Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44
Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время
Курсовая работа
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник»
г. Минусинска по организации досуга школьников
в праздничное и каникулярное время……………………………………………………………….
2.2 Рекомендации
МУ МЦ «Защитник» по
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Переход российского общества к рыночным отношениям в конце ХХ века потребовал новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми в сфере их свободного времени. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания и развития, подготовки социально успешной личности. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения достиг таких размеров, что поневоле заставляет задуматься специалистов о будущем нашей страны.
Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в существенной степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Наибольшие возможности для достижения данной цели предоставляют каникулы.
Таким образом, проблема организации детского досуга в праздничное и каникулярное время является актуальной.
Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Объект. Организация досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Предмет исследования. Формы и методы работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Методы курсового исследования.
База исследования. МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска
Документальная база исследования. Учебно-методическая, научно-популярная литература, фотографии, личные архивы, аудио-, видеозаписи, интернет-ресурсы.
Структура курсовой работы. Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время
Совершенствование воспитания детей в учреждениях культуры непосредственно зависит от того, учитываются ли основные условия педагогической результативности труда организаторов клубной работы.
Ведущие принципы воспитания подросткового поколения обоснованы историческим опытом и современной практикой. В 1920-е годы в работу культурно-досуговых учреждений с детьми прочно вошел принцип общественной результативности, определяемый связью клуба с жизнью. Нужно было научить ребят не просто мастерить модели в клубе, а мастерить их ради общественной пользы, например, для того, чтобы подарить их детскому саду или пионерскому лагерю. Создавая коллектив, руководитель сразу же ставил перед ребятами общественно значимую цель.
Принцип общественной результативности не утратил своего значения и сегодня. Постоянная взаимосвязь с различными предприятиями, учреждениями, жизнью своего микрорайона – основа общественного воспитания детей.
Основной тип деятельности, ведущие методы и наиболее эффективные формы работы определяются с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников, подростков и старшеклассников. Различный подход применяется к школьникам, развивающим свои интересы и способности в различных областях искусства, науки и техники. В клубной практике появились и факты дифференцированного подхода к ребятам, быстрее других овладевающих знаниями и умениями. Для них создаются группы, занимающиеся по усложненной программе.
Для современного школьника характерны широта кругозора, разносторонность знаний, что является результатом огромного потока информации, окружающего и в школе и в семье. Поэтому школьника привлекают в клуб только такие объединения, кружки, коллективы, которые помогают ему углубить свои знания и умения. Задача клуба – учесть эти потребности.
Часто некритическое восприятие подрастающего поколения влияний моды, в том числе моды экстравагантной, а порой откровенно безвкусной, выдвигает перед клубом задачу восприятия художественного вкуса детей, особенно подростков. Конечно, в клубе воспитывается вкус и в более широком смысле проявляемый не только в быту, но и при восприятии произведений искусства.
В семилетнем возрасте дети приступают к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. Поступление в школу коренным образом меняет их жизнь. Учение становится основой дальнейшего развития.
Для успешного обучения в научных классах школы, кроме нормального физического развития нужны психологическая готовность к учению и определенный уровень умственного развития. Для этого уже в детском саду воспитывается любознательность, умственная активность. Школа впервые ставит перед малышами проблему взаимоотношений с учителем, с их «рабочим коллективом» (классом). Возникают новые взаимоотношения между сверстниками, новые отношения с родителями. Впервые, вместе с общественными обязанностями, появляется чувство ответственности – перед семьей, учителем, классом. Встает вопрос о приобретении детьми навыков быстрого и четкого выполнения порученных заданий, добросовестного отношения к учебе.
Характерными психологическими особенностями детей этого возраста является эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод клубного воспитания – метод массового воздействия. Поэтому наиболее характерными формами воспитательной работы становятся детские утренники и массовые игры.
Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками.
Необходимость развития трудовых и учебных навыков требует создания разнообразных кружков. Стремление к созданию мира, любознательность удовлетворяется как в кружковых занятиях, так и в массовых мероприятиях.
Ребят младшего школьного возраста отличают ситуативность в восприятии и выполнении требований и отсутствие умения обобщать. Поэтому для закрепления нравственного воздействия необходимо в циклах клубных мероприятий предусмотреть наличие сквозных тем о товариществе, любви к родине и т.д. неустойчивость настроения детей требует от организаторов постоянной и умелой поддержки радостного настроения, важного для осознанного восприятия.
Наибольший
эффект среди форм воздействия на
малышей имеет наглядно-
В формировании умственной готовности к школе особое значение имеет развитие памяти. С этой целью каждый утренник, каждое занятие в кружке насыщается детскими стихотворениями. В сценарий праздника вводятся рефрены, повторяющиеся куплеты. Умственную активность развивают шарады, театрализованные кроссворды, загадки.
Формирование устойчивости внимания малышей требует четкой временной дозировки отдельных частей утренников и занятий в кружках, смены фор, постепенного удлинения временных границ за счет введения нового, необычного материала. Малыши непременно должны быть активными участниками организуемого действия: хором отвечают на вопросы ведущего, скандируют отдельные фразы, повторяют строчки запомнившихся стихов.
Расширить кругозор детей, удивить разнообразием и необычностью природных явлений, содействовать формированию материалистического взгляда на природу – такие задачи решаются в циклах мероприятий для малышей: «Загадки природы», «Удивительное рядом», «Ребятам о зверятах», «Почемучки».
Каждую встречу детей в учреждении культуры следует превращать в большую занимательную игру. Лучшая форма детских утренников – это сказка или игра с продолжением, когда в течение всего утренника ребята либо ищут героя, либо встречаются с разными знакомыми и незнакомыми людьми по пути к поставленной цели, объявленной в начале утренника. Эти праздники по методике организации напоминают эстафетные игры. В день праздника открыты «игровые станции» настольных игр и веселых аттракционов; уголок тишины и мудрости (шарады, загадки, ребусы); уголок «Чудеса без чудес», где демонстрируются фокусы, основанные на физических и химических законах; уголок мастерской, где из заготовок дети склеивают открытки сувениры.
Средний школьный возраст (подростковый) по праву считается трудным. Основные сложности воспитания связаны, во-первых, с интенсивным, но неравномерным физическим развитием ребят и, во-вторых, с энергичным ростом нравственных и интеллектуальных сил, формированием убеждений и идеалов. Педагогическая результативность клубной работы связана с точным знанием особенностей данной возрастной категории в целом и каждого подростка в отдельности.
Культурно-досуговые учреждения располагают большими возможностями в деле развития общественной инициативы и самодеятельности ребят. Они могут активно помогать школе и семье в развитии общественных сторон в характере, личности подростка. Эта помощь осуществляется, прежде всего, путем организации общественно полезной деятельности ребят. Подростки с энтузиазмом и увлеченностью разрабатывают макеты и делают приборы для определенного учреждения по его заказу; изготовляют всевозможные поделки, игрушки, рисунки, вышивки для малышей в детских садах; украшают клубное помещение, участвуют в сборе материалов для создания школьных и клубных музеев.