Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время и разработать рекомендации по улучшению работы по этому направлению.
Задачи исследования.
Рассмотреть роль культурно-досуговых учреждений в организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Выявить технологии организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время.
Обобщить и систематизировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………...………3
Глава 1. Особенности работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время……………..……...……..6
Основные принципы работы клуба с детьми………………………………..6
Работа культурно-досуговых учреждений с младшими школьниками………………………………………………………………...…7
Работа культурно-досуговых учреждений с подростками……..……… 10
Работа культурно-досуговых учреждений со старшеклассниками……. 12
Работа культурно-досуговых учреждений в каникулярное и праздничное время………..…………………………….……………………………………15
Формы работы культурно-досуговых учреждений со школьниками в праздничное и каникулярное время………………………..…………..……22
Глава 2. Анализ работы культурно-досуговых учреждений по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время. ……………..………30
2.1 Деятельность МУ МЦ «Защитник» г. Минусинска по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время………………………………………………………………..………………...30
2.2 Рекомендации МУ МЦ «Защитник» по организации досуга школьников в праздничное и каникулярное время……………………………………………..38
Заключение…………………………………………………….………………….…40
Список литературы………………………………………………….………………42
Приложение…………………………………………………………….....................44
Такой способ работы со школьниками может помочь активизировать каждого участника дела, невзирая на количество участников.
А проведение познавательно-игровых программ с элементами театрализации: «Мой приятель светофор», «Веселый гороскоп», «Птицы – наши друзья» может позволить создать педагогические условия для продуктивной реализации творческой деятельности каждого участника. Участие детей в лекционно-концертных программах: «Встреча с романсом», «Времена года в музыке», «Песни прошлых лет», «Поэзия и музыка зимы» формируют потребность в обогащении знаний о музыкальном искусстве и предоставляли возможность каждому участнику стать исполнителем старинного романса или популярной песни, реализовать свое образное восприятие художественного произведения.
Проведение конкурсных программ «Музыкальная карусель», «Грация года», «Рождественские посиделки» предусматривают использование социально и личностно активизирующих психолого-педагогических техник и методик работы с детьми по микрогруппам, по индивидуальным творческим заданиям, что создаёт условия для проявления качеств социальной активности каждого участника.
Большую роль играет
сотворчество детей и педагогов.
Дети совместно с педагогами разрабатывают
сценарии, изготавливают реквизит,
подбирают музыкальное оформлен
В результате учебные занятия в кружках, студиях, объединениях, направленные на освоение ребенком социального опыта, способствуют не только формированию познавательной и исполнительской деятельности, но и формированию творческой деятельности, позволяющей осознанно определять проблемы и решать их, творчески подходя к любой деятельности. Расширение знаний и информированности школьников сосредоточено на развитии способностей самоопределяться в жизненной ситуации, изменяя ее в лучшую сторону, реализуя себя, осуществляя свои возможности.
Творчество - компонент досуговой деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных объединений, главным мотивом и результатом которого является их самореализация. Педагоги должны создавать условия для творчества и самореализации школьников, организуя систематическую демонстрацию продуктов и результатов творческой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности должна быть направлена на решение ряда задач, среди которых:
- создание условий
для раскрытия и реализации
творческого потенциала
- расширение
диапазона общих и
- приобщение
школьников к мировой и
- формирование
положительной мотивации
- обогащение
опыта школьников в доступной
практико-ориентированной
- стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.
В летний период
дети проводят большую часть свободного
времени на воздухе, в загородных,
городских оздоровительных
Широко применяются, как формы отдыха, походы, экскурсии, прогулки в лес, на речку и т.д. Используются летние виды спорта: плавание, футбол, теннис, бадминтон, лапта; подвижные игры на воздухе и аттракционы.
В зимний период досуговая деятельность переносится в помещение. Это пора активной кружковой работы, массовой работы.
В период зимних каникул значительная часть досуговых занятий переносится на воздух. В этот период проводится соревнования по зимним видам спорта, непродолжительные лыжные прогулки, праздники первого снега, новогодние елки, Рождество.
Не прекращается и кружковая работа: На период каникул культурно-досуговыми учреждениями разрабатывается специальный план, многообразный и содержательный.
Рассматривая вопрос о воспитательной деятельности с детьми и подростками необходимо остановиться и на понятии «принцип». Слово «принцип» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «начало», «основа».
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по обработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания.
Назовём их.
1. Принцип связи с жизнью, с социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития. Принцип требует определения целей воспитания с учётом государственных и личностных требований.
2. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. Он предполагает, что отношения между педагогом и воспитанником строится на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
3. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка.
4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - один из классических принципов педагогики.
5. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Педагог должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия детей, изучать их в соответствии с ними выбирать определённые средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
6. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой детей и подростков.
7. Принцип занимательности и увлекательности в организации деятельности возникает в связи с необходимостью создавать в каждой досуговой программе атмосферу особой заинтересованности и эмоциональности. В настоящее время принцип занимательности и увлекательности реализуется благодаря театрализации, созданию игровых ситуаций, широкому использованию занимательной науки и техники, научной фантастики, необыкновенности и яркости оформления.
8. Принцип сочетания всех методов.
Можно говорить, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. Эффективность воспитательной деятельности возрастает, если к воспитанию подходить как к комплексному процессу, ведь это позволяет формировать личность в целом.
А.С. Макаренко сказал: «Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается...»
Сущность комплексного подхода к воспитанию и выражается во взаимосвязи направлений и принципов деятельности.
Осуществление любого принципа лишь тогда реально, когда в каждом мероприятии, занятии планируется конкретный полезный результат.
«Новый Мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в новый мир со старыми методами, потому так Зову к перерождению сознания».
Формы работы очень разнообразны. Это дискотеки, выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.
Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, значение, методику подготовки и проведения.
Молодежная дискотека. Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск - жокеем.
В середине
70-х появился музыкальный
Большие
шоу-дискотеки представляют
Конкурсно-досуговые программы. Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит, прежде всего, получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.
Формы и методы
Кружки
в культурно-досуговых
В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
На базе современных культурно-досуговых учреждений действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.
Кружки художественной самодеятельности:
- танцевальный;
- театральный;
- вокальный;
- кукольный;
- кружок игры на гитаре и др.
Кружки художественного творчества:
- декоративно-прикладного искусства;
- изобразительного искусства;
- мягкой игрушки и др.
Кружки технического творчества:
- техническое моделирование;
- моделирование одежды и др.
Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.
Камерные формы организации досуга: салон, гостиная. Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в культурно-досуговых учреждениях. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.
Салон как мероприятие культурно-досугового учреждения – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.
Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе культурно-досугового учреждения. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.