Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа
Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах.
Введение
Безопасность
дорожно-транспортного движения - одна
из основных проблем сохранения жизни
и здоровья граждан страны. Сегодня,
когда ребенок с раннего
За 5 лет на дорогах
Кировской области с участием
детей и подростков в возрасте
до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных
происшествий, в которых 88 детей
погибло и 1443 ребенка получили различные
травмы. По итогам семи месяцев 2005 года
обстановка с предупреждением детского
дорожно-транспортного
В решении данной
проблемы большое значение имеет
объединение усилий представителей
различных организаций, а посредническую
и организаторскую роль должен взять
на себя социальный педагог. Социальный
педагог по своему профессиональному
назначению призван предотвратить
проблему, своевременно выявить и
устранить причины, порождающие
ее, обеспечить превентивную профилактику
различного рода негативных явлений (детского
дорожно-транспортного
Много исследований,
освещающих те или иные проблемы методов
социально--педагогической деятельности
появилось за последние десятилетия.
Такие ученые - педагоги, как В.Г.
Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.Д.
Семенов, Ю.В. Васильева, Л.Д. Демина, Б.З.
Вульфов, рассматривая основы социальной
педагогики, высказывают в своих
работах авторское видение
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях по профилактике детского травматизма на дорогах.
Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике детского травматизма.
Цель: выявить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма.
Гипотеза: предполагаем, что можно повысить эффективность работы по профилактике детского травматизма при условии:
* взаимодействия
ГИБДД и образовательного
* подбора методов работы с учетом возрастных особенностей детей;
* использования
активных форм организации
Задачи:
1. Проанализировать
различные классификации
2. Изучить региональный
опыт взаимодействия
3. Разработать
и апробировать систему
4. Разработать
методические рекомендации для
социальных педагогов по
Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, сравнение, тестирование.
Теоретическая значимость заключается в обобщении регионального опыта по профилактике детского травматизма.
Практическая значимость: заключается в разработке и апробации совместного плана деятельности ГИБДД и образовательного учреждения.
База исследования: школа-лицей №9, г. Слободской.
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике детского травматизма
1.1.
Методы социально-
Социальная педагогика
молодая отрасль педагогической
науки и социально-
В педагогике, пожалуй,
нет такой категории, которая
столь важна для развития педагогической
теории, совершенствования
Проблема использования
социально-педагогических методов
остро представлена в сегодняшней
школе. Социально-педагогическая деятельность
должна быть эффективной, а для этого
она должна быть научно разработанной
и высоко результативной. Педагог
должен владеть социально-
Проблема методов является довольно актуальной в социальной педагогике, так как от выбора социальным педагогом «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит эффективность социально-педагогического воздействия, поэтому данную тему считаем актуальной.
Существует множество подходов к классификации методов социально- педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Методы направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем.
Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации:
1. Субъективный уровень обуславливает субъективность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:
специалист -- методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;
сам человек (группа посредством самоуправления). Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;
специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие. Методы, обуславливающие совместные действия специалиста и самого человека. Методы действия одной стороны и адекватные действия - другой.
2. Функциональный
уровень обуславливает
3. Предметный
уровень обуславливает способ
реализации метода. Каждый метод
предусматривает определенный
Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности, пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.
При организации и выборе методов социально- педагогической деятельности социальному педагогу следует помнить, что на ребенка влияют множество факторов: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.
Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурнообразовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности» 14.
А.В. Мудрик предлагает
следующую классификацию
В зависимости
от того, на что они направлены: формирование
сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
формирование эмоциональных чувств
и стремлений (мотивов, чувств, стремлений,
идеалов);самовоспитание личности (самооценка,
самоконтроль, самоорганизация);формирование
социально-приемлемого
В зависимости
от характера отношений
В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.
Ф.А. Мустаева предлагает классифицировать методы социально-педагогической работы, объединив их в 3 большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социально-психологической помощи 15.
Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Это метод наблюдения, педагогический эксперимент, опросные методы (беседа, интервью, анкета).
Методы воспитания - это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента, направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач.
Методы социально-
Н.Ф. Маслова, дополняя имеющиеся классификации, предлагает сгруппировать их по содержанию проводимой работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические 22.
1. Социально-экономические
методы - работы социального педагога
близки к работе социального
работника. Это работа
2. Организационные
методы - направлены на организацию
коллектива, отношений личности
в коллективе, организацию помощи
личности, семье, различным неформальным
объединениям, создание секций, клубов,
объединений и т.п.
К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Организационным методом является и наказание, которое применятся, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.
3. К психолого-педагогическим
методам относятся такие
Остановимся подробнее на характеристике некоторых методов социально-педагогической деятельности, которые наиболее часто встречаются в работе социального педагога.
Метод беседы дает
возможность педагогу проникнуть в
духовную жизнь воспитанника, выяснить
все трудности его жизни. Успех
беседы зависит от профессионализма
социального педагога, его умения
выстроить беседу так, чтобы расположить
к себе ребенка, а также от заинтересованности
в беседе воспитанника. Педагог должен
быть подготовлен к беседе. Важно
не только сформулировать вопросы, но
и выстроить их в определенной
последовательности, логике, расположить
их так, чтобы ключевые вопросы были
в середине беседы. Ведение беседы
требует от педагога серьезного анализа
ее содержания и напряжения памяти.
Нужно учитывать возраст
Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах