Для того чтобы
применить метод, нужный именно в
данном конкретном случае, необходимо,
прежде всего, определить, на кого следует
направить социально-педагогическое
воздействие, чего следует добиваться
и каким образом этого достичь.
Как отмечает М.А.
Галагузова, социально-педагогическая
деятельность начинается с постановки
цели и задач, которые необходимо
решить специалисту. Цель, в свою очередь,
определит содержание деятельности,
методы ее реализации и формы организации,
которые взаимосвязаны между
собой. Цель социально-педагогической
деятельности и ее конечные результаты
зависят от того, насколько правильно
определено содержание, какие выбраны
методы для ее достижения и формы
организации этой деятельности.
Решение любой
проблемы, требующей вмешательства
социального педагога, начинается с
диагностирования проблемы, которое
включает в себя обязательный этап
сбора, анализа и систематизации
информации, на основании которой
может быть сделано то или иное
заключение. Задача социального педагога
заключается в том, чтобы самому
выявить все значимые обстоятельства
ситуации и поставить диагноз.
Следующий этап
- поиск путей решения этой проблемы.
Для этого на основании диагноза
ставится цель и в соответствии с
ней выделяются задачи деятельности,
которые ведут к решению проблемы.
Для этого социальный педагог
выбирает соответствующие методы и
формы организации (индивидуальная,
групповая) своей деятельности.
По окончании
работы социальный педагог должен оценить,
насколько правильно решена проблема
школьника. При этом возможны, по крайней
мере, два случая: социальный педагог
положительно решает проблему школьника,
и на этом его деятельность заканчивается;
второй случай - социальный педагог не
смог или только частично решил проблему
ребенка, тогда необходимо выяснить, на
каком этапе были допущены ошибки: этапе
диагностирования, выбора решения или
определения методов и средств. В этом
случае необходима корректировка его
деятельности на каждом этапе и повторение
решения проблемы.
Схема 1
Технология организации
социально-педагогической деятельности
|
|
|
Цель СПД |
|
|
|
|
|
|
|
Задачи СПД |
|
Коррекция |
|
|
|
|
|
Методы СПД |
|
|
|
|
|
|
|
Формы СПД |
|
|
|
|
|
|
|
Результаты
СПД
Анализ |
|
|
|
|
|
Важным
в деятельности социального
педагога является учет
нравственного идеала,
которому следует
ребенок 25. Нравственный
идеал - это эмоционально
окрашенный, внутренне
принятый ребенком образ,
который становится
регулятором его
поведения и критерием
оценки поведения
других людей. Сила воспитательного
примера основывается
на подражательности
детей, на их способности
копировать те действия
и поступки, которые,
с их точки зрения,
кажутся значительными
и соответствуют
их взглядам.
Подражая
образцу поведения,
ребенок заимствует
готовую программу
поведения, экономя
тем самым силы
в самостоятельном
освоении мира, другой
человек для ребенка -
это проекция его
самого в будущем.
Избранный им идеал
поведения становится
движущей силой его
развития. Помочь ребенку
выбрать этот пример -
идеал - весьма сложная
задача для социального
педагога, но она
способствует ускорению
духовного развития
ребенка. Энергия
при этом возникает
из сравнения себя
с идеалом, и она
побуждает ребенка
работать над собой.
Используя убеждения,
социальный педагог
разъясняет и доказывает
правильность и необходимость
определенного поведения.
Рассказ и лекция -
монологические формы
метода, которые ведутся
от одного лица - социального
педагога. И тот, и
другой метод используются
для того, чтобы
разъяснить детям
определенные нравственные
понятия. Рассказ
используется при
работе с младшими
детьми, он непродолжителен
по времени, основан
на ярких, красивых примерах,
фактах. В лекции, как
правило, раскрываются
более сложные нравственные
понятия (гуманизм, патриотизм,
долг, добро, зло, дружба,
товарищество и др.).
Лекция более продолжительная
по времени, в ней рассказ
используется как прием.
Беседа и диспут - диалогические
формы метода, при их
использовании важное
место имеет работа
самих детей. Поэтому
важное место в использовании
этих методов играет
выбор и актуальность
обсуждаемой темы, опора
на положительный опыт
детей, позитивный, эмоциональный
фон беседы. Беседа -
это вопросно-ответный
метод. Искусство социального
педагога проявляется
в том, какие вопросы
он полагает для обсуждения:
это могут быть вопросы
на воспроизведение
каких-либо фактов и
явлений, уточнение
этических понятий,
сравнение и анализ
конкретных форм поведения,
вопросы-проблемы, на
которые должны дать
ответ дети. Беседу нужно
вести так, чтобы вопросы
задавал не только социальный
педагог, но и дети.
Как
считает М.А. Галагузова,
для подростков и
юношей эффективнее
использовать диспут -
метод, способствующий
формированию суждений.
Диспут выявляет разные
точки зрения детей
на этические понятия,
противоречивость в
оценке разных форм
поведения. Поэтому
необходимо учить
детей аргументировать
свои взгляды, уметь
выслушать другого,
возразить ему. Роль
социального педагога
при проведении диспута
внешне сводится к
руководству или
оперативному направлению
хода диспута, обобщению
и анализу высказываний
детей, подведению итогов.
Положительный исход
диспута зависит
от тщательной подготовки
к нему социального
педагога: выбор темы
диспута, понятной и
близкой детям, тщательный
отбор вопросов, которые
будут предложены
для обсуждения. Таких
вопросов может быть
немного, но каждый из
них должен предполагать
разные ответы. Необходимо
заранее согласовать
с детьми тему диспута,
использовать различные
средства, например,
видеофильмы, картины,
фотографии и др.
Если
убеждение «программирует»
сознание ребенка, то
упражнение - формирует
умения, навыки и
привычки. В формировании
нравственных умений
и привычек главную
роль играет такой
метод, как упражнение.
Упражнения необходимы
для того, чтобы
в конечном итоге
сформировать у детей
нравственное поведение.
Поведение - широкое
понятие, оно состоит
из более узких - поступков,
а поступок выражается
в действии. Одно
и тоже действие может
иметь различную
моральную оценку.
Всякое
действие или состояние
становится поступком,
если рассматривается
во взаимосвязи с
порождающими его
целями и мотивами
деятельности.
Совокупность
действий ребенка
выражается в его
поступках, последние,
в свою очередь, формируют
его поведение. И
действия, и поступки,
и поведение оцениваются
по отношению к моральным
нормам, принятым в обществе.
Метод
упражнения связан с
формированием у
детей определенных
нравственных умений
и привычек. Воспитание
привычек требует
многократных действий
и многократных повторений.
Под нравственными
упражнениями понимается
многократное повторение
действий и поступков
детей в целях
образования и
закрепления у
них необходимых
в жизни навыков
и привычек.
Формирование
навыков и привычек
включает следующие
приемы работы: постановку
задачи, разъяснение
правил ее выполнения,
возбуждение потребности
и стремления выполнить
эту задачу, практический
показ (как это
делать), организацию
практической тренировки,
предъявление требований,
напоминание о
выполнении этих требований
и контроль за правильностью
их выполнения. Вначале
формируем умения,
затем на протяжении
определенного времени
систематически их закрепляем
и добиваемся того, чтобы
умения переросли в
привычку.
Если
упражнения не выполняются
систематически и
умение не доведено
до привычки, то восстановить
умение более сложная
задача. Каждое нарушение
новой привычки можно
сравнить с падением
клубка, на который
мы наматываем нитку:
если он один раз
упадет, то придется
снова сделать
множество оборотов,
чтобы привести его
в прежний вид.
Эффективность
использования метода
упражнения повышается,
если социальный педагог
прибегает к таким
формам организации
метода упражнения,
как игра: творческая,
сюжетно-ролевая
и другие виды игр.
В этом случае социальный
педагог использует
стремление детей
к увлекательным
целям (покорять космос,
путешествовать в
дальние страны, быть
справедливым в решении
каких-то проблем
и др.). Игровая
деятельность - всегда
творческая, и дети,
как правило, вносят
какие-либо новые штрихи
в проведение игры. В
сюжетно-ролевой игре
присутствует определенный
нравственный образец (роль
матери, отца, защитника,
привлекательной профессии
и пр.), которому ребенок
хочет подражать. Ценность
игры в том, что собственными
потребностями ребенка
становятся те нормы,
следовать которым мы
его хотим приучить.
Игра достигает поставленной
при определенных условиях:
идея игры должна быть
понятной и принятой
детьми, дети должны
активно привлекаться
к составлению сюжета
игры, распределению
ролей, социальный педагог
должен помогать в обогащении
содержания игры, оснащение
ее необходимыми атрибутами,
содействовать удовлетворению
интересам детей во
время игры; детям должна
предоставляться возможность
повторить понравившуюся
игру.
Вся
история социально-педагогической
мысли свидетельствует
о том, что методы
коррекции (поощрение
и наказание) - сложнейшие
способы воздействия
на личность ребенка.
Законом РФ «Об образовании»
запрещено физическое
и психическое насилие
над ребенком, иначе
педагог лишается права
быть им.
Поощрение
и наказание направлены
к одной цели -
формировать определенные
нравственные качества
поведения и характера
ребенка. Но достигается
эта цель различными
путями: поощрение
выражает одобрение
действий и поступков,
дт им положительную
оценку; наказание
осуждает неправильные
действия и поступки,
дает им отрицательную
оценку.
Поощрение
направлено на подкрепление
положительных действий,
поступков ребенка.
Успех, замечания
и поощрения сопряжены
с чувством удовлетворения
собственной деятельностью,
закреплением положительных
действий, стимулированием
новых. Наказание
оказывает сдерживающее
влияние на негативное
поведение ребенка.
Наказание связано
с отрицательным
самочувствием ребенка,
неприятным переживанием
совершенного им поступка
или действия. Наказание
и поощрение напоминают
ребенку о неизбежной
связи между поступком
и его последствиями (поощрение -
удовлетворение, наказание -
неудовлетворенность,
стыд). Правила успешности
применения этих методов,
которые должен знать
социальный педагог,
поощрения и наказания
должны быть направлены
не на личность ребенка,
а на его поступок. Они
должны быть мобильны
и индивидуальны, применяться
авторитетным в лице
ребенка человеком;
поощрения и наказания
требуют уважительного
отношения к ребенку,
частое их применение
к одному и тому же ребенку
создает дополнительные
трудности в работе
с ним; в практической
деятельности социального
педагога должны применяться
разнообразные виды
этих методов.
«Никакой
метод не может
быть выделен из представления
о паре: учитель
плюс ученик, а может
быть выведен только
из общего представления
об организации школы
и коллектива.
В
таком случае вопросы
воспитательной работы
никогда не могут
быть разрешены порядком
рекомендации метода
каждому отдельному
учителю по отношению
к отдельному ученику,
а могут быть разрешены
рекомендацией формы,
стиля и тона для
всей организации» 10.
Профессиональная
социально-педагогическая
деятельность - это
последовательная работа
по социальному воспитанию
детей и подростков
в конкретном окружающем
их микросоциуме, направленная
на их успешную адаптацию,
индивидуализацию и
интеграцию в нем.
Ее объектом, прежде
всего, является ребенок
в микросоциальном
мире, а предметом -
процесс социального
воспитания детей.
Социальный
педагог по своему
профессиональному
назначению призван
предотвратить проблему,
своевременно выявить
и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить
превентивную профилактику
различного рода негативных
явлений (нравственного,
физического, социального
плана), отклонений в
поведении людей, их
общении сохранении
здоровья детей, таким
образом, оздоровить
окружающую их микросреду.
Поэтому ему приходится
осваивать различные
методы работы, менять
их в практической деятельности
в зависимости от ситуации
и характера решаемой
проблемы.
Анализ
литературы по данному
вопросу позволил
сделать следующие
выводы:
*
методы социально-педагогической
деятельности применяются
не изолированно
и не обособленно
друг от друга,
а в тесной взаимосвязи
между собой. Поэтому
главная задача
социального педагога
научиться использовать
все знания данной
науки;
*
социальному педагогу
необходимо знать
как можно больше
форм и методов
работы, возможностей
их взаимодействия,
быть постоянно в творческом
поиске, искать и находить
новые формы и методы
работы, позволяющие
решить выявленные проблемы;
*
социально-педагогическую
деятельность необходимо
постоянно развивать
и совершенствовать,
направлять педагогическую
деятельность так,
чтобы обеспечивать
полноценную социализацию,
разностороннее развитие,
плодотворное общение
всех участников
педагогического
процесса.
1.3.
Региональный опыт
взаимодействия образовательных
учреждений и ГИБДД
по профилактике
детского дорожно-транспортного
травматизма
Безопасность
дорожно-транспортного
движения - одна из основных
проблем сохранения
жизни и здоровья
граждан страны. Сегодня,
когда ребенок
с раннего детства
знакомится со сложной
техникой и становится
участником дорожного
движения, встает проблема
его обучения основам
безопасного поведения
на улицах и дорогах,
необходимость сознательного
выполнения им требований
правил дорожного движения.
За 5
лет на дорогах
Кировской области
с участием детей
и подростков в
возрасте до 16 лет
произошло 1427 дорожно-транспортных
происшествий, в которых 88
детей погибло
и 1443 ребенка получили
различные травмы.
По итогам семи месяцев 2005
года обстановка с
предупреждением
детского дорожно-транспортного
травматизма в
Кировской области
считается сложной.
В 199 дорожно-транспортных
происшествиях погибло 7
и ранено 200 детей.
По сравнению с
аналогичным периодом 2004
года количество дорожно-транспортных
происшествий с детьми
в области увеличилось
на 27,6%, раненых - на 22,7%,
количество погибших
сократилось на 12,5%.
Количество дорожно-транспортных
происшествий, совершению
которых способствовало
нарушение правил дорожного
движения самими детьми,
увеличилось на 63,8%.