Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

курсовая поСПД.docx

— 76.00 Кб (Скачать)

Для того чтобы  применить метод, нужный именно в  данном конкретном случае, необходимо, прежде всего, определить, на кого следует  направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь.

Как отмечает М.А. Галагузова, социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между  собой. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно  определено содержание, какие выбраны  методы для ее достижения и формы  организации этой деятельности.

Решение любой  проблемы, требующей вмешательства  социального педагога, начинается с  диагностирования проблемы, которое  включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой  может быть сделано то или иное заключение. Задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить диагноз.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с  ней выделяются задачи деятельности, которые ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог  выбирает соответствующие методы и  формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности.

По окончании  работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема школьника. При этом возможны, по крайней  мере, два случая: социальный педагог  положительно решает проблему школьника, и на этом его деятельность заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Схема 1

Технология организации  социально-педагогической деятельности

 
    Цель СПД  
       
    Задачи СПД  
Коррекция      
    Методы СПД  
       
    Формы СПД  
       
   

Результаты  СПД

Анализ

 
       

Важным  в деятельности социального  педагога является учет нравственного идеала, которому следует  ребенок 25. Нравственный идеал - это эмоционально окрашенный, внутренне  принятый ребенком образ, который становится регулятором его  поведения и критерием  оценки поведения  других людей. Сила воспитательного  примера основывается на подражательности детей, на их способности  копировать те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными  и соответствуют  их взглядам.

Подражая  образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу  поведения, экономя  тем самым силы в самостоятельном  освоении мира, другой человек для ребенка - это проекция его  самого в будущем. Избранный им идеал  поведения становится движущей силой его  развития. Помочь ребенку  выбрать этот пример - идеал - весьма сложная  задача для социального  педагога, но она  способствует ускорению  духовного развития ребенка. Энергия  при этом возникает  из сравнения себя с идеалом, и она  побуждает ребенка  работать над собой. Используя убеждения, социальный педагог  разъясняет и доказывает правильность и необходимость  определенного поведения. Рассказ и лекция - монологические формы  метода, которые ведутся  от одного лица - социального  педагога. И тот, и  другой метод используются для того, чтобы  разъяснить детям  определенные нравственные понятия. Рассказ  используется при  работе с младшими детьми, он непродолжителен  по времени, основан на ярких, красивых примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция более продолжительная по времени, в ней рассказ используется как прием. Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный, эмоциональный фон беседы. Беседа - это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. Беседу нужно вести так, чтобы вопросы задавал не только социальный педагог, но и дети.

Как считает М.А. Галагузова, для подростков и  юношей эффективнее  использовать диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей  на этические понятия, противоречивость в  оценке разных форм поведения. Поэтому  необходимо учить  детей аргументировать  свои взгляды, уметь  выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута  внешне сводится к  руководству или  оперативному направлению  хода диспута, обобщению  и анализу высказываний детей, подведению итогов. Положительный исход  диспута зависит  от тщательной подготовки к нему социального  педагога: выбор темы диспута, понятной и  близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые  будут предложены для обсуждения. Таких  вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы. Необходимо заранее согласовать  с детьми тему диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Если  убеждение «программирует»  сознание ребенка, то упражнение - формирует  умения, навыки и  привычки. В формировании нравственных умений и привычек главную  роль играет такой  метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы  в конечном итоге  сформировать у детей  нравственное поведение. Поведение - широкое  понятие, оно состоит  из более узких - поступков, а поступок выражается в действии. Одно и тоже действие может  иметь различную  моральную оценку.

Всякое  действие или состояние  становится поступком, если рассматривается  во взаимосвязи с  порождающими его  целями и мотивами деятельности.

Совокупность  действий ребенка  выражается в его  поступках, последние, в свою очередь, формируют  его поведение. И  действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе.

Метод упражнения связан с  формированием у  детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует  многократных действий и многократных повторений. Под нравственными  упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков  детей в целях  образования и  закрепления у  них необходимых  в жизни навыков  и привычек.

Формирование  навыков и привычек включает следующие  приемы работы: постановку задачи, разъяснение  правил ее выполнения, возбуждение потребности  и стремления выполнить  эту задачу, практический показ (как это  делать), организацию  практической тренировки, предъявление требований, напоминание о  выполнении этих требований и контроль за правильностью  их выполнения. Вначале  формируем умения, затем на протяжении определенного времени  систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку.

Если  упражнения не выполняются  систематически и  умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная  задача. Каждое нарушение  новой привычки можно  сравнить с падением клубка, на который  мы наматываем нитку: если он один раз  упадет, то придется снова сделать  множество оборотов, чтобы привести его  в прежний вид.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог  прибегает к таким  формам организации  метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая  и другие виды игр. В этом случае социальный педагог использует стремление детей  к увлекательным  целям (покорять космос, путешествовать в  дальние страны, быть справедливым в решении  каких-то проблем  и др.). Игровая  деятельность - всегда творческая, и дети, как правило, вносят какие-либо новые штрихи в проведение игры. В сюжетно-ролевой игре присутствует определенный нравственный образец (роль матери, отца, защитника, привлекательной профессии и пр.), которому ребенок хочет подражать. Ценность игры в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает поставленной при определенных условиях: идея игры должна быть понятной и принятой детьми, дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащение ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересам детей во время игры; детям должна предоставляться возможность повторить понравившуюся игру.

Вся история социально-педагогической мысли свидетельствует  о том, что методы коррекции (поощрение  и наказание) - сложнейшие способы воздействия на личность ребенка. Законом РФ «Об образовании» запрещено физическое и психическое насилие над ребенком, иначе педагог лишается права быть им.

Поощрение и наказание направлены к одной цели - формировать определенные нравственные качества поведения и характера  ребенка. Но достигается  эта цель различными путями: поощрение  выражает одобрение  действий и поступков, дт им положительную  оценку; наказание  осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную  оценку.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успех, замечания  и поощрения сопряжены  с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных  действий, стимулированием  новых. Наказание  оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание связано  с отрицательным  самочувствием ребенка, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение - удовлетворение, наказание - неудовлетворенность, стыд). Правила успешности применения этих методов, которые должен знать социальный педагог, поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок. Они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов.

«Никакой  метод не может  быть выделен из представления  о паре: учитель  плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива.

В таком случае вопросы  воспитательной работы никогда не могут  быть разрешены порядком рекомендации метода каждому отдельному учителю по отношению  к отдельному ученику, а могут быть разрешены  рекомендацией формы, стиля и тона для  всей организации» 10.

Профессиональная  социально-педагогическая деятельность - это  последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и  интеграцию в нем. Ее объектом, прежде всего, является ребенок  в микросоциальном  мире, а предметом - процесс социального  воспитания детей.

Социальный  педагог по своему профессиональному  назначению призван  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении сохранении здоровья детей, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Анализ  литературы по данному  вопросу позволил сделать следующие  выводы:

* методы социально-педагогической  деятельности применяются  не изолированно  и не обособленно  друг от друга,  а в тесной взаимосвязи  между собой. Поэтому  главная задача  социального педагога  научиться использовать  все знания данной  науки; 

* социальному педагогу  необходимо знать  как можно больше  форм и методов  работы, возможностей их взаимодействия, быть постоянно в творческом поиске, искать и находить новые формы и методы работы, позволяющие решить выявленные проблемы;

* социально-педагогическую  деятельность необходимо  постоянно развивать  и совершенствовать, направлять педагогическую  деятельность так,  чтобы обеспечивать  полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение  всех участников  педагогического  процесса.

1.3. Региональный опыт  взаимодействия образовательных  учреждений и ГИБДД  по профилактике  детского дорожно-транспортного  травматизма

Безопасность  дорожно-транспортного  движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок  с раннего детства  знакомится со сложной  техникой и становится участником дорожного  движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

За 5 лет на дорогах  Кировской области  с участием детей  и подростков в  возрасте до 16 лет  произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло  и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с  предупреждением  детского дорожно-транспортного  травматизма в  Кировской области  считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с  аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось  на 27,6%, раненых - на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.

Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах