Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Детские недели. Комплексные формы работы привлекают к культурно-досуговым учреждениям внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления). При подборе форм учитываются психологические  и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.  

 Начало детской  недели предполагает торжественное  открытие, в течение которого  детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.      

Неделя детской  книги. Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в культурно-досуговых учреждениях, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может быть рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции.   

Неделя музыки. Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс).   

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды. Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.  

  Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек  ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление  всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей  родословной.

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения.

Формы проведения праздника весьма разнообразны –  от детского утренника до массового  шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его назначением  и выбором аудитории – один класс или население всего города.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых  учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

 

2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

 

Муниципальное учреждение Молодежный центр «Защитник» осуществляет деятельность по направлениям: психолого-педагогическая служба, методическая служба, отделение дневного пребывания молодежи.

Психолого-педагогическая служба.

Психолого-педагогическая служба МУ МЦ «Защитник» необходима для  организации и проведения консультаций, семинаров, психологических тренингов, бесед для молодежи с целью  адаптации их к социальным условиям, сохранения психического здоровья, самоопределения; проведения социально-психологических исследований среди молодежи для выявления актуальных проблем и тенденций, а также для  разработки форм и методов их решения. 

Центр располагает  помещением, методической базой, пользуется доверием молодых людей и организовывая психологическую службу, оказывает психологическую, консультационную, информационную поддержку молодежи. Так, например, в объединениях центра  проведены тренинги «Знакомство с группой», «Эффективное взаимодействие в группе» для личностного роста и  развития коммуникативных навыков подростков и молодежи. Согласно плана работы, проводятся заседания видео-клуба «Инсайт» для знакомства со строением тела человека, с психологическими особенностями возрастных этапов человека, для профилактики наркомании и  пропаганде ЗОЖ и т.п..   Но, к сожалению, в настоящее время нет  ставок для того, чтобы принять на работу достаточное количество специалистов, которые бы могли осуществлять эту деятельность в полном объеме.

На сегодняшний  день в центре  прилагается много усилий для организации деятельности консультативно-профориентационной службы, которая также необходима молодым людям в городе. Функции данной службы: организация и проведение тренингов для выпускников, абитуриентов, поступающих на работу, тестирование на выявление предпочтительной сферы деятельности, консультирование, сбор базы данных учебных заведений, организация выставок для поступающих. Для этого требуются совместные разработки с другими службами и учреждениями города, что и уже начинает реализовываться. Проведены презентации ККСО в Сузах города с целью создания городской сети штабов ККСО. Бойцы Минусинского сводного отряда ККСО принимали участие в краевых мероприятиях: Ретро-вечеринка «Ночь без бойцовок», Губернаторский прием, посвященный 50-летию ККСО, торжественное закрытие Года молодежи в г. Красноярске.

В этом году активно  реализовался проект «Молодежь Минусинска в лицах»,  посредством которого для подростков и молодежи были созданы условия для развития личностного роста и показана перспектива профессиональной успешности на примере победителей проекта. 

Совместно с МОБУ МУК и  Центром занятости населения  разрабатываются проекты работ  по будущим профессиям, востребованном в городе и нашем регионе. В  учебных заведениях города запланировано  проведение  передвижной ярмарки учебных мест для информирования учащихся о востребованных профессиях в нашем городе и условиях поступления в средне-специальные и высшие  учебные заведения.

Методическая  служба.

Методическая  служба в центре функционирует для  оказания консультационно-методических услуг молодежи, учреждениям по организации мероприятий в рамках деятельности Центра, в области молодежной политики; проведения научно-методической работы, направленной на совершенствование программ, содержания, форм и методов работы объединений Центра; повышения квалификации сотрудников; организации проектной деятельности молодежи; формированию базы методических разработок в области молодежной политики. На сегодняшний день методисты Центра ведут работу по всем направлениям.

В течение учебного года за консультацией обращались студенты и сотрудники ПУ-61,ККККиИ, МПК, ВЫСот. Основной круг вопросов, интересующий их: изменения и тенденции в молодежной политике, проектная деятельность, организация молодежных мероприятий (сценарии, разработки). С ними ведется информационно – методическая работа по всем направлениям.

По итогам прошедшей  аттестации педагогам даны методические рекомендации по организации работы с воспитанниками и проведению занятий. Педагогам рекомендовано обратить внимание на внутригрупповое взаимодействие воспитанников.

В этом учебном  году педагогам было предложено принять  участие в семинарах «Написание грантовых заявок», «Командообразование», «Эффективные формы обучения».

Активно реализовался в МУ МЦ «Защитник» конкурс «Резидент», реализованный в рамках проекта «Ровесник. ru», целью которого была пропаганда и популяризация молодежных субкультур, клубов и движений, объединяющих молодежь общими интересами; привлечение учащихся общеобразовательных школ города к занятиям в различных досуговых объединениях. Итоги конкурса показали, насколько востребована работа объединений центра для подростков и молодежи нашего города.           

 К сожалению,  некоторые педагоги центра обладают  недостаточными специальными педагогическими  знаниями; т.е. им необходимо повышение квалификации, что и было учтено в работе этого года (8 педагогов успешно освоили курсы и получили свидетельства). Учитывая специфику работы именно в молодежном центре, а не образовательном учреждении, педагогам необходимо осваивать новые методики работы с молодежью. В этом году 2 педагога поступили в ВУЗы для дальнейшего продолжения получения образования, а 1 – успешно закончил обучение.

В настоящее  время методистами формируется  база методических разработок в области  молодежной политики и методисты готовы оказывать информационную, консультационную поддержку заинтересованным лицам и организациям.

Согласно плана  работы, МУ МЦ «Защитник» для организации  досуговой и социально-культурной деятельности молодежи в 2009 году в молодежном центре осуществляют свою работу 13 объединений для подростков и молодежи города:

- Секция конного спорта;

- Секция «Юный турист-спасатель»;

- Волонтерское движение «NEXT»;

  - Молодежный совет;

- Секция «Паркур»;

- Студия брейк-данса;

- Клуб журналистского мастерства;

- Театральная студия;

- Военно-патриотическая школа;

- Вокальная группа «Элегия»;

- Секция рукопашного боя;

- Фитнес – аэробика;

- КВН.       

 В объединениях  занимается около 550 молодых людей  в возрасте от 12 до 30 лет. На  сегодняшний день средний возраст участников 14-25 лет. В основном это старшеклассники школ города и студенты ВУЗов и ССУЗов.

В этом году открылось  новое объединение – клуб журналистского мастерства, целью которого является работа в информационном поле, в  том числе и работа с сайтом молодежного центра.

Следует отметить, что все большее количество мероприятий, проводимых центром, становятся общегородскими. Это мероприятия военно-патриотической направленности, которые традиционно  проводятся не только Военно-патриотической школой, но и воспитанниками всего Центра - «Зарница», «Орленок», «Патриот»; Городские соревнования по стрельбе, Спартакиада по военно – прикладным видам спорта, участие в общегородском параде Победы,  в городском мероприятии «Служу России», а также  встречи с ветеранами, которые помогают передавать опыт , причем не только педагогического, но и социального, нравственно-правового и иного характера.

  Ежегодно, в начале года, при наборе новых воспитанников, проводится «Посвящение в курсанты ВПШ», что не только поддерживает традиции Центра, но и прививает и развивает коммуникативные навыки у воспитанников. Большую роль играет участие курсантов в краевых проектах, например: «Пост № 1», «Енисейский меридиан». Среди ребят, также особый интерес вызывает тренировочная учебно – ролевая игра «Захват и освобождение заложников», т.к. в процессе они получают основы: общевоинских знаний, рукопашного боя, общефизической и психологической подготовки, оказания первой медицинской помощи.

Информация о работе Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время