Бизнес план фитнес клуба

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:55, дипломная работа

Описание работы

Российский рынок фитнес-услуг один из самых быстрорастущих в мире. В настоящее время в нашей стране работает около 2000 клубов, из которых более трети находится в столице. Согласно последним исследованиям, объем рынка составляет от 550 до 600 млн. долл., из них 350-400 млн. приходится на долю Москвы. При этом его рост достигает около 20-30% в год, а эксперты отмечают, что он будет оставаться таким же еще несколько лет, пока уровень проникновения не составит 10%. Между тем, по данным различных исследований, в прошлом году в крупных городах России фитнес-центры посещали не более 1,5-2,0% населения, в то время как в Лондоне этот показатель составляет 20%, а в Барселоне – 34%, в Америке – 16% (39, 4 миллиона жителей). В Москве в настоящий момент этот показатель приближается к отметке 3%. Регионы на фитнес реагируют по-разному, но не все могут похвалиться даже 1%. Из данных исследований можно сделать вывод, что емкость рынка пока еще очень велика.

Работа содержит 1 файл

фитнес клуб.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Как открыть  фитнес: бизнес-план для новичков  

  
 

Фитнес сегодня  привлекателен для потенциальных  инвесторов всех уровней: найти кредит под строительство спортивного  клуба сейчас не проблема! Гораздо  сложнее убедить банкиров в прибыльности вашего дела и главное - оправдать ожидания! 

Это сладкое  слово "Фитнес"! В последние  годы оно стало вожделенным не только для широких масс "худеющих" и "улучшающих здоровье" российских граждан, но и для потенциальных  инвесторов всех уровней: найти "длинный" кредит под строительство спортивного клуба сейчас не проблема!  

Проблема, в другом: убедить в прибыльности вашего предприятия, а затем оправдать ожидания! 

Российский рынок  фитнес-услуг один из самых быстрорастущих в мире. В настоящее время в  нашей стране работает около 2000 клубов, из которых более трети находится в столице. Согласно последним исследованиям, объем рынка составляет от 550 до 600 млн. долл., из них 350-400 млн. приходится на долю Москвы. При этом его рост достигает около 20-30% в год, а эксперты отмечают, что он будет оставаться таким же еще несколько лет, пока уровень проникновения не составит 10%. Между тем, по данным различных исследований, в прошлом году в крупных городах России фитнес-центры посещали не более 1,5-2,0% населения, в то время как в Лондоне этот показатель составляет 20%, а в Барселоне – 34%, в Америке – 16% (39, 4 миллиона жителей). В Москве в настоящий момент этот показатель приближается к отметке 3%. Регионы на фитнес реагируют по-разному, но не все могут похвалиться даже 1%. Из данных исследований можно сделать вывод, что емкость рынка пока еще очень велика. 

На сегодняшний  день фитнесом в России занимаются чуть более 300 тыс. человек, или лишь 0,2% населения.  

Учитывая очень  высокий показатель рентабельности этого бизнеса, можно делать предположения, что он будет еще несколько лет интересен активным игрокам рынка, в том числе крупным инвесторам. 

Но, с нашей  точки зрения, просто построить фитнес-клуб – это не значит сделать его  рентабельным и успешным бизнесом. Для того, чтобы бизнес действительно приносил доход, делать его должны профессионалы, люди, имеющие большой практический опыт в создании и продвижении этого вида бизнеса. Поскольку сам по себе это вид бизнеса для нашей страны очень молод, соответственно, хорошие специалисты в достаточном количестве еще просто «не выросли».  

По различным  прогнозам за два-три года московский рынок вырастет на 30-40%. Для сравнения  оборот германского рынка фитнес-услуг  составляет 13,1 млрд., берлинского – 2,8 млрд. долларов. 

Развитие фитнес-индустрии тесно взаимосвязано с уровнем доходов населения и с общей экономической ситуацией в каждом конкретном городе. Чем выше благосостояние жителей, тем больше спрос на фитнес-услуги. 

Итак, что нужно  сделать, чтобы после всего нескольких месяцев работы нового клуба, вы смогли бы смело задумываться о создании под вашим брендом уже "сети клубов"? 

Анализ опыта  строительства многих клубов позволяет  выделить, как минимум, три основные ошибки, которые делают большинство  бизнесменов, входя в этот, безусловно, перспективный вид бизнеса. 

1. "Мы - "сами  с усами": и не такое строили!!!" 

2. Привлечение  в клуб на руководящие должности  родственников, друзей, родственников  друзей и т.п. 

3. "Экономия" на персонале и, особенно, на  его обучении. 

Рассматривать все ошибки не позволяет объем статьи. Остановимся на первой. 

Мало кто из серьезных людей, достигнув несомненных  успехов в производстве, например, электроники, будет стремиться занять какую-то нишу в производстве, скажем, автомобилей без основательной  консультативной поддержки. Даже, несмотря на то, что "за рулем с пеленок", вся молодость прошла "в гараже под машиной", а сейчас "меняю авто каждые полгода и знаю про них, казалось бы, все!" 

Но, входя в  фитнес-бизнес почему-то сразу же забывается, что мировой опыт рекомендует не менее 5-7% затрат от стоимости нового для инвестора проекта направлять на консалтинг. В России, вполне квалифицированную помощь при создании спортивного клуба можно получить за 3-5%, но и это экономится! Эх, Россия… 

Достоинства и  недостатки различных стратегий создания фитнес-клуба (так же как женского, детского спортивного клуба, спортивной и досуговой инфраструктуры коттеджных поселков, пансионатов, горно-лыжных баз и т.п.) приведены в таблице, из которой, в целом, следует, что в том случае, если этот клуб для инвестора и его команды первый, а в городе нет хорошо развитого и успешного фитнес-бизнеса (не у кого подсмотреть!), то альтернативы приглашения консалтинговой компании практически нет. Кроме доводов, приведенных в таблице, следует также помнить, что в клубе есть "темы", которые принципиально способны поднять только в рамках фитнес консалтинга, то есть компанией, работающей в интересах заказчика. 

Это, в частности: 

А) "Тема" воровства  в фитнес-клубе. По разным оценкам 10% - 20% от выручки разворовывается. Если выручка в год составляет 2-3 млн. у.е., то можно подсчитать, какая часть, но уже чистой прибыли "проскакивает мимо кармана" инвестора, уменьшая доходы фитнес-клуба. Так как теоретически возможности для воровства есть на всех уровнях – от управляющего клубом, до уборщицы – то понятно, что этой проблемой эффективно могут заниматься только консультанты совместно с инвестором. 

Б) Полезнейшим  институтом в клубах является работа "персональных менеджеров" (адаптеров). Однако, борьба за экономию ФОТ, минимизацию штата и просто здравый смысл делает желательным выплачивать зарплату этим сотрудникам из премиального фонда как вознаграждение за приобретенные допуслуги и продление членства клиентами. В то же время, из этого фонда же получают премии: управляющий, директор по продажам и фитнес-директор. Таким образом, все "ключевые фигуры" клуба не заинтересованы в появлении новых "нахлебников". 

В) Решающий фактор успеха – профессионализм фитнес-персонала. В клубе есть только два действенных  стимула для образования и самообразования инструкторов и тренеров: (1) регулярное тестирование клиентов (фитнес-тестирование), чтобы была объективная информация о том есть ли эффект от тренировок или вся работа персонального тренера сводится к "трепу". (2) – регулярные аттестации персонала независимыми экспертами. Однако и первый, и второй стимул первоначально воспринимается персоналом как "жесткий кнут", поэтому все, начиная с фитнес-директора и менеджеров департаментов фитнес-клуба, стараются "замять" тему. А управляющий, не желая напрягать коллектив, идет на поводу… и т.п. 

Г) Документация и договорная база спортивного (фитнес) клуба. Чтобы подготовить необходимый  и юридически выверенный комплект документации силами сотрудников клуба, требуется 6-9 месяцев, во время которых клуб "лихорадит". В серьезных консалтинговых компаниях весь комплект документации имеется в наличии - и требуются лишь незначительные усилия, чтобы ее адаптировать под данный клуб. 

Варианты стратегии  создания спортивного (фитнес) клуба 

Варианты 

"Свой человек" 

Опытный менеджер 

Консалтинговая  компания 

Суть 

"Своему человеку" (друг, подруга, жена, племянник и  т.п.), который не чужд спорта, поручается "разобраться в предмете и  построить клуб". 

Нанимается опытный  специалист, как правило, управляющий или фитнес-директор известного клуба. 

Приглашается  компания, которая профессионально  занимается консалтингом. 

Достоинства 

"Деньги не  уходят на сторону, душевное  спокойствие инвестора" 

Экономия на предпроектном и проектном этапах. 

Несколько большие затраты на предпроектном и проектном этапах, когда вообще еще не ясно: "Что получится и надо ли этим заниматься!?" 

Недостатки 

Резкое увеличение инвестиционных расходов и срок окупаемости  клуба в результате:  

1. Задерживается  дата открытия клуба. (задержка в открытии означает, в зависимости от формата клуба, чистую потерю 50-150 тыс.у.е ежемесячно.  

2. Резко снижается  эффективность предпродаж и "скорость" наполнения клуба клиентами. (Задерживается  выход клуба на проектную мощность- от нескольких месяцев до нескольких лет - на столько же задерживается срок возврата инвестиций.  

3. Стоимость  ремонта, переделок, замены оборудования  и т.п. (из-за ошибок в проекте,  строительстве, расчете инженерных  сетей, отделке, оснащении и  т.п. "непредвиденные" расходы  могут достичь уже в первый год эксплуатации половины инвестиционной стоимости) 

Получается клуб как слепок опыта, знаний (и незнаний) одного человека. (Один человек, даже очень  опытный, не может обладать необходимыми теоретическими знаниями, опытом и  возможностями отслеживать новые тенденции сразу в нескольких ключевых областях.  

В результате: "где-то - густо, где-то – пусто", Кроме  этого, 70-80% затрат консалтинга приходится на разработку документации клуба, отбор  и обучение персонала. Эти разделы  работы не под силу выполнить одному, поэтому деньги все равно придется тратить, но уже с потерей преемственности и четкой логики создания клуба: проектируют одни, технологию работы разрабатывают другие, учат третьи - классические: "лебедь, рак и щука"! 

Снижение инвестиционных затрат, высокие конкурентные преимущества клуба после открытия.  

(Консалтинговая  компания, это:  

1) объединение  группы сработавшихся квалифицированных  специалистов различного профиля,  

2) аккумуляция  новейших мировых данных, опыта  создания и эксплуатации множества клубов.  

3) Наличие наработок,  технологий и документация по  всем требуемым направлениям  

4) деловые связи  и информация о поставщиках  и исполнителях работ,  

5) банк данных  персонала, опыт его отбора  и обучения с привлечением  действительно лучших специалистов.  

6) возможность  обеспечить системность и комплексность  всего цикла работ – от разработки  Бизнес-плана и Концепции фитнес-клуба  до запуска, презентации и последующего  сопровождения его работы) 
 

Какие бывают консалтинговые компании? 

Основных разновидностей три: 

1) "Брендовые"  предоставляющие свои услуги  только на условиях франшизы, - это, в основном, крупнейшие российские  сети клубов. 

2) Смешанные:  как предоставляющие свой бренд,  так и помогающие независимым  клубам. 

3) Принципиально "независимые" компании. 

Приобретение  франшизы при заявляемых достоинствах этого шага, а именно: получение  готовой и многократно проверенной  технологии, а также экономия (что, правда, далеко не очевидно!) на рекламе  путем использования известного бренда имеет существенные, особенно для Российского менталитета недостатки: 1) "потеря самостоятельности"; 2) необходимость регулярных отчислений приличных сумм даже тогда, когда клуб "встал на ноги и в консультантах особо не нуждается" 3) достаточно высокая "накидка" на "брэнд". 

Логика деятельности и выхода на рынок независимых  консалтинговых компаний (например, "Спортивные технологии" – "независимая" компания) также предельно понятна: при  всех преимуществах известного бренда, девиденты от его покупки региональным клубом будут ощутимы в России не ранее, чем через 7-10 лет, когда в городе накопится "критическая масса" клубов - как это сейчас произошло в Москве. До этого момента, покупка франшизы и связанные с этим ежемесячные платежи – ничем не оправданная трата денег. Кроме этого, имидж компании, которая "не ангажирована ни брендами, ни поставщиками", а работает исключительно в интересах заказчика, всегда привлекательнее, чем необходимость "жить по указке". 

Тем не менее, при  всех вариантах создания клуба и выборе тех или иных консалтинговых компаний и групп бывают "удачные" и "неудачные" проекты даже в условиях ненасыщенного рынка. Почему? 

Информация о работе Бизнес план фитнес клуба