Римский клуб

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:57, доклад

Описание работы

"Римский Клуб" — это ассоциация по изучению мирового развития и его проектирования с прицелом на грядущий – XXI век. В разработке проектов принимали участие представители как научно-технической интеллигенции, так и ученые других — нетехнических специальностей (философы, экологи, демографы и т.д.).
Римский клуб был самым тесным образом связан с ведущими центрами мирового управления, такими структурами, как Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Королевский институт международных отношений Великобритании, Совет по международным отношениям в США.

Работа содержит 1 файл

Римский Клуб.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

 

 

 

"Римский  Клуб" — это ассоциация по изучению мирового развития и его проектирования с прицелом на грядущий – XXI век. В разработке проектов принимали участие представители как научно-технической интеллигенции, так и ученые других — нетехнических специальностей (философы, экологи, демографы и т.д.).

Римский клуб был самым  тесным образом связан с ведущими центрами мирового управления, такими структурами, как Бильдербергский  клуб, Трехсторонняя комиссия, Королевский  институт международных отношений  Великобритании, Совет по международным отношениям в США.

Квинтэссенцию нового курса  развития человечества дал основатель римского клуба Аурелио Печчеи. В  своей программной книге «Человеческие  качества» . Особое внимание в его работе, как и других докладах Римского клуба отведено международным отношениям и мировому порядку. Новый мировой порядок должен стоять на исправлении природы человека, на отказе от развития, экспансии, преобразования, на закреплении статус-кво, выгодного элите, на переводе этого статус-кво в состояние непоколебимой стабильности. Международные отношения – своеобразный диалог социальных систем и политических режимов, культур, систем ценностей и моделей поведения. Но это еще и диалог народов, диалог живых людей. Причем характер диалога определяется не столько его социально-политическим контекстом, сколько социокультурными и психологическими характеристиками участвующих в диалоге народов [1]. 
        Прежде всего такой диалог происходит на групповом и индивидуальном уровнях. Многие отождествляют эти характеристики с национальным характером. Аналитики, придерживающиеся сциентистско-технократической ориентации, рассуждают о человеческом факторе. Автор этих строк предпочел бы определение, позаимствованное в переосмысленном виде у основателя Римского клуба Аурелио Печчеи, – «человеческие качества». 
        Под таковыми понимается интегральная характеристика народов и образующих их индивидов, которая, складываясь в процессе их становления и исторической эволюции и несколько трансформируясь по ходу событий, в целом остается на протяжении длительного времени неизменной, не зависящей от существующих в стране политических и экономических отношений. Происходит, конечно, известная адаптация этих качеств к установившимся порядкам – что-то гипертрофируется, что-то отходит на второй план. Но система базовых качеств сохраняется. 
        Конкретные «человеческие качества» фиксируют: 
        – представление народа о себе, своем месте в мире и собственной «исторической миссии»; 
        – склонность или несклонность народа к быстрым переменам; 
        – вынесенное из опыта умение уживаться с другими народами; 
        – готовность или неготовность к жертвам или компромиссам; 
        – степень воинственности того или иного народа.   Система этих качеств представляется существенным фактором, детерминирующим характер международных отношений [4].

Русские-россияне и американцы, вопреки распространенному мнению, существенно отличаются друг от друга  по «человеческим качествам». Мы делаем большую ошибку, рассматривая противостояние СССР и США в годы «холодной войны» исключительно как противостояние двух социально-политических систем, двух идеологий. Это было и противостояние двух разных цивилизаций и культур. Но, одновременно, была еще и борьба за первенство двух народов, обладающих несхожими социально-антропологическими характеристиками, двух систем «человеческих качеств», что находило отражение не только в советско-американских отношениях, но и во всей системе международных отношений второй половины ХХ века. Эту ошибку стоит учесть сегодня, когда отчасти заново определяется положение России в современном мире и выстраиваются ее отношения с другими народами.        

В докладе говорится, что ошибкой было бы недооценивать  детерминирующее воздействие на ход мировых событий качеств массового типа человека, доминирующего в обществе. Лидеры и элиты стран, в которых доминируют эти разные типы, будут проводить при одинаковых условиях разную политику – внутреннюю и внешнюю. 
        Крупный вопрос антропологии мировой политики касается детерминирующей роли антропологических характеристик, присущих отдельным социальным общностям и индивидам.

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и  лидер Аурелио Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых”  целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы. Четвертая цель  которая непосредственно касается международных отношений и говорит о том, что интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

Определённые  идеи, касающиеся международных кризисов, были высказаны М.Месаровичем и Э.Пестелем в работе под названием "Человечество на поворотном рубеже" [3]. М.Месарович и Э.Пестель доказывали, что явление "коллапса" в течение ближайших 75 лет вероятнее на региональных, а не на общемировом уровне 1974.

Но поскольку сложилась одна глобальная система, "коллапс" в любом регионе способен вызвать соответствующие последствия во всем мире. Авторы суммировали свой анализ в четырех основных выводах: 
1. Современные кризисы - не временные явления. 
2. Решение этих кризисов может быть найдено только в глобальном контексте. 
3, Решения не могут быть достигнуты традиционными методами. 
4. Бороться с этими кризисами предпочтительнее, используя кооперацию, чем конфронтацию [3].

Модели Д.Форрестера, Д.Медоуза, М.Месаровича и Р.Пестеля, а также других западных ученых составляют поколение моделей 70-х годов, отличительной чертой которых были резко пессимистическая оценка перспектив мирового развития и вытекавшие отсюда предложения переориентации стратегий развития человечества.

Ещё один доклад, непосредственно раскрывающий перспективы мирового порядка — это Третий доклад Римского  клуба, который  называется «РИО — перестройка международного порядка» (1977). В этом докладе, координацией которого занимался Нобелевский лауреат, голландский экономист Ян Тинбергеи, особое внимание уделяется слаборазвитым странам, руководители которых отвергают в общем любую идею об ограничениях роста. Тинберген и соавторы доклада пришли к выводу, что для того чтобы провести в жизнь идею органического мирового порядка, предложенную во втором докладе, все страны и все регионы должны согласовывать свои локальные цели с определенными глобальными целями, которые будут работать на благо человечества в целом. Этот доклад должен был показать, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. Конечно, чрезвычайно трудно убедить граждан и политических лидеров в том, что соответствие их собственных национальных целей целям человечества как целого отвечает их же интересам. Жизненно важное значение имеет ослабление гонки вооружений, так как трата энергии в этом направлении затрудняет возможность всех стран направить свою волю, энергию и деньги на сотрудничество друг с другом ради общей цели. Когда люди заняты военными конфликтами, они мало думают о сотрудничестве для взаимной выгоды [5].

Главным достоинством третьего доклада Римскому клубу  “Перестройка международного порядка” (1977) оказалась его актуальность. Уже много лет мировой экономический  порядок теряет свою былую устойчивость и стабильность, при безуспешных попытках развитых стран изменить положение в лучшую сторону и требованиях развивающихся стран полностью пересмотреть все правила международных отношений. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1974 г. “Декларацию об установлении нового международного экономического порядка” и “Программу действий”, по поводу которой мнения резко разделились.

С середины 80-х годов Римский клуб переходит к выдвижению разнообразных программ трансформации общественных систем, совершенствования политических институтов власти. Пятый доклад “Цели для человечества” (1977) [1], написанный под руководством американского философа, сотрудника научно-исследовательского института ООН Э. Ласло, посвящен анализу “мирового атласа современных целей”, рассмотренного на двух уровнях —национальном и транснациональном. В докладе подробно описаны цели различных стран, мультинациональных корпораций, Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви.  Вывод, к которому пришли авторы доклада, однозначен: необходима переориентация организаций, корпораций, стран, наций и государств на “глобальные цели”, достижение которых предполагает осуществление “революции мировой солидарности”. С завершением этой революции, по мысли авторов доклада, должны сложиться предпосылки для установления “общности мировой солидарности”, способствующей удовлетворению потребностей человечества в безопасности, обеспечении продовольствием, разумном использовании энергии и природных ресурсов, продолжении развития, направленного на повышение “качества жизни” каждого человека и благосостояния всех людей на земле.

В 1991 году появляется “Первая глобальная революция” —  доклад совета Римского клуба, своего рода отчет за более чем двадцатилетнюю деятельность с анализом современной  глобальной ситуации, прогнозом и предложениями на будущее. Доклад подготовлен членами совета клуба А.Кингом и Б.Шнайдером. В 1991 г. впервые появляется доклад от имени самого Римского клуба, написанный его президентом Александром Кингом  и генеральным секретарем Бертраном Шнайдером — «Первая глобальная революция». Подводя итоги своей двадцатипятилетней деятельности, Совет Клуба снова и снова обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Римского клуба, обобщили материалы докладов, представленных клубом, проделали громадную исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для решения мировой проблематики. Это наиболее весомый труд, описывающий основные направления деятельности Римского клуба [2].

В “Первой глобальной революции” отмечается, что на пороге ХХI века человечество охвачено фатальным чувством неопределенности и находится на ранних стадиях формирования нового типа мирового общества. Изменения, произошедшие за 20 лет, красноречиво говорят об этом: демографический взрыв на Юге, углубление разрушения окружающей среды и изменение климата, поиски энергоресурсов, крушение коммунистических режимов, война в Персидском заливе, процесс разоружения и прочие. Мировое экономическое неравенство, крайняя бедность и чрезмерное богатство несут всякого рода напряженность и конфликты. Они и есть признаки первой глобальной революции, они иллюстрируют ту неопределенность, которой проникнуто будущее планеты. Глобальная революция формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов [2, С. 22—23].

Авторы доклада поднимают  и рассматривают глобальные вопросы: несбалансированный экономический  рост; взаимозависимость наций, пробуждение  национальных меньшинств и национализма; демографический взрыв и рост урбанизации; загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и энергетический кризис; рост активности человека и, как следствие, возрастание спроса на сырье и энергию; нехватка продовольствия и сохранение его мировых запасов; пределы демократии, кризис политических партий и неспособность современных институтов власти управлять миром; потеря ценностей и вакуум, воцарившийся после развала коммунистической системы и краха “американской мечты”. Впервые в истории человечество столкнулось со столь грозными опасностями, которые взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Римский клуб считает, что это глобальный вызов, и ответ на него тоже должен быть глобальным. Один из путей выхода из кризиса авторы видят в переходе к концепции устойчивого развития, которая позволит создать общество, основанное на долгосрочном предвидении последствий своей деятельности, избегающее несовместимых целей и поддерживающее социальную справедливость. Как считают авторы, концепция утопична, но к ней стоит стремиться (там же, с.84).

И, наконец, в своей последней публикации, «2052-й – Глобальный прогноз на следующие сорок лет», Римский клуб занимает смелую позицию в отношении будущего. Шестьдесят шесть учёных и экономистов, составляющих прогноз клуба (столько же, сколько и для первого прогноза «Пределы роста» в 1972-м), считают, что текущее экономическое развитие вскоре может упасть на лопатки.

Обращая свой взгляд на политику, Римский клуб прогнозирует сдвиг  власти и влияния от США к Китаю. Недемократическая китайская структура, в действительности, является для  Китая преимуществом, поскольку правительство может проводить свою политику легче и быстрее, чем в условиях демократии.

Однако в докладе  не говорится, сможет ли Китай сохранять  это преимущество долгое время. Доклад 1972 года показал, что политические события  трудно предугадать, как в случае с крахом Советского Союза. Однако одну вещь Римский клуб исключает – военную конфронтацию между Вашингтоном и Пекином.

Что касается экономического будущего, от будущих преобразований больше всего пострадают малые и  средние компании в США и других промышленно развитых странах, поскольку это наименее инновационные сектора. Клуб считает, что к 2052 году Китай достигнет доходов на душу населения в две трети от показателей США.

Таким образом, можно  утверждать, что доклады Римского клуба являются глобальными прогнозами, отдельным аспектом которых является проблема международных отношений.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдуллин А.Р. Основы глобалистики: Учебное пособие / А.Р. Абдуллин —Уфа: РИО БАГСУ, 1999. — 128 с.

 2. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция [Електронный ресурс] / А. Кинг, Б. Шнайдер. — Режим доступа : 

http://www.val-s.narod.ru/rome4.htm.

 3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс. — М.: Прогресс, "Пангея", 1994. — 304 с. 

4. Печчеи А. Человеческие  качества [Електронный ресурс] / А. Печчеи. — Режим доступа :  http://eco9571.narod.ru/lib/index.html.

5. Римский клуб и его обитатели [Електронный ресурс]. — Режим доступа :  http://www.val--s.narod.ru/rc-istorya.htm.


Информация о работе Римский клуб