Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Такой способ работы со школьниками  может помочь активизировать каждого участника дела, невзирая на количество участников.

А проведение познавательно-игровых  программ с элементами театрализации: «Мой приятель светофор», «Веселый гороскоп», «Птицы – наши друзья» может позволить создать педагогические условия для продуктивной реализации творческой деятельности каждого участника. Участие детей в лекционно-концертных программах: «Встреча с романсом», «Времена года в музыке», «Песни прошлых лет», «Поэзия и музыка зимы» формируют потребность в обогащении знаний о музыкальном искусстве и предоставляли возможность каждому участнику стать исполнителем старинного романса или популярной песни, реализовать свое образное восприятие художественного произведения.

Проведение конкурсных программ «Музыкальная карусель», «Грация года», «Рождественские посиделки» предусматривают использование социально и личностно активизирующих психолого-педагогических техник и методик работы с детьми по микрогруппам, по индивидуальным творческим заданиям, что создаёт условия для проявления качеств социальной активности каждого участника.

Большую роль играет сотворчество детей и педагогов. Дети совместно с педагогами разрабатывают  сценарии, изготавливают реквизит, подбирают музыкальное оформление, благодаря чему активно проживают чувство общности с другими участниками программы.

В результате учебные  занятия в кружках, студиях, объединениях, направленные на освоение ребенком социального  опыта, способствуют не только формированию познавательной и исполнительской деятельности, но и формированию творческой деятельности, позволяющей осознанно определять проблемы и решать их, творчески подходя к любой деятельности. Расширение знаний и информированности школьников сосредоточено на развитии способностей самоопределяться в жизненной ситуации, изменяя ее в лучшую сторону, реализуя себя, осуществляя свои возможности.

Творчество - компонент досуговой деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных объединений, главным мотивом и результатом которого является их самореализация. Педагоги должны создавать условия для творчества и самореализации школьников, организуя систематическую демонстрацию продуктов и результатов творческой деятельности.

Организация культурно-досуговой деятельности должна быть направлена на решение ряда задач, среди которых:

- создание условий  для раскрытия и реализации  творческого потенциала каждого  школьника;

- расширение  диапазона общих и профессионально  ориентирующих знаний школьников;

- приобщение  школьников к мировой и отечественной  культуре,

- формирование  положительной мотивации профессионального  самоопределения;

- обогащение  опыта школьников в доступной  практико-ориентированной деятельности;

- стимулирование  потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.

В летний период дети проводят большую часть свободного времени на воздухе, в загородных, городских оздоровительных лагерях, на турбазах и т. д.

Широко применяются, как формы отдыха, походы, экскурсии, прогулки в лес, на речку и т.д. Используются летние виды спорта: плавание, футбол, теннис, бадминтон, лапта; подвижные игры на воздухе и аттракционы.

В зимний период досуговая деятельность переносится  в помещение. Это пора активной кружковой работы, массовой работы.

В период зимних каникул значительная часть досуговых  занятий переносится на воздух. В  этот период проводится соревнования по зимним видам спорта, непродолжительные  лыжные прогулки, праздники первого снега, новогодние елки, Рождество.

Не прекращается и кружковая работа: На период каникул  культурно-досуговыми учреждениями разрабатывается  специальный план, многообразный  и содержательный.

Рассматривая  вопрос о воспитательной деятельности с детьми и подростками необходимо остановиться и на понятии «принцип». Слово «принцип» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «начало», «основа».

Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством  норм, правил, рекомендаций по обработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания.

Назовём их.

1. Принцип связи с жизнью, с социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития. Принцип требует определения целей воспитания с учётом государственных и личностных требований.

2. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. Он предполагает, что отношения между педагогом и воспитанником строится на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

3. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка.

4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - один из классических принципов педагогики.

5. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия детей, изучать их в соответствии с ними выбирать определённые средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

6. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой детей и подростков.

7. Принцип занимательности и увлекательности в организации деятельности возникает в связи с необходимостью создавать в каждой досуговой программе атмосферу особой заинтересованности и эмоциональности. В настоящее время принцип занимательности и увлекательности реализуется благодаря театрализации, созданию игровых ситуаций, широкому использованию занимательной науки и техники, научной фантастики, необыкновенности и яркости оформления.

8. Принцип сочетания всех методов.

Можно говорить, что все принципы воспитания тесно  связаны между собой, отражают целостное  представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно  организовать. Эффективность воспитательной деятельности возрастает, если к воспитанию подходить как к комплексному процессу, ведь это позволяет формировать личность в целом.

А.С. Макаренко  сказал: «Человек не воспитывается  по частям, он создаётся синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается...»

Сущность комплексного подхода к воспитанию и выражается во взаимосвязи направлений и  принципов деятельности.

Осуществление любого принципа лишь тогда реально, когда в каждом мероприятии, занятии  планируется конкретный полезный результат.

«Новый Мир  имеет новые условия и требует  новых действий. Невозможно войти  в новый мир со старыми методами, потому так Зову к перерождению сознания».

 

    1. Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время

 

Формы работы очень  разнообразны. Это дискотеки, выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий  имеет свое содержание, значение, методику подготовки и проведения.

Молодежная  дискотека. Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск - жокеем.  

 В середине 70-х появился музыкальный стиль  «диско» (сегодня – «техно»), главная  особенность которого состоит,  прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной  звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск - жокеев (сейчас их называют Ди-джеи).  Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.  

 Большие  шоу-дискотеки представляют собой  чередование дискотечной программы  в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).     

Конкурсно-досуговые  программы. Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит, прежде всего, получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.  

 Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн - ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария, намного легче). Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Кружки  в культурно-досуговых учреждениях. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе культурно-досуговых учреждений, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

В условиях новой  экономической ситуации с началом  перестройки кружки, неспособные  «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование –  так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических  кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.

На базе современных  культурно-досуговых учреждений действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.

Кружки художественной самодеятельности:

- танцевальный;

- театральный;

- вокальный;

- кукольный;

- кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного  творчества:

- декоративно-прикладного искусства;

- изобразительного искусства;

- мягкой игрушки и др.

Кружки технического творчества:

- техническое моделирование;

- моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.    

Камерные формы  организации досуга: салон, гостиная. Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в культурно-досуговых учреждениях. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность,   музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.   

Салон как мероприятие культурно-досугового учреждения – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.    

Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе культурно-досугового учреждения. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Информация о работе Роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время