу «Хутор Экстрим».

Волонтерское  движение «NEXT», призванное пропагандировать здоровый образ жизни, все свои мероприятия проводит для молодежи города: «Оставайтесь людьми», участие в краевом семинаре – проекте «Танцуй ради жизни», семинары с мед. психологом «Выбор партнера», мероприятия по профилактике негативных явлений «Живи как мы»,  информационно-профилактическая акция «Вместе мы сильнее». Во всех этих мероприятиях принимали участие старшеклассники школ, студенты ССУЗов и ВУЗов. Цель каждого из них – повышение уровня информированности молодежи по вопросам сохранения здоровья и мотивация на безопасное поведение, а также информирование по вопросам гражданского образования. Волонтерское движение востребовано в городе. Участие в краевых семинарах  дает толчок к дальнейшему развитию движения центре. Доказательством тому являются обращения учебных учреждений для проведения мероприятий по здоровому образу жизни.

Студия спортивного  танца «Брейк-данс»,  выходит не только на городской уровень, устраивая соревнования между танцорами города: фестиваль «Хип – хоп party», которые предложено сделать традиционными, благодаря высокому уровню организации, отличавшее соревнования, но и участвует в региональных и краевых мероприятиях.

Активно, креативно  во многих мероприятиях проявляют себя команды КВН «Чисто девчонки», «Переходный  возраст»: участие в ¼ финала зональных  игр юга края «Южный град», полуфинал КВН в г. Красноярске «КВН на Енисее», в фестивале  городской школьной лиги КВН.

Уже не первый год  и достаточно успешно работает объединение  «Юный турист – спасатель», причем в составе воспитанников почти  половина, так называемых, «трудных», т.е. состоящие на учете в КДНиЗ, а также, находящиеся в социально – опасном положении. Мероприятия, проходящие в этом объединении помогают им самореализоваться в социуме как полноценным гражданам. Это и походы,  и спуски в пещеры, и ориентирования на местности и т.п. Воспитанники принимали участие в межрегиональных соревнованиях по скалолазанию в г. Абакане, «Рождественская вертикаль» в г. Абакане, в городских соревнованиях на скалодроме.

Секцию рукопашного  посещают не только юноши, но и девушки, т.к. это актуально и востребовано в современном мире, да и решается проблема возрастающей роли подготовки молодежи к военной службе. Бесспорно, у ребят есть достижения, что и показали городские соревнования по рукопашному бою, где воспитанники достойно представили свое учреждение.

Недавно существующее девичье объединение «Фитнес-аэробика»  пользуется популярностью в городе, они принимали активное участие  в летнем «Фитнес - марафоне», организованном в День города, а также в спортивных мероприятиях в День молодежи. 

Невозможно  представить ни одно городское мероприятие  без активного участия объединения  «Молодежный совет». Ребята, участвующие  в этих мероприятиях, не только работают, но и формируют взаимоотношения  с другими людьми, представления  о нравственных ценностях. В результате такой социализации происходит и их личностный рост. Вот некоторые из этих мероприятий: «Академия молодой семьи», городские игры «Интеллект клуба», городские игры «Супер студент».

Творческим  подходом к  участию в каждом мероприятии отличается вокальная группа «Элегия», воспитанники которой уже знамениты не только в городе, но и в Красноярском крае, Кемеровской области, Хакасии. «Элегия» – дипломанты открытого фестиваля Патриотической песни «Россия, молодость, мечта», призеры конкурса «Енисейская волна» и др.  Они утверждают приоритет традиций и ценностей человеческого общения, направленный на формирование гармоничной личности, а также противостоят современным тенденциям коммерциализации и бездуховности. 

Довольно редкая форма работы с детьми развивается в секции «Конного спорта». В начале года был разработан и защищен проект «Иппотерапия – энергия жизни», который был реализован в течение полугода. Целью данного проекта было укрепление здоровья, реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями при проведении мероприятий и занятий по иппотерапии. Самый разновозрастный коллектив Центра отличает трудолюбие, ответственность, воспитанность и гуманное отношение ко всему живому. Они  - участники Чемпионата Хакасии по конному спорту (1, 2, 3 места), организаторы – конкурса «Мисс Амазонка» и участники конференции по иппотерапии в г. Красноярске (ноябрь 2009 г.).

Своей креативностью  и новизной отличается современное  объединение «Паркур», существующее уже 3 гола. Ребята завоевали любовь и признание своих поклонников во всем городе. Они принимают участие во всех мероприятиях не только центра, но и города: презентация МУ МЦ «Защитник», квалификационные  соревнования  «Free Energee», акция «Мы –за!» в городском скейт-парке, пропагандирующая ЗОЖ. 

МУ МЦ «Защитник» также  занимается организацией летнего отдыха   подростков и молодежи - это открытие полевого туристического лагеря для  подростков и молодежи в природный парк «Ергаки» с целью пропаганды здорового и активного образа жизни, привлечение внимания к охране окружающей среды, патриотическое и экологическое воспитание подрастающего поколения и приобретение ими социально – значимого опыта, навыков коммуникативного общения, раскрытие творческого потенциала. В проекте участвовало около 100 молодых людей, а также педагоги центра.

Бесценный опыт приобретен воспитанниками, благодаря  участию в краевом проекте  «ТИМ Бирюса 2009». Ребята реализовывали  свои проектные идеи в условиях походного  лагеря, раскрывали свои внутренние способности  в экстремальных ситуациях, решали многие проблемы, касающиеся психологической несовместимости.

Ежегодно Центр  выступает работодателем, предоставляя рабочие места для несовершеннолетних подростков города. Ребята из ТОСов ( в  количестве 25 чел.) занимаются озеленением и работами по внутреннему  благоустройству здания Центра.

Уже второй год  ведет работу филиал штаба ККСО  на базе МУ МЦ «Защитник», это  участие в организации работы отрядов «Ванкор», «Путина», «Бий - Хем», «РУСАЛ», «Просвет». Практически все ССУЗы  города ( ККККиИ, МПК, КМК, ВЫСот, МСХК, ПУ-61) приняли участие в этом краевом проекте, что позволило ребятам не только заработать деньги, но и расширить свой  кругозор, приобретая новых друзей и единомышленников. Участие в движении ККСО – уверенный шаг не только в свое личное будущее, но и возможность созидать перспективы развития всей страны.

Следует отметить, что воспитанников МУ МЦ «Защитник» отличает высокая принципиальность, активная гражданская позиция, заинтересованность, как в развитии работы учреждения, так и молодежной политики в городе.

 

2.2 Рекомендации  МУ МЦ «Защитник» по организации  досуга школьников в праздничное и каникулярное время

 

Как уже неоднократно говорилось, организация досуга школьников является очень ответственным мероприятием. Это связано с психологическими особенностями еще не сложившегося самосознания ребенка, с большой нагрузкой в школе и постоянной занятостью родителей. В качестве рекомендаций по организации досуга школьников  в праздничное и каникулярное время, хотелось бы предложить проведение при МУ МЦ «Защитник»  площадок временного пребывания. Режим работы таких площадок с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00. На территории этих площадок могут организовываться кружки, проводиться различные конкурсно-игровые программы. Обязательным пунктом деятельности таких площадок должно быть посещение различных культурно-досуговых учреждений (музей, театр, библиотека и т.п.).

Такие площадки позволят школьникам во время праздников или каникул проводить время  со сверстниками, заниматься творчеством, вести активную гражданскую позицию. Так же данная форма работы со школьниками в каникулярное и праздничное время существенно облегчит  жизнь родителей. Так как зачастую именно отсутствие родительского присмотра влечет за собой возникновение у школьников девиантного поведения, очень важно организовать свободное время школьников (приложение 2,3).

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы, была рассмотрена роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время, были выявлены технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.

Анализируя  данный материал, можно утверждать, что школьный возраст является наиболее ответственным этапом развития личности. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

Могучим стимулом для развития личности ребёнка может  стать досуг. В этом заключены  его прогрессивные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может стать фактором негативного развития личности. Поэтому организация детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

Деятельность  МУ МЦ «Защитник» имеет огромное значение в организации культурно-досуговой деятельности населения города Минусинска. Она направлена на умственное, физическое, духовное воспитание молодежи. Неоценима  работа «Защитника» со школьниками. Дети, которые могли бы просто гулять на улице, возможно, пить и курить, нашли свое место здесь. Они занимаются в различных секциях, общаются со сверстниками, получают отличное воспитание и развивают свои способности в различных отраслях дополнительного образования. Организация досуга школьников в праздничное и каникулярное время в МУ МЦ «Защитник» пока не носит полноценный характер. Но если проследить тенденцию развития его деятельности, можно с уверенностью утверждать, что этот пробел скоро будет устранен.

Таким образом, можно точно сказать, что организация досуга школьников в праздничное и каникулярное время несет в себе огромную ответственность перед развитием полноценного, самостоятельного, творческого жителя нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Ширвиндт Б.Н. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений [Текст]: Сб. научн. тр. /. Б.Н. Ширвиндт. – М., 2005. – 288с.
  2. Гапонова Н.Л. Организаторам летнего отдыха детей [Текст] / Н. Л. Гапонова, Н. Л. Поспелова // Практика административной работы в школе. - 2005. - №4. – С.12-14.
  3. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере [Текст] /  Ю. Н. Григоренко - М., 2002. – 320с.
  4. Иконникова С.Н. «Клубоведение» [Текст] /  С. Н. Иконникова - М., 1980. – 238с.
  5. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности [Текст]: Учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова – М.: Изд-во МГУК, 2004. – 336с.
  6. Курганский С.М. Организация досуга младших школьников [Текст] / С. М. Курганский - М., 2008. – 165с.
  7. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома [Текст] / Ю. П. Луговская – Ростов-на-Дону, 2002. – 220с.
  8. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени [Текст] / Ю. А. Стрельцов – М., 1991. – 322с.
  9. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха [Текст] / М. Е. Сысоева – М., 1999. – 129с.
  10. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей [Текст] / А. Фомина // Воспитание школьников. - 2005. - №3. – С.34-36.

Интернет источники:

  1. http://mmc.minusa.ru
  2. www.allbest.ru
  3. http://www.bestreferat.ru
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://vkontakte.ru/feed

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Примерный план мероприятий в рамках площадки временного пребывания  при МУ МЦ «Защитник»

Понедельник

8.45-9.00 – сбор

9.00 – линейка,  разделение по командам

9.30 – знакомство  в командах, подготовка к открытию

12.00 – конкурсная  программа «А ну-ка, парни»

13.00-14.00 – обед

14.00 – знакомство  с музами*

Информация о работе Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время