Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

курсовая поСПД.docx

— 76.00 Кб (Скачать)

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий  воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может  узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы  расширить дополнительными, которые  помогут воспитаннику раскрыть главное. Все это помогает составить план педагогической деятельности.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее придуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной  форме по одной определенной теме.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводится в форме  опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. В комплексе с этим методом  используется наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Эффективны для детей  рисуночные тесты, цветовые тесты.

Методы поддержки  личности применяются, когда ребенок  находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в  жизни, сформулировать, что нужно  в корне изменить, в том числе  цель жизни. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни  ребенка, отношения между членами  семьи. Изменив жизненные ориентиры  подростка (ребенка), педагог старается  убедить в их реальности.

Методы преодоления  конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах в школе, в семье, между сверстниками: учитель-ученик, родители-ребенок, родители-учитель, ученик-ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще - это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики. К этому относится  основательное разъяснение ребенку  необходимости и важности лечения; помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа, укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества; организация подвижных и интеллектуальных игр; воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах; использование  природы в лечебно-воспитательных целях.

Индивидуальное  обучение. Работая с семьей, где  большой ребенок, социальный педагог  осваивает методы индивидуального  обучения, так как на практике эту  проблему приходится решать ему.

Определив степень  подготовленности ребенка, на основе общей  программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения.

Воспитание природой. Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и  практическую деятельность детей по ознакомлению природы и оздоровлению окружающей среды. Так же предлагает создание мастерских по изготовлению поделок, организацию дальних походов  с детьми и их родителями; выпуск экологической газеты; работу в лесничестве  в летний период и т.п.

Использование народной педагогики. В это входит воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, игрой, общественным мнением. Одна из устойчивых традиций народного воспитания - закаливание  и укрепление здоровья детей.

Методы коррекции  развития. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное  и опираться на него. Научиться  руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь. Социальному  педагогу важно знать причины  отношений в поведении ребенка  и постараться нивелировать их. Только при совместной работе педагога и  родителей методы коррекции развития детей с отклонениями в развитии могут дать положительный результат.

Методы воспитания. Это совокупность средств и приемов  воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания.

Методы перевоспитания. Перевоспитание - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении  личности. Существует две разновидности  этого процесса: перевоспитание - перестройка  всей структуры личности и исправление - преодоление отдельных недостатков. В перевоспитании используются следующие  методы: метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы  предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы; метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом; метод  переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом; метод «взрыва» по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Метод самовоспитания. Самовоспитание - это процесс сознательного  преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и  свойств, социальных качеств личности. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим  поведением, обликом, поступками, понять, что он должен измениться. А это  значит включить все механизмы личности - сознание, волю, эмоции, - чтобы человек  хотел и старался быть лучше. Важно, чтобы подросток поверил в  свои силы, способности.

Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени, который предлагает умение планировать  свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать  решения.

Методы делового общения. Культура делового общения  предполагает, в первую очередь, необходимость  работать над собой, своим умением  вести разговор, способность знать: что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве  и достоинстве своего партнера по общению и многое другое.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего  мира человека. Психологический тренинг, во время которого актуализируются  переживания человека, развивается  самоанализ (какой я?). Другие тренинги: экстремальных ситуаций, сложных  социальных ситуаций (снятие стереотипов  в формах поведения), организационный  тренинг.

Метод социометрии. Этот метод предполагает предварительный  отбор материала: бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка  и т.п.

Метод мониторинга - это отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации  настроений - это метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния  ребенка.

Метод убеждения - эмоциональное и глубокое разъяснение  сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, - проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние  детей, способствует снятию раздражительности  и возбудимости.

Анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет  оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве  случаев носят объективный характер.

Биографический  метод - семейная биография позволяет  выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации для прогнозирования  его дальнейшего развития.

По нашему мнению, наиболее подробной и удобной  в практической деятельности является классификация методов Овчаровой  Р.В., которая и будет положена в основу нашей дальнейшей деятельности.

Таблица 1.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом (по Овчаровой Р.В.)

 
Методы  
Социальной  работы Психологические Педагогические  
Методы  социальной диагностики

Интервью, мониторинг, социологический  опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод

Психодиагностические 

Тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия

Организационные

Педагогический  эксперимент

 
Методы  социальной профилактики

Превентивный  метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки

Психокоррекционные

Психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, тренинг поведения

Педагогические  диагностики

Педагогическое  наблюдение, естественный эксперимент

 
Методы  социального контроля

Социальный  надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание

Методы психологического консультирования

Эмпатическое  слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение, гипноз

Обучения

Словесное (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), наглядное (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником), практическое (упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации

 
Методы  социальной реабилитации

Трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция

Методы психотерапии

Сугестия, самовнушение, национализация, психоанализ, трансактивный  анализ, групповая терапия, поведенческая  терапия, семейная психотерапия

Воспитание

Положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание

 
Социально-экономические  методы

Метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции

     
Организационно-распорядительные методы

Регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения

     
Социально-педагогические методы      
Методы  социального воспитания

Мотивирование и приобщение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества

Методы  воздействия

Методы, воздействующие на сознание, на чувства, поведение

Методы организации  социально-педагогического взаимодействия

Методы: целеполагания, ценностного ориентирования, организации деятельности, общения, оценки, самореализации

 
       

На основе анализа  литературы можно сделать следующий  вывод:

в основе деятельности социального педагога лежит знание методов социально-педагогической деятельности, которые представлены в различных классификациях;

классификации методов, используемых социальным педагогом, носит разносторонний характер. Ученые классифицируют их с различных точек  зрения, в зависимости от поставленной цели. Остается неизменным одно - это  способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью для формирования социально значимых качеств личности.

1.2. Использование форм  и методов в  работе социального  педагога

Социальный педагог - представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Как посредник  во взаимосвязях личности, семьи и  общества он призван работать в системе  образования и социальной помощи населению. Обеспечивая медико-психологическую  и правовую целесообразность этих систем, он решает в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепление их нравственного, психического и физического здоровья, различных  форм защиты личности, организации  труда, учения и досуга, оказания своевременной  социальной помощи семьям и лицам, особо  в ней нуждающимся.

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных  учреждений.

Цели социально-педагогической деятельности:

способствовать  устранению и преодолению специфических  трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

развивать процесс  опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в  обществе, общественными запросами, готовить их к критическому воспитанию этих перспектив;

способствовать  развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

участвовать в  разрешении потенциальных и готовых  вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать  эти цели, социальный педагог в  школе использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая  в своей деятельности не только самих  учащихся, но и их родителей как  целую группу; тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами  и врачами, стремится привлечь к  сотрудничеству всех, кто проявляет  внимание и интерес к его работе; оказывает всестороннюю помощь отдельным  ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом; воздействует на позитивное изменение  социального поля в школе 3.

Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах