Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

курсовая поСПД.docx

— 76.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Экспериментальная  работа по профилактике дорожно-транспортного  детского травматизма

Безопасность  дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни  и здоровья подрастающего поколения, чему и посвещена наша работа. Для  реализации поставленной задачи было проведено исследование в группе школьников в количестве 25 человек 5Б класса школы-лицея №9 города Слободского. Нами был проанализирован план работы школы и классного руководителя. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма ведется только в  программе уроков по предмету «Основы  безопасности жизнедеятельности».

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; с сентября 2005 года по февраль 2006 года.

Контрольный эксперимент

Цель: выявить  уровень знаний школьников о правилах дорожного движения.

Анализ литературы позволил выявить основные причины  несчастных случаев на дороге, среди  которых неумение прогнозировать дорожную обстановку; незнание правил дорожного  движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение  к ним; подчинение неверным опасным  привычкам поведения на улице; несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения. Как видно из перечня причин многие в той или иной степени зависят  от знания правил дорожного движения отсутствие навыков безопасного  движения, поэтому в основу экспериментальной  работы взяли изучение правил дорожного  движения и обучение навыкам безопасного  движения.

Детям была предложена анкета с вопросами, которые позволили  изучить знания учащихся по ПДД и  их отношение к получению эти  знаний. Вопросы составлены по вопроснику из сборника «Диагностика уровня усвоения знания по правилам безопасного поведения  детей в дорожном движении» под  редакцией научного центра безопасности жизнедеятельности детей Поволжского  отделения российской академии образования (всероссийская газета «Добрая дорога детства», 2003 г., №4,5).

Вопросы по ПДД

1. Где должны  двигаться пешеходы?

2. Как правильно  переходить дорогу?

3. Как правильно  переходить дорогу от остановки,  где остановился автобус?

4. Для чего  служат ремни безопасности в  автомобиле?

5. С какого  возраста разрешено ездить на  переднем сиденье легкового автомобиля?

6. С какого  возраста можно управлять велосипедом  по дорогам?

Дополнительно к этим вопросам анкеты нами были разработаны  вопросы, позволяющие выявить знание учащимися правил дорожного движения (см. прил. )

Таблица 2.

Знание правил дорожного движения

 
№ п/п Ф. И.             Уровни  
    1 2 3 4 5 6    
1. Болтачев А. + -- -- + -- -- Н  
2. Горячев Д. -- -- + + + + С  
3. Деветьяров  Р. -- -- + + -- + Н  
4. Зыкова Н. -- + -- + -- -- Н  
5. Исаков А. + + -- + -- + С  
6. Коробейников  Я. -- -- -- + + + Н  
7. Кравченко А. + + -- + + -- С  
8. Каркина Н. + + -- + + -- С  
9. Кудрявцев А. -- -- -- + + + Н  
10. Кудрявцев С. + + + -- -- -- Н  
11. Лапин С. -- -- -- + -- + Н  
12. Макарова Д. + + -- -- -- -- Н  
13. Мосунова М. -- + -- -- -- + Н  
14. Мусихин К. -- -- + + -- + Н  
15. Марихин М. -- + -- -- -- -- Н  
16. Оглоблина Ю. + -- -- -- -- + Н  
17. Огорельцева Я. + + -- -- -- + Н  
18. Пономарева  И. + + -- -- -- -- Н  
19. Перминова Н. + + -- + + + В  
20. Полуэктова  С. -- + -- + -- -- Н  
21. Пелих А. + -- -- + -- -- Н  
22. Пушкарева Д. -- -- -- + + -- Н  
23. Русинов Е. + -- -- -- -- + Н  
24. Харин П. + + + + -- + В  
25. Черменина Т. + -- -- + -- -- Н  
                   

Показатели уровней: высокий - допускают одну ошибку при  ответах на вопросы; средний-2; низкий-3 и более.

Таблица 3.

Уровень знаний правил дорожного движения

 
Уровень Констатирующий

эксперимент (%)

 
высокий 8  
средний 16  
низкий 76  
     

Анализ ответов  показал:

· 72% детей считают, что знают правила дорожного  движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают, хотя без ошибок не ответил никто;

· 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в  школе, а 20% также от родителей;

· только 8% учащихся предполагают, что от незнания ПДД  страдает много детей;

· 88% считают, что  ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по профилактике дорожно-транспортного  детского травматизма.

Формирующий эксперимент

Результаты констатирующего  эксперимента послужили основой  для составления перспективного плана. С учетом регионального опыта  работы, особенностей детей данного  возраста мы составили систему работы по профилактике детского травматизма.

Цель: познакомить  детей с правилами дорожного  движения, определить наиболее эффективные  методы работы по профилактике детского травматизма на дорогах.

Экспериментальная работа проводилась с сентября 2005года по февраль 2006, совместно с классным руководителем и родителями.

При разработке данного плана был использован  и изученный опыт работы государственной  инспекции безопасности дорожного  движения с образовательными учреждениями. Учитывая, что в настоящее время  не во всех школах существует специальная  база с опытом работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в основном это занятия в рамках уроков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Таблица 4.

Перспективный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 
Время Мероприятие Ответственный Место проведения  
Сентябрь Совещание классных руководителей: «Организация и проведение инструктажей в классах  по ПДД».

Беседа  с родителями о  детском травматизме  на дорогах.

Оформление  карточки «Безопасный  маршрут в школу».

Проведение месячника  «Внимание - Дети!»

Огорельцев  Р.Л.

Огорельцев  Р.Л.

Родители

ОГИБДД (Огорельцев Р.Л.)

Лицей

Лицей (родительское собрание)

Дом, улица

Дороги города Слободского 

 
Октябрь Беседа  с детьми о детском  травматизме на дорогах.

Инструктаж «Правила поведения на каникулах»

Огорельцев  Р.Л.

Огорельцев Р.Л.

Лицей

Лицей

 
Ноябрь Встречи с сотрудниками ГИБДД: познавательное знакомство с работой ДПС (патрульный автомобиль, специальные  средства, документы).

Просмотр диафильма  «Правила дорожного движения для 3-5 кл.»

Огорельцев  Р.Л.

Огорельцев Р.Л.

Площадка  у лицея

Лицей (классный час)

 
Декабрь Конкурс на лучшее стихотворение, посвященное ПДД.

Просмотр  видеомультфильма о  ПДД.

Инструктаж «Правила поведения на каникулах»

Огорельцев  Р.Л.

Классный  руководитель

Огорельцев  Р.Л.

Огорельцев Р.Л.

Лицей

Лицей

Лицей

 
Январь Конкурс рисунков о ПДД.

Конкурс-викторина  «Светофор»

Оформление стенда по ПДД.

Огорельцев  Р.Л.

Классный руководитель

Лицей  
Февраль На  празднование Дня  защитника Отечества  проведение велоконкурса с использованием знаний ПДД.

Открытый  урок «Дорога, транспорт, пешеход».

Тестирование  «Как мы знаем ПДД».

Огорельцев  Р.Л.

Спортактив  лицея

Огорельцев  Р.Л.

Классный  руководитель

Огорельцев Р.Л.

Спортзал  лицея

Лицей

Лицей

 
         

В предложенном плане  работы по профилактике детского травматизма (см.табл.4) на дорогах используются мероприятия, которые  не требуют каких-либо специальных дорогих  ресурсов, но в то же время являются эффективными методами работы. Об этом говорит  и изученный опыт работы, и то, что  в предлагаемых мероприятиях участвуют главные  заинтересованные лица. Это родители, учителя, государственная  инспекция по безопасности дорожного движения, а также непосредственно  сами учащиеся. Считаю, что развитие интереса у детей по изучению правил дорожного  движения должно происходить  не пассивно, а при  непосредственном участии  самих учеников. Для  этого используются такие мероприятия, которые по силам  любому образовательному учреждению.

Нами была проведена  профилактическая беседа с родителями и водителями «Береги своего пассажира».

Родителям рассказали о детском травматизме на дорогах  нашего города. Родителям - водителям  объяснили элементарные меры безопасности при перевозке любимых чад  и предложен тест, позволяющий  узнать, может ли ребенок чувствовать  себя спокойно, отправляясь с родителями в путешествие на машине (см. прил. ). Приведем некоторые вопросы: какой  стиль управления вы применяете, если в автомобиле ребенок; следите ли вы за тем, чтобы ребенок всегда пристегивался  ремнем безопасности; какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребенка в  автомобиле.

Отвечать на вопросы данной анкеты предлагалось анонимно. Родителям предлагалось самим  проанализировать свои ответы, за тем  каждый сам смог проанализировать свой ответ и сделать выводы. Обращалось внимание на то, что если дорог ребенок, то отношение к безопасности требует  серьезной корректировки.

Используя методический материал всероссийской газеты «Добрая  дорога детства» №15, 16, 2003 год, нами при  проведении беседы с родителями на тему «Безопасный маршрут в школу» ставилась задача вместе с ребенком пройти путь от дома до школы. Проанализировать его с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описание к ней. Главное  этот маршрут должен быть не обязательно  самым быстрым, но обязательно самым  безопасным для ребенка. Шаг за шагом  проследовать по маршруту, объясняя сыну или дочке сложность пути. И  чем младше по возрасту ребенок, тем  конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые обсуждаются вместе с  ним. Только активное участие ваших  детей в конструировании маршрута заложит в них крепкое знание и принесет максимальную отдачу. Только постоянное, конкретное, систематическое  воспитание безопасного поведения  на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения. Совместные с ребенком усилия по составлению схемы самого безопасного маршрута из дома в школу  стали лучшим доказательством важности этого дела и любви к своему ребенку.

Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах