Родительский клуб

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:43, творческая работа

Описание работы

Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Работа содержит 1 файл

Родительский клуб ДОУ 87.docx

— 35.76 Кб (Скачать)

Родительский  клуб

 

Семья является средой, в  которой формируется личность ребенка  и закладывается ресурс его социальной адаптации. Микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий  организации эффективного воспитательного  процесса в ДОУ. Для того чтобы  родители стали активными помощниками  педагогов, необходимо вовлечь их в  жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное  и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Родительский  клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Цели и задачи Клуба

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно  новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений  и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого целью  Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Родительский клуб, как  объединение родителей, воспитывающих  ребенка, ставит перед собой следующие  задачи:

  • Способствование гармонизации детско-родительских отношений.
  • Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов
  • Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.
  • Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Формы работы:

• образовательные семинары;

• психологические тренинги;

• круглые столы;

• индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка. 

В Родительском клубе создана  среда, в которой родители могут  свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.

Используемая  методология

В начале работы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Родители посвящались в суть работы, заполняли анкеты, отражающие их ожидания от занятий. Применялись методы компьютерной обработки информации.

В процессе реализации образовательного и психотерапевтического аспекта  работы, преобладают моделирование, прогнозирование, интервьюирование, тестирование, методы психолого-педагогического  воздействия с акцентом на современную  креативную методологию (сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, кинотерапия, релаксационный практикум и пр.). Для обобщения и систематизации полученного опыта  используются методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов.

Таким образом, комплексно используются теоретические, диагностические и  экспериментальные методы.

Клуб  работает по трём направлениям:

Образовательное направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, познакомить  родителей с возрастными и  психологическими особенностями детей, с современными подходами к  процессу воспитания и  сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие своеобразия  его развития.

Благодаря мероприятиям образовательного направления  меняется отношение к ребенку и себе.

Психо-терапевтическое направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления  – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления  осуществляются в индивидуальной и  групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия. Благодаря мероприятиям психотерапевтического направления родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений. Психоэмоциональное состояние  у детей  значительно стабилизируется.

Социально-тренинговое направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления  – обучение родителей эффективным  формам поведения  взаимодействия с ребёнком в различных социальных ситуациях и отношениях.

Мероприятия данного направления  осуществляются преимущественно в  групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в транспорте, магазине и пр.) и  конструируются новые формы социального  поведения.

Благодаря мероприятиям данного  направления родители приобретают  гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Темы  для  Родительского Клуба:

• Зачем человеку детство?

• Адаптация ребенка в детском саду.

• Растим братьев и сестер.

• Родители и дети в стрессовой ситуации.

• Капризы и упрямство.

• Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям

• Воспитание самостоятельности у дошкольников. Как развивать волевые качества у ребенка?

• Готовим детей к школе. Что это значит?

• Ландшафт детской души (рисунок в жизни ребенка).

• Мальчишки и девчонки (особенности полового воспитания).

• Мир детский и мир взрослый.

• Психологические возможности арт-терапевтической работы.

• Возможности психологической коррекции.

• Основы возрастной психологии.

Работа над проектом проходила  в несколько этапов. Целью первого  этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также  были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро и макроокружением.

После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы Клуба.

Прежде всего была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе (приложение 1), плана работы (приложение 2), журнала протоколов заседаний Клуба.

В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Клуб имеет  свою эмблему и девиз – "Где  нет воодушевления, там нет и  воспитания".

В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Гость клуба", "Круглый  стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми. В  качестве примера в приложении 3 представлены тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений (из цикла тренинговых занятий Клуба заботливых родителей).

Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая  форма работы, как презентация  семейного опыта. В рамках Клуба  прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное  семейным традициям, "Моя семья  – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов  и праздников наибольшей популярностью  пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", "Банные сражения", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Важно отметить, что все  мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается  индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы: какое открытие они для себя сделали в ходе занятия, какие чувства вызвало то или иное упражнение? Родителей просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.

Активное участие в  работе Клуба принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города – Центром природного оздоровления, Детской поликлиникой № 15, Уполномоченной службой по опеке и попечительству и др.

В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая  роль отводится наглядной информации.

Ежемесячно выпускается  газета "Семейные новости",  информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба. Наибольшей популярностью пользуется страничка "Шпаргалка для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др. Пример такой шпаргалки представлен в приложении 4.

Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и  принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде Клуба  заботливых родителей.

Подготовлен также рекламный  буклет, который знакомит с работой  Клуба, иллюстрирует формы заседаний  и отражает их результативность. Он распространяется среди родителей  детей, недавно поступивших в  ДОУ.

Для повышения активности семей воспитанников и более  целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные  пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся родителям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.

Занятия в Клубе проходят один раз в месяц, и помогают родителям  глубже познакомиться со своим ребенком,  благодаря знаниям психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, проявляют свое творческое созидательное начало.

Наша  цель: воспитание здорового, всесторонне  развитого и подготовленного  к школе ребёнка с использованием современных программ и методик  из области дошкольной педагогики

Итоги работы Клуба

Итоги работы Клуба заслушиваются  на заседании медико-психолого-педагогической комиссии дошкольного учреждения, на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Так, результаты психолого-педагогической диагностики родительского контингента  ДОУ на конец учебного года показывают следующие изменения:

  • повышается психолого-педагогическая культура родителей;
  • расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
  • родители активно включаются в процесс социального воспитания;
  • устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;
  • семья становится активной социальной системой.

В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей  и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто  высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями  семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в  другой обстановке, наблюдают его  общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты  и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

 

Положение о Родительском клубе

1. Общие положения

1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 87" (далее – ДОУ) и Родительским клубом (далее – Клуб) регламентируются родительским договором и Положением о Родительском клубе, которым определяются права и обязанности сторон.

Информация о работе Родительский клуб