Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Подростковый  возраст, возраст формирования характера, отличается  активными поисками идеала. Свойственный подростку интерес  к собственной личности, желание  оценить себя, сравнить с другими  проявляется в постоянном стремлении к активному общению со сверстниками, к участию в жизни коллектива. Для подростка очень важна и оценка своих возможностей окружающими, значение его вклада в общественно полезные дела. Постоянный интерес подростка вызывают нравственные качества и поступки других людей: он стремится удовлетворить свой интерес к нравственному миру человека во всех сферах жизни и искусства. Это и должно стать первым элементом методики развития его общественной активности. В людях любой профессии необходимо показывать ребятам высокую нравственность, давать примеры нравственного идеала, чтобы активизировать их душевную жизнь, помочь им правильно решить проблему нравственных исканий.

Решение этой задачи наилучшим образом достигается  в таких формах клубной работы, как встречи с интересными людьми, демонстрация кинофильмов, просмотры спектаклей в театре и по телевидению, вечера художественного чтения со специальным подбором произведений о людях, чья жизнь является подвигом.

Очень важна  также роль игры, занимательности  в воспитании подростков. Это связано с особенностями подросткового возраста, когда стремление к взрослости сочетается с сохранившимся ребяческим отношением к жизни, а также со специфическими возможностями клубного учреждения, призванного организовывать отдых. Во время коллективной игры действуют правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Игра – это всегда проверка самого себя, своих возможностей. Здесь наиболее естественно происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером.

Приобретая  конкретные умения и навыки в кружках, ребята активно участвуют в разных массовых мероприятиях: в беседах, встречах, экскурсиях, чтениях, просмотрах, обсуждениях, турнирах. В процессе такой широкой познавательной деятельности анализируется и обобщается известный жизненный опыт, расширяется кругозор, пробуждаются познавательные интересы, формируются убеждения. Клуб постепенно подводит ребят к серьезной пробе собственных сил в реальной жизненной ситуации: главным становится осознанность и готовность участвовать в общественно полезном деле.

Методика клубной  работы по развитию общественной активности подростка складывается из следующих  элементов: раскрытие нравственных примеров, понятий, идеалов – проба своих сил в игре и единичных ситуациях жизненного опыта – глубокая и разносторонняя познавательная деятельность, овладение умениями и навыками, формирование убеждений – осознанное самостоятельное участие в практическом общественно важном деле.

В возрасте, когда  складывается характер, особенно важно  не ограничиваться лишь формированием  умений. Необходимо и в кружках  решать важнейшую возрастную задачу – формировать общественные, коллективистские стороны характера. Немалое влияние  здесь оказывают массовые сюжетные игры.

 

      1. Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками

 

Каждая возрастная категория подрастающего поколения  характеризуется своими особенностями. В старшем школьном возрасте формируется  мировоззрение, приобретаются устойчивые интересы. Эффективным становится опосредованное педагогическое влияние, опирающееся на выявленные интересы, запросы. В старших классах каждый учащийся, решая главную жизненную проблему – «кем быть?», проявляет особое  внимание к профессиональной ориентации. Интерес к отдельным школьным дисциплинам перерастает в интерес к различным  проблемам политики, науки, техники, искусства. Именно в старшем школьном возрасте формируются устойчивые интересы, связанные со свободным временем, а в этом деле возможности влияния клубных учреждений достаточно велики.

Стержневую  проблему работы культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками можно сформулировать как всемерное действие в выявлении, развитии и формировании их интересов.  Эффективные результаты достигаются путем использования методики, построенной с учетом специфически клубных  условий.

Форма подачи материала  на первых занятиях должна быть новой. Не случайно большая часть клубов начинает свою работу со школьниками  не с устных форм (лекции, беседы), сходных  с урочной системой в школе, а с чисто клубных, необычных для повседневной жизни школьника форм: турнира, КВН, пресс-конференции, театрализованного капустника, тренинга. На пробуждение интереса влияет даже новизна обстановки, в которой проходят первые занятия.

Важную роль в пробуждении интереса старшеклассников к теме играют  занимательность  и эмоциональность нового или  в какой-то мере уже известного им материала.  Занимательность,  как  правило, вызывает удивление, являющееся одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях сопровождается сильной эмоциональной реакцией. Появляется состояние заинтересованности  - мощный стимул развития пытливости, любознательности.

Наибольшее  эмоциональное воздействие оказывает  на людей искусство. Поэтому использование художественных произведений является одним из эффективнейших средств формирования интересов. Искусство постоянно входит в жизнь не только гуманитарных объединений, но и объединений науки и техники. Так, здесь устраиваются вечера научной фантастики, обсуждение книг известных писателей-фантастов.

Деятельность  клуба, направленная на формирование и  развитие познавательных интересов  старшеклассников, начинается с обеспечения  новизны и занимательности предлагаемого  материала, затем проходит стадию раскрытия общественной значимости содержания и через проблемную ситуацию приводит к организованной и творческой активности.

Свободное время  – условие для расширения кругозора  школьников, для самостоятельного творческого  поиска в любой области, для углубления эмоционального восприятия современной жизни. Тем школьникам, для кого учебная деятельность – основа осознанного овладения знаниями, свободное время предлагает  возможность углубить и расширить свои интересы, совершенствоваться в избранной области. Изучение основного состава участников клубной деятельности показывает, что больше всего среди них средних учеников, в школе ничем особенно не выделяющихся. Чем привлекают их культурно-досуговые учреждения? Одних – возможностью встретиться со сверстниками и взрослыми интересными людьми, других – обсудить волнующие вопросы, третьих – научиться мастерить, четвертых – узнать что-то новое. Даже «трудные дети» вдруг проявляются с совсем необычной стороны, чему нередко удивляются сами. Оказывается, он многое умеет, и не хуже других. К нему и относятся не так, как в школе. Постепенно, но неуклонно в таких случаях начинает изменяться стереотип отношения к себе, другим, что не может не сказываться на учебе, хотя здесь соотношения более сложные.

Школьник может  проводить свободное время в кругу семьи, на улице, во дворе, с друзьями, просматривая программы телевидения, слушать музыку, читать разнообразную литературу и заниматься спортом, участвовать в деятельности различных культурно-досуговых учреждений (библиотек, галерей, музеев, Домов культуры, стадионов и парков, лекториев, Домов творчества и т. п.), может стать участником кружков, посещать детские парки и кинотеатры, клубы юных моряков, техников, туристов, детских железных дорог и т. п. И задача культурно-досуговых учреждений обеспечить школьникам времяпровождение, насыщенное общением, несущее в себе воспитательные функции, полное творчества, положительных эмоций и ярких впечатлений.

 

    1. Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время

 

Каникулы –  время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим.                                                                              

Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.  

На каникулах  дети открывают мир и себя в  этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь обо всём абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.  
Здоровый образ жизни и активный отдых – две составляющие формирования и становления личности ребенка.

Современный школьник находится в условиях максимальной учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время праздников и каникул – одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности.

Организация детского отдыха во время школьных каникул  и праздников  направлена на представление  максимальной возможности научиться  самостоятельной деятельности, развивать  свои творческие способности. И огромная ответственность в организации  досуга школьников в праздничное и каникулярное время ложится на плечи культурно-досуговых учреждений.

Отличие воспитания в дополнительном образовании от воспитания в базовом (основном) проявляется  в его специфике:

- по содержанию:  реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;

- по формам  организации: добровольные детские  объединения в форме кружков,  студий, школ, клубов, ансамблей, театров,  секции, научные общества и др.;

- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

- по срокам: ребенок сам определяет продолжительность  своего образовательного маршрута;

- по уровню  взаимоотношений детей и педагогов:  взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- по характеру:  в дополнительном образовании  воспитание деятельностное.

Посещение различных  культурно-досуговых учреждений  способствует формированию у ребенка  отношения  к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.

Образование в  рамках  учреждений культуры активизирует личность на деятельность по овладению  общественным опытом: знаниями, практическими  умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.

Ведущими ценностными  приоритетами системы дополнительного  образования детей являются:

- демократизация учебно-воспитательного процесса;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- саморазвитие личности;

- создание условий для педагогического творчества;

- открытость системы;

- создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;

- системное развитие на основе информационных технологий;

- поддержка и развитие детского творчества.

Реализуясь  в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано  со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.

Дополнительное  образование можно рассматривать  как наиболее оптимальный в современных  условиях институт воспитания социальной активности детей.

Под социальной активностью понимается специфическая  активность, проявляемая только людьми – отдельными личностями, группами людей, обществом, проявляемая в системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями, имеющая преобразовательный характер.

Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.

Фестивали по типу «А у нас во дворе», «Лучший дворик», «Мы можем все», могут проводится на основе сотворчества детей и взрослых при координирующей роли художественного руководителя.

Информация о работе Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время