Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:57, доклад
"Римский Клуб" — это ассоциация по изучению мирового развития и его проектирования с прицелом на грядущий – XXI век. В разработке проектов принимали участие представители как научно-технической интеллигенции, так и ученые других — нетехнических специальностей (философы, экологи, демографы и т.д.).
Римский клуб был самым тесным образом связан с ведущими центрами мирового управления, такими структурами, как Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Королевский институт международных отношений Великобритании, Совет по международным отношениям в США.
"Римский Клуб" — это ассоциация по изучению мирового развития и его проектирования с прицелом на грядущий – XXI век. В разработке проектов принимали участие представители как научно-технической интеллигенции, так и ученые других — нетехнических специальностей (философы, экологи, демографы и т.д.).
Римский клуб был самым тесным образом связан с ведущими центрами мирового управления, такими структурами, как Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Королевский институт международных отношений Великобритании, Совет по международным отношениям в США.
Квинтэссенцию нового курса
развития человечества дал основатель
римского клуба Аурелио Печчеи. В
своей программной книге «
Прежде всего такой диалог происходит
на групповом и индивидуальном уровнях.
Многие отождествляют эти характеристики
с национальным характером. Аналитики,
придерживающиеся сциентистско-технократической
ориентации, рассуждают о человеческом
факторе. Автор этих строк предпочел бы
определение, позаимствованное в переосмысленном
виде у основателя Римского клуба Аурелио
Печчеи, – «человеческие качества».
Под таковыми понимается интегральная
характеристика народов и образующих
их индивидов, которая, складываясь в процессе
их становления и исторической эволюции
и несколько трансформируясь по ходу событий,
в целом остается на протяжении длительного
времени неизменной, не зависящей от существующих
в стране политических и экономических
отношений. Происходит, конечно, известная
адаптация этих качеств к установившимся
порядкам – что-то гипертрофируется, что-то
отходит на второй план. Но система базовых
качеств сохраняется.
Конкретные «человеческие качества» фиксируют:
– представление народа о себе, своем месте
в мире и собственной «исторической миссии»;
– склонность или несклонность народа
к быстрым переменам;
– вынесенное из опыта умение уживаться
с другими народами;
– готовность или неготовность к жертвам
или компромиссам;
– степень воинственности того или иного
народа. Система этих качеств представляется
существенным фактором, детерминирующим
характер международных отношений [4].
Русские-россияне и американцы,
вопреки распространенному
В докладе говорится,
что ошибкой было бы недооценивать
детерминирующее воздействие на
ход мировых событий качеств ма
Крупный вопрос антропологии мировой
политики касается детерминирующей роли
антропологических характеристик, присущих
отдельным социальным общностям и индивидам.
Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых” целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы. Четвертая цель которая непосредственно касается международных отношений и говорит о том, что интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.
Определённые идеи, касающиеся международных кризисов, были высказаны М.Месаровичем и Э.Пестелем в работе под названием "Человечество на поворотном рубеже" [3]. М.Месарович и Э.Пестель доказывали, что явление "коллапса" в течение ближайших 75 лет вероятнее на региональных, а не на общемировом уровне 1974.
Но поскольку сложилась одна глобальная
система, "коллапс" в любом регионе
способен вызвать соответствующие последствия
во всем мире. Авторы суммировали свой
анализ в четырех основных выводах:
1. Современные кризисы - не временные явления.
2. Решение этих кризисов может быть найдено
только в глобальном контексте.
3, Решения не могут быть достигнуты традиционными
методами.
4. Бороться с этими кризисами предпочтительнее,
используя кооперацию, чем конфронтацию
[3].
Модели Д.Форрестера,
Д.Медоуза, М.Месаровича и Р.Пестеля, а также других западных
ученых составляют поколение моделей 70-х
годов, отличительной чертой которых были
резко пессимистическая оценка перспектив мирового
развития и вытекавшие отсюда предложения
переориентации стратегий развития
Ещё один доклад, непосредственно раскрывающий перспективы мирового порядка — это Третий доклад Римского клуба, который называется «РИО — перестройка международного порядка» (1977). В этом докладе, координацией которого занимался Нобелевский лауреат, голландский экономист Ян Тинбергеи, особое внимание уделяется слаборазвитым странам, руководители которых отвергают в общем любую идею об ограничениях роста. Тинберген и соавторы доклада пришли к выводу, что для того чтобы провести в жизнь идею органического мирового порядка, предложенную во втором докладе, все страны и все регионы должны согласовывать свои локальные цели с определенными глобальными целями, которые будут работать на благо человечества в целом. Этот доклад должен был показать, что сочетание локальных и глобальных целей возможно. Конечно, чрезвычайно трудно убедить граждан и политических лидеров в том, что соответствие их собственных национальных целей целям человечества как целого отвечает их же интересам. Жизненно важное значение имеет ослабление гонки вооружений, так как трата энергии в этом направлении затрудняет возможность всех стран направить свою волю, энергию и деньги на сотрудничество друг с другом ради общей цели. Когда люди заняты военными конфликтами, они мало думают о сотрудничестве для взаимной выгоды [5].
Главным достоинством
третьего доклада Римскому клубу
“Перестройка международного порядка”
(1977) оказалась его актуальность.
Уже много лет мировой
С середины 80-х годов Римский клуб переходит к выдвижению
разнообразных программ трансформации
общественных систем, совершенствования
политических институтов власти. Пятый доклад “Цели для человеч
В 1991 году появляется “Первая глобальная революция” — доклад совета Римского клуба, своего рода отчет за более чем двадцатилетнюю деятельность с анализом современной глобальной ситуации, прогнозом и предложениями на будущее. Доклад подготовлен членами совета клуба А.Кингом и Б.Шнайдером. В 1991 г. впервые появляется доклад от имени самого Римского клуба, написанный его президентом Александром Кингом и генеральным секретарем Бертраном Шнайдером — «Первая глобальная революция». Подводя итоги своей двадцатипятилетней деятельности, Совет Клуба снова и снова обращается к произошедшим в последнее время в мире переменам и дает характеристику нынешнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Римского клуба, обобщили материалы докладов, представленных клубом, проделали громадную исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для решения мировой проблематики. Это наиболее весомый труд, описывающий основные направления деятельности Римского клуба [2].
В “Первой глобальной революции” отмечается, что на пороге ХХI века человечество охвачено фатальным чувством неопределенности и находится на ранних стадиях формирования нового типа мирового общества. Изменения, произошедшие за 20 лет, красноречиво говорят об этом: демографический взрыв на Юге, углубление разрушения окружающей среды и изменение климата, поиски энергоресурсов, крушение коммунистических режимов, война в Персидском заливе, процесс разоружения и прочие. Мировое экономическое неравенство, крайняя бедность и чрезмерное богатство несут всякого рода напряженность и конфликты. Они и есть признаки первой глобальной революции, они иллюстрируют ту неопределенность, которой проникнуто будущее планеты. Глобальная революция формируется под воздействием геостратегических потрясений, социальных, технологических, культурных и этических факторов [2, С. 22—23].
Авторы доклада поднимают и рассматривают глобальные вопросы: несбалансированный экономический рост; взаимозависимость наций, пробуждение национальных меньшинств и национализма; демографический взрыв и рост урбанизации; загрязнение окружающей среды, глобальное потепление и энергетический кризис; рост активности человека и, как следствие, возрастание спроса на сырье и энергию; нехватка продовольствия и сохранение его мировых запасов; пределы демократии, кризис политических партий и неспособность современных институтов власти управлять миром; потеря ценностей и вакуум, воцарившийся после развала коммунистической системы и краха “американской мечты”. Впервые в истории человечество столкнулось со столь грозными опасностями, которые взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Римский клуб считает, что это глобальный вызов, и ответ на него тоже должен быть глобальным. Один из путей выхода из кризиса авторы видят в переходе к концепции устойчивого развития, которая позволит создать общество, основанное на долгосрочном предвидении последствий своей деятельности, избегающее несовместимых целей и поддерживающее социальную справедливость. Как считают авторы, концепция утопична, но к ней стоит стремиться (там же, с.84).
И, наконец, в своей последней публикации, «2052-й – Глобальный прогноз на следующие сорок лет», Римский клуб занимает смелую позицию в отношении будущего. Шестьдесят шесть учёных и экономистов, составляющих прогноз клуба (столько же, сколько и для первого прогноза «Пределы роста» в 1972-м), считают, что текущее экономическое развитие вскоре может упасть на лопатки.
Обращая свой взгляд на политику,
Римский клуб прогнозирует сдвиг
власти и влияния от США к Китаю.
Недемократическая китайская
Однако в докладе не говорится, сможет ли Китай сохранять это преимущество долгое время. Доклад 1972 года показал, что политические события трудно предугадать, как в случае с крахом Советского Союза. Однако одну вещь Римский клуб исключает – военную конфронтацию между Вашингтоном и Пекином.
Что касается экономического будущего, от будущих преобразований больше всего пострадают малые и средние компании в США и других промышленно развитых странах, поскольку это наименее инновационные сектора. Клуб считает, что к 2052 году Китай достигнет доходов на душу населения в две трети от показателей США.
Таким образом, можно утверждать, что доклады Римского клуба являются глобальными прогнозами, отдельным аспектом которых является проблема международных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ