Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44
Подростковый возраст, возраст формирования характера, отличается активными поисками идеала. Свойственный подростку интерес к собственной личности, желание оценить себя, сравнить с другими проявляется в постоянном стремлении к активному общению со сверстниками, к участию в жизни коллектива. Для подростка очень важна и оценка своих возможностей окружающими, значение его вклада в общественно полезные дела. Постоянный интерес подростка вызывают нравственные качества и поступки других людей: он стремится удовлетворить свой интерес к нравственному миру человека во всех сферах жизни и искусства. Это и должно стать первым элементом методики развития его общественной активности. В людях любой профессии необходимо показывать ребятам высокую нравственность, давать примеры нравственного идеала, чтобы активизировать их душевную жизнь, помочь им правильно решить проблему нравственных исканий.
Решение этой задачи наилучшим образом достигается в таких формах клубной работы, как встречи с интересными людьми, демонстрация кинофильмов, просмотры спектаклей в театре и по телевидению, вечера художественного чтения со специальным подбором произведений о людях, чья жизнь является подвигом.
Очень важна также роль игры, занимательности в воспитании подростков. Это связано с особенностями подросткового возраста, когда стремление к взрослости сочетается с сохранившимся ребяческим отношением к жизни, а также со специфическими возможностями клубного учреждения, призванного организовывать отдых. Во время коллективной игры действуют правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Игра – это всегда проверка самого себя, своих возможностей. Здесь наиболее естественно происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером.
Приобретая конкретные умения и навыки в кружках, ребята активно участвуют в разных массовых мероприятиях: в беседах, встречах, экскурсиях, чтениях, просмотрах, обсуждениях, турнирах. В процессе такой широкой познавательной деятельности анализируется и обобщается известный жизненный опыт, расширяется кругозор, пробуждаются познавательные интересы, формируются убеждения. Клуб постепенно подводит ребят к серьезной пробе собственных сил в реальной жизненной ситуации: главным становится осознанность и готовность участвовать в общественно полезном деле.
Методика клубной работы по развитию общественной активности подростка складывается из следующих элементов: раскрытие нравственных примеров, понятий, идеалов – проба своих сил в игре и единичных ситуациях жизненного опыта – глубокая и разносторонняя познавательная деятельность, овладение умениями и навыками, формирование убеждений – осознанное самостоятельное участие в практическом общественно важном деле.
В возрасте, когда складывается характер, особенно важно не ограничиваться лишь формированием умений. Необходимо и в кружках решать важнейшую возрастную задачу – формировать общественные, коллективистские стороны характера. Немалое влияние здесь оказывают массовые сюжетные игры.
Каждая возрастная
категория подрастающего
Стержневую проблему работы культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками можно сформулировать как всемерное действие в выявлении, развитии и формировании их интересов. Эффективные результаты достигаются путем использования методики, построенной с учетом специфически клубных условий.
Форма подачи материала на первых занятиях должна быть новой. Не случайно большая часть клубов начинает свою работу со школьниками не с устных форм (лекции, беседы), сходных с урочной системой в школе, а с чисто клубных, необычных для повседневной жизни школьника форм: турнира, КВН, пресс-конференции, театрализованного капустника, тренинга. На пробуждение интереса влияет даже новизна обстановки, в которой проходят первые занятия.
Важную роль в пробуждении интереса старшеклассников к теме играют занимательность и эмоциональность нового или в какой-то мере уже известного им материала. Занимательность, как правило, вызывает удивление, являющееся одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях сопровождается сильной эмоциональной реакцией. Появляется состояние заинтересованности - мощный стимул развития пытливости, любознательности.
Наибольшее
эмоциональное воздействие
Деятельность
клуба, направленная на формирование и
развитие познавательных интересов
старшеклассников, начинается с обеспечения
новизны и занимательности
Свободное время – условие для расширения кругозора школьников, для самостоятельного творческого поиска в любой области, для углубления эмоционального восприятия современной жизни. Тем школьникам, для кого учебная деятельность – основа осознанного овладения знаниями, свободное время предлагает возможность углубить и расширить свои интересы, совершенствоваться в избранной области. Изучение основного состава участников клубной деятельности показывает, что больше всего среди них средних учеников, в школе ничем особенно не выделяющихся. Чем привлекают их культурно-досуговые учреждения? Одних – возможностью встретиться со сверстниками и взрослыми интересными людьми, других – обсудить волнующие вопросы, третьих – научиться мастерить, четвертых – узнать что-то новое. Даже «трудные дети» вдруг проявляются с совсем необычной стороны, чему нередко удивляются сами. Оказывается, он многое умеет, и не хуже других. К нему и относятся не так, как в школе. Постепенно, но неуклонно в таких случаях начинает изменяться стереотип отношения к себе, другим, что не может не сказываться на учебе, хотя здесь соотношения более сложные.
Школьник может проводить свободное время в кругу семьи, на улице, во дворе, с друзьями, просматривая программы телевидения, слушать музыку, читать разнообразную литературу и заниматься спортом, участвовать в деятельности различных культурно-досуговых учреждений (библиотек, галерей, музеев, Домов культуры, стадионов и парков, лекториев, Домов творчества и т. п.), может стать участником кружков, посещать детские парки и кинотеатры, клубы юных моряков, техников, туристов, детских железных дорог и т. п. И задача культурно-досуговых учреждений обеспечить школьникам времяпровождение, насыщенное общением, несущее в себе воспитательные функции, полное творчества, положительных эмоций и ярких впечатлений.
Каникулы –
время действий, пробы и проверки
сил, время освоения и осмысления окружающего
мира ребёнком. Каждый день, каждый час
каникул удивителен и неповторим.
Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.
На каникулах
дети открывают мир и себя в
этом мире, осваивают пространство
времени, отведённое для этих каникул,
пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь обо всём
абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.
Здоровый образ жизни и активный отдых
– две составляющие формирования и становления
личности ребенка.
Современный школьник находится в условиях максимальной учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время праздников и каникул – одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности.
Организация детского отдыха во время школьных каникул и праздников направлена на представление максимальной возможности научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности. И огромная ответственность в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время ложится на плечи культурно-досуговых учреждений.
Отличие воспитания в дополнительном образовании от воспитания в базовом (основном) проявляется в его специфике:
- по содержанию:
реализация дополнительных
- по формам
организации: добровольные
- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
- по срокам:
ребенок сам определяет
- по уровню
взаимоотношений детей и
- по характеру: в дополнительном образовании воспитание деятельностное.
Посещение различных
культурно-досуговых
Образование в рамках учреждений культуры активизирует личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.
Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:
- демократизация учебно-воспитательного процесса;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- создание условий для педагогического творчества;
- открытость системы;
- создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;
- системное развитие на основе информационных технологий;
- поддержка и развитие детского творчества.
Реализуясь в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.
Дополнительное
образование можно
Под социальной активностью понимается специфическая активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.
Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.
Фестивали по типу «А у нас во дворе», «Лучший дворик», «Мы можем все», могут проводится на основе сотворчества детей и взрослых при координирующей роли художественного руководителя.