Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа
Безопасность дорожно-транспортного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма
Безопасность
дорожно-транспортного движения - одна
из основных проблем сохранения жизни
и здоровья подрастающего поколения,
чему и посвещена наша работа. Для
реализации поставленной задачи было
проведено исследование в группе
школьников в количестве 25 человек
5Б класса школы-лицея №9 города Слободского.
Нами был проанализирован план работы
школы и классного
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; с сентября 2005 года по февраль 2006 года.
Контрольный эксперимент
Цель: выявить уровень знаний школьников о правилах дорожного движения.
Анализ литературы позволил выявить основные причины несчастных случаев на дороге, среди которых неумение прогнозировать дорожную обстановку; незнание правил дорожного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним; подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице; несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения. Как видно из перечня причин многие в той или иной степени зависят от знания правил дорожного движения отсутствие навыков безопасного движения, поэтому в основу экспериментальной работы взяли изучение правил дорожного движения и обучение навыкам безопасного движения.
Детям была предложена
анкета с вопросами, которые позволили
изучить знания учащихся по ПДД и
их отношение к получению эти
знаний. Вопросы составлены по вопроснику
из сборника «Диагностика уровня усвоения
знания по правилам безопасного поведения
детей в дорожном движении» под
редакцией научного центра безопасности
жизнедеятельности детей
Вопросы по ПДД
1. Где должны двигаться пешеходы?
2. Как правильно переходить дорогу?
3. Как правильно
переходить дорогу от
4. Для чего служат ремни безопасности в автомобиле?
5. С какого
возраста разрешено ездить на
переднем сиденье легкового
6. С какого
возраста можно управлять
Дополнительно к этим вопросам анкеты нами были разработаны вопросы, позволяющие выявить знание учащимися правил дорожного движения (см. прил. )
Таблица 2.
Знание правил дорожного движения
№ п/п | Ф. И. | Уровни | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | Болтачев А. | + | -- | -- | + | -- | -- | Н | |
2. | Горячев Д. | -- | -- | + | + | + | + | С | |
3. | Деветьяров Р. | -- | -- | + | + | -- | + | Н | |
4. | Зыкова Н. | -- | + | -- | + | -- | -- | Н | |
5. | Исаков А. | + | + | -- | + | -- | + | С | |
6. | Коробейников Я. | -- | -- | -- | + | + | + | Н | |
7. | Кравченко А. | + | + | -- | + | + | -- | С | |
8. | Каркина Н. | + | + | -- | + | + | -- | С | |
9. | Кудрявцев А. | -- | -- | -- | + | + | + | Н | |
10. | Кудрявцев С. | + | + | + | -- | -- | -- | Н | |
11. | Лапин С. | -- | -- | -- | + | -- | + | Н | |
12. | Макарова Д. | + | + | -- | -- | -- | -- | Н | |
13. | Мосунова М. | -- | + | -- | -- | -- | + | Н | |
14. | Мусихин К. | -- | -- | + | + | -- | + | Н | |
15. | Марихин М. | -- | + | -- | -- | -- | -- | Н | |
16. | Оглоблина Ю. | + | -- | -- | -- | -- | + | Н | |
17. | Огорельцева Я. | + | + | -- | -- | -- | + | Н | |
18. | Пономарева И. | + | + | -- | -- | -- | -- | Н | |
19. | Перминова Н. | + | + | -- | + | + | + | В | |
20. | Полуэктова С. | -- | + | -- | + | -- | -- | Н | |
21. | Пелих А. | + | -- | -- | + | -- | -- | Н | |
22. | Пушкарева Д. | -- | -- | -- | + | + | -- | Н | |
23. | Русинов Е. | + | -- | -- | -- | -- | + | Н | |
24. | Харин П. | + | + | + | + | -- | + | В | |
25. | Черменина Т. | + | -- | -- | + | -- | -- | Н | |
Показатели уровней: высокий - допускают одну ошибку при ответах на вопросы; средний-2; низкий-3 и более.
Таблица 3.
Уровень знаний правил дорожного движения
Уровень | Констатирующий
эксперимент (%) |
|
высокий | 8 | |
средний | 16 | |
низкий | 76 | |
Анализ ответов показал:
· 72% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают, хотя без ошибок не ответил никто;
· 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 20% также от родителей;
· только 8% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей;
· 88% считают, что ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний.
Таким образом,
результаты констатирующего эксперимента
подтвердили необходимость
Формирующий эксперимент
Результаты констатирующего эксперимента послужили основой для составления перспективного плана. С учетом регионального опыта работы, особенностей детей данного возраста мы составили систему работы по профилактике детского травматизма.
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, определить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма на дорогах.
Экспериментальная работа проводилась с сентября 2005года по февраль 2006, совместно с классным руководителем и родителями.
При разработке
данного плана был использован
и изученный опыт работы государственной
инспекции безопасности дорожного
движения с образовательными учреждениями.
Учитывая, что в настоящее время
не во всех школах существует специальная
база с опытом работы по профилактике
детского дорожно-транспортного
Таблица 4.
Перспективный
план работы по профилактике детского
дорожно-транспортного
Время | Мероприятие | Ответственный | Место проведения | |
Сентябрь | Совещание
классных руководителей:
«Организация и проведение
инструктажей в классах
по ПДД».
Беседа с родителями о детском травматизме на дорогах. Оформление карточки «Безопасный маршрут в школу». Проведение месячника «Внимание - Дети!» |
Огорельцев
Р.Л.
Огорельцев Р.Л. Родители ОГИБДД (Огорельцев Р.Л.) |
Лицей
Лицей (родительское собрание) Дом, улица Дороги города Слободского |
|
Октябрь | Беседа
с детьми о детском
травматизме на дорогах.
Инструктаж «Правила поведения на каникулах» |
Огорельцев
Р.Л.
Огорельцев Р.Л. |
Лицей
Лицей |
|
Ноябрь | Встречи
с сотрудниками ГИБДД:
познавательное знакомство
с работой ДПС (патрульный
автомобиль, специальные
средства, документы).
Просмотр диафильма «Правила дорожного движения для 3-5 кл.» |
Огорельцев
Р.Л.
Огорельцев Р.Л. |
Площадка
у лицея
Лицей (классный час) |
|
Декабрь | Конкурс
на лучшее стихотворение,
посвященное ПДД.
Просмотр видеомультфильма о ПДД. Инструктаж «Правила поведения на каникулах» |
Огорельцев
Р.Л.
Классный руководитель Огорельцев Р.Л. Огорельцев Р.Л. |
Лицей
Лицей Лицей |
|
Январь | Конкурс
рисунков о ПДД.
Конкурс-викторина «Светофор» Оформление стенда по ПДД. |
Огорельцев
Р.Л.
Классный руководитель |
Лицей | |
Февраль | На
празднование Дня
защитника Отечества
проведение велоконкурса
с использованием
знаний ПДД.
Открытый урок «Дорога, транспорт, пешеход». Тестирование «Как мы знаем ПДД». |
Огорельцев
Р.Л.
Спортактив лицея Огорельцев Р.Л. Классный руководитель Огорельцев Р.Л. |
Спортзал
лицея
Лицей Лицей |
|
В предложенном плане работы по профилактике детского травматизма (см.табл.4) на дорогах используются мероприятия, которые не требуют каких-либо специальных дорогих ресурсов, но в то же время являются эффективными методами работы. Об этом говорит и изученный опыт работы, и то, что в предлагаемых мероприятиях участвуют главные заинтересованные лица. Это родители, учителя, государственная инспекция по безопасности дорожного движения, а также непосредственно сами учащиеся. Считаю, что развитие интереса у детей по изучению правил дорожного движения должно происходить не пассивно, а при непосредственном участии самих учеников. Для этого используются такие мероприятия, которые по силам любому образовательному учреждению.
Нами была проведена профилактическая беседа с родителями и водителями «Береги своего пассажира».
Родителям рассказали о детском травматизме на дорогах нашего города. Родителям - водителям объяснили элементарные меры безопасности при перевозке любимых чад и предложен тест, позволяющий узнать, может ли ребенок чувствовать себя спокойно, отправляясь с родителями в путешествие на машине (см. прил. ). Приведем некоторые вопросы: какой стиль управления вы применяете, если в автомобиле ребенок; следите ли вы за тем, чтобы ребенок всегда пристегивался ремнем безопасности; какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле.
Отвечать на вопросы данной анкеты предлагалось анонимно. Родителям предлагалось самим проанализировать свои ответы, за тем каждый сам смог проанализировать свой ответ и сделать выводы. Обращалось внимание на то, что если дорог ребенок, то отношение к безопасности требует серьезной корректировки.
Используя методический
материал всероссийской газеты «Добрая
дорога детства» №15, 16, 2003 год, нами при
проведении беседы с родителями на
тему «Безопасный маршрут в школу»
ставилась задача вместе с ребенком
пройти путь от дома до школы. Проанализировать
его с точки зрения безопасности
и составить на бумаге схему рекомендуемого
маршрута и описание к ней. Главное
этот маршрут должен быть не обязательно
самым быстрым, но обязательно самым
безопасным для ребенка. Шаг за шагом
проследовать по маршруту, объясняя сыну
или дочке сложность пути. И
чем младше по возрасту ребенок, тем
конкретнее должны быть примеры, ситуации,
которые обсуждаются вместе с
ним. Только активное участие ваших
детей в конструировании
Информация о работе Робота социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах