Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:43, творческая работа
Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Родительский клуб
Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Цели и задачи Клуба
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Исходя из этого целью Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, ставит перед собой следующие задачи:
Формы работы:
• образовательные семинары;
• психологические тренинги;
• круглые столы;
• индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка.
В Родительском клубе создана среда, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.
Используемая методология
В начале работы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Родители посвящались в суть работы, заполняли анкеты, отражающие их ожидания от занятий. Применялись методы компьютерной обработки информации.
В процессе реализации образовательного
и психотерапевтического
Таким образом, комплексно используются теоретические, диагностические и экспериментальные методы.
Клуб работает по трём направлениям:
Образовательное направление
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с современными подходами к процессу воспитания и сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие своеобразия его развития.
Благодаря мероприятиям образовательного направления меняется отношение к ребенку и себе.
Психо-терапевтическое направление
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.
Мероприятия данного направления
осуществляются в индивидуальной и
групповой форме с
Социально-тренинговое направление
Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – обучение родителей эффективным формам поведения взаимодействия с ребёнком в различных социальных ситуациях и отношениях.
Мероприятия данного направления осуществляются преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения.
Благодаря мероприятиям данного
направления родители приобретают
гибкость поведения и реагирования,
становятся более коммуникативно-
Темы для Родительского Клуба:
• Зачем человеку детство?
• Адаптация ребенка в детском саду.
• Растим братьев и сестер.
• Родители и дети в стрессовой ситуации.
• Капризы и упрямство.
• Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям
• Воспитание самостоятельности у дошкольников. Как развивать волевые качества у ребенка?
• Готовим детей к школе. Что это значит?
• Ландшафт детской души (рисунок в жизни ребенка).
• Мальчишки и девчонки (особенности полового воспитания).
• Мир детский и мир взрослый.
• Психологические возможности арт-терапевтической работы.
• Возможности психологической коррекции.
• Основы возрастной психологии.
Работа над проектом проходила
в несколько этапов. Целью первого
этапа стало выявление
Для этого использовались
следующие методы: наблюдение, анкетирование,
беседы, тестирование, проектные методики,
изучение продуктов детской
После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы Клуба.
Прежде всего была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе (приложение 1), плана работы (приложение 2), журнала протоколов заседаний Клуба.
В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Клуб имеет свою эмблему и девиз – "Где нет воодушевления, там нет и воспитания".
В рамках Клуба проходят
семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии,
встречи "Гость клуба", "Круглый
стол". Для коррекции детско-
Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках Клуба прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", "Банные сражения", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.
Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.
Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города – Центром природного оздоровления, Детской поликлиникой № 15, Уполномоченной службой по опеке и попечительству и др.
В целях повышения активности
родителей в работе Клуба большая
роль отводится наглядной
Ежемесячно выпускается газета "Семейные новости", информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба. Наибольшей популярностью пользуется страничка "Шпаргалка для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др. Пример такой шпаргалки представлен в приложении 4.
Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде Клуба заботливых родителей.
Подготовлен также рекламный буклет, который знакомит с работой Клуба, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность. Он распространяется среди родителей детей, недавно поступивших в ДОУ.
Для повышения активности
семей воспитанников и более
целенаправленного
Занятия в Клубе проходят один раз в месяц, и помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, благодаря знаниям психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, проявляют свое творческое созидательное начало.
Наша
цель: воспитание здорового, всесторонне
развитого и подготовленного
к школе ребёнка с
Итоги работы Клуба
Итоги работы Клуба заслушиваются
на заседании медико-психолого-
Так, результаты психолого-педагогической
диагностики родительского
В целом, общение в непринужденной,
эмоционально насыщенной обстановке способствует
сближению педагогов, родителей
и детей. Беседа за чашкой чая, легкий
музыкальный фон, атмосфера игры
– все это содействует
Положение о Родительском клубе
1. Общие положения
1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 87" (далее – ДОУ) и Родительским клубом (далее – Клуб) регламентируются родительским договором и Положением о Родительском клубе, которым определяются права и обязанности сторон.