Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44
Детские недели. Комплексные формы работы привлекают к культурно-досуговым учреждениям внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления). При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.
Начало детской
недели предполагает
Неделя детской книги. Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в культурно-досуговых учреждениях, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может быть рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции.
Неделя музыки. Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс).
Театральная неделя строится на том же принципе.
Праздники и обряды. Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.
Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.
Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.
Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.
Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.
Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения.
Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время
Муниципальное учреждение Молодежный центр «Защитник» осуществляет деятельность по направлениям: психолого-педагогическая служба, методическая служба, отделение дневного пребывания молодежи.
Психолого-педагогическая служба.
Психолого-педагогическая служба МУ МЦ «Защитник» необходима для организации и проведения консультаций, семинаров, психологических тренингов, бесед для молодежи с целью адаптации их к социальным условиям, сохранения психического здоровья, самоопределения; проведения социально-психологических исследований среди молодежи для выявления актуальных проблем и тенденций, а также для разработки форм и методов их решения.
Центр располагает помещением, методической базой, пользуется доверием молодых людей и организовывая психологическую службу, оказывает психологическую, консультационную, информационную поддержку молодежи. Так, например, в объединениях центра проведены тренинги «Знакомство с группой», «Эффективное взаимодействие в группе» для личностного роста и развития коммуникативных навыков подростков и молодежи. Согласно плана работы, проводятся заседания видео-клуба «Инсайт» для знакомства со строением тела человека, с психологическими особенностями возрастных этапов человека, для профилактики наркомании и пропаганде ЗОЖ и т.п.. Но, к сожалению, в настоящее время нет ставок для того, чтобы принять на работу достаточное количество специалистов, которые бы могли осуществлять эту деятельность в полном объеме.
На сегодняшний
день в центре прилагается много усилий для организации деятельности
консультативно-
В этом году активно реализовался проект «Молодежь Минусинска в лицах», посредством которого для подростков и молодежи были созданы условия для развития личностного роста и показана перспектива профессиональной успешности на примере победителей проекта.
Совместно с МОБУ МУК и Центром занятости населения разрабатываются проекты работ по будущим профессиям, востребованном в городе и нашем регионе. В учебных заведениях города запланировано проведение передвижной ярмарки учебных мест для информирования учащихся о востребованных профессиях в нашем городе и условиях поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Методическая служба.
Методическая служба в центре функционирует для оказания консультационно-методических услуг молодежи, учреждениям по организации мероприятий в рамках деятельности Центра, в области молодежной политики; проведения научно-методической работы, направленной на совершенствование программ, содержания, форм и методов работы объединений Центра; повышения квалификации сотрудников; организации проектной деятельности молодежи; формированию базы методических разработок в области молодежной политики. На сегодняшний день методисты Центра ведут работу по всем направлениям.
В течение учебного года за консультацией обращались студенты и сотрудники ПУ-61,ККККиИ, МПК, ВЫСот. Основной круг вопросов, интересующий их: изменения и тенденции в молодежной политике, проектная деятельность, организация молодежных мероприятий (сценарии, разработки). С ними ведется информационно – методическая работа по всем направлениям.
По итогам прошедшей
аттестации педагогам даны методические
рекомендации по организации работы
с воспитанниками и проведению занятий.
Педагогам рекомендовано
В этом учебном году педагогам было предложено принять участие в семинарах «Написание грантовых заявок», «Командообразование», «Эффективные формы обучения».
Активно реализовался в МУ МЦ «Защитник» конкурс «Резидент», реализованный в рамках проекта «Ровесник. ru», целью которого была пропаганда и популяризация молодежных субкультур, клубов и движений, объединяющих молодежь общими интересами; привлечение учащихся общеобразовательных школ города к занятиям в различных досуговых объединениях. Итоги конкурса показали, насколько востребована работа объединений центра для подростков и молодежи нашего города.
К сожалению,
некоторые педагоги центра
В настоящее время методистами формируется база методических разработок в области молодежной политики и методисты готовы оказывать информационную, консультационную поддержку заинтересованным лицам и организациям.
Согласно плана
работы, МУ МЦ «Защитник» для организации
досуговой и социально-
- Секция конного спорта;
- Секция «Юный турист-спасатель»;
- Волонтерское движение «NEXT»;
- Молодежный совет;
- Секция «Паркур»;
- Студия брейк-данса;
- Клуб журналистского мастерства;
- Театральная студия;
- Военно-патриотическая школа;
- Вокальная группа «Элегия»;
- Секция рукопашного боя;
- Фитнес – аэробика;
- КВН.
В объединениях занимается около 550 молодых людей в возрасте от 12 до 30 лет. На сегодняшний день средний возраст участников 14-25 лет. В основном это старшеклассники школ города и студенты ВУЗов и ССУЗов.
В этом году открылось новое объединение – клуб журналистского мастерства, целью которого является работа в информационном поле, в том числе и работа с сайтом молодежного центра.
Следует отметить,
что все большее количество мероприятий,
проводимых центром, становятся общегородскими.
Это мероприятия военно-
Ежегодно, в начале года, при наборе новых воспитанников, проводится «Посвящение в курсанты ВПШ», что не только поддерживает традиции Центра, но и прививает и развивает коммуникативные навыки у воспитанников. Большую роль играет участие курсантов в краевых проектах, например: «Пост № 1», «Енисейский меридиан». Среди ребят, также особый интерес вызывает тренировочная учебно – ролевая игра «Захват и освобождение заложников», т.к. в процессе они получают основы: общевоинских знаний, рукопашного боя, общефизической и психологической подготовки, оказания первой медицинской помощи.