Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

курсовая поСПД.docx

— 76.00 Кб (Скачать)

Учет местных  условий.

Создавая развивающую  среду, включающую пособия, игры, игровые  материалы, следует учитывать, что  у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая  в город, часто оказываются неподготовленными  к правильному поведению на улице  и в транспорте. У городских  детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге.

В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской  и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской  ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу  в наиболее безопасном для этого  месте.

Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Опыт педагогов-организаторов  показывает возможность осуществления  работы по формированию основ безопасного  поведения на дорогах начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте целесообразно уделять  внимание общей ориентировке в различных  ситуациях: различению цветов, выделению  красного цвета в качестве сигнала  опасности и т.п.

В старшем возрасте следует сменить акцент на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно  ориентироваться в проблемной ситуации.

Наиболее приемлемыми  формами работы с детьми являются наблюдения, различные игры, чтение литературы, тематические досуги, изодеятельность. Наряду с этими формами работы в старшем возрасте могут использоваться занимательные материалы, имеющие  целью проверку и закрепление  знаний детей (кроссворды, ребусы, загадки, различные конкурсы, КВН, компьютерные игры и т.д.).

4. Интегрированный  подход к организации педагогического  процесса.

Содержание работы по формированию безопасного поведения  на улицах и дорогах должно органично  включаться в содержание основной комплексной  программы школьного учреждения без увеличения учебной нагрузки. Это содержание может проходить  через различные виды занятий, а  также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.

5. Комплексный  подход к организации работы.

Опыт образовательных  учреждений - победителей смотра-конкурса «Безопасное колесо» показывает, что только в сотрудничестве с  родителями, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, школой и другими заинтересованными  организациями можно добиться положительных  результатов, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах.

Следует учитывать  так же принципы обучения безопасности дорожного движения: научность, доступность, связь теории с практикой.

В план по организации  работы по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма необходимо включать следующие  направления:

 

Работа  с педагогическим коллективом:

тематические  совещания преподавателей по теме «Планирование  мероприятий месячника «Внимание - Дети!»;

заседание школьных методических объединений классных руководителей;

консультации;

оформление информационного  стенда материалов по теме «Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма».

Работа с учащимися:

совещание ученического актива по теме «Программа мероприятий  месячника «Внимание - Дети!»;

тематические  беседы, инструктажи по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

тематические  конкурсы творческих работ учащихся, педагогов, родителей на темы:

«Безопасный путь от дома до школы» (1-5 классы);

«Наш друг - светофор»;

викторины на темы:

«Светофор» (2-4 классы);

игровые программы  «Мы пешеходы и пассажиры», «Как избежать опасности на улицах»;

проведение конкурса плакатов на тему «Детям - безопасные дороги»;

проведение соревнований между учащимися 7-х классов по программе игры «Безопасное колесо»:

велоэстафета;

дорожная азбука;

медицинская помощь.

Театрализованные  праздники, например: «Буратино идет в школу» (1-2 класс); «Я шагаю по улице»; «Три волшебных глаза»; «Школа светофорных  наук» (3-4 класс)

Список  литературы

Богачева И. Школа, где дружат инспектор с водителем // Всероссийская газета «Добрая  дорога детства». - М. - 2001. - №10.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр  «Академия», 2000.

Внеклассные мероприятия  по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма. - Пермь: УГАИ УВД Пермской области, 1995.

Выготский Л.С. Избранные  психологические исследования. - М.-Л., 1956.

Галагузова М.Н. Социальная педагогика. - М., 1999.

Давыдова Г.Е. Профессиональная безопасность детей // Всероссийская газета «Добрая  дорога детства». - М. - 2001. - №2.

Дети - забота общая. Игротека «ДДТ» играем с Б.Г. Никитьиной // Всероссийская газета «Добрая  дорога детства». - М. - 2004. - №1.

Косой Ю.М. Про  дороги и про улицы. - Горький: Волго-Вятское  книжное издательство, 1995.

Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Пед.соч.: в 8 т. - Т.4. - М., 1984.

Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального  педагога: Учебно-методическое пособие. - М.: Союз, 1999.

Методика и  технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

Методические  рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Ярославль: УГАИ УВД Ярославской  области, 1993.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1994.

Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник  для студ. высш. учебн. заведений. - 2-е  изд., перераб. и допол. - М.: Академический  проект, 2001.

О состоянии, причинах и мерах по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма  в Кировской области за 7 месяцев 2005 г. - Киров: УГИБДД Кировской области, 2005.

Овчарова А.Н. Методика преподавания правил дорожного  движения в системе профтехобразования. - М.: Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1881.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.О. Павленок, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2001.

Педагогика: Учебное  пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.

Правила дорожного  движения РФ (с комментариями, рисунками). - СПб, 2006.

Рабочая книга  социального педагога /Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1994.

Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. - М., 1998.

Состоялось заседание  координационного совета // Всероссийская  газета «Добрая дорога детства». - М. - 2001. - №2.

Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - Т.1. - М., 1997.

Уважайте светофор. - Киров: ГИБДД Кировской области  и Кировский областной институт усовершенствования учителей, 1995.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального  педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Изд. центр  «Академия», 2002. - 272 с.

Щуркова Н.Е. Новые  технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах