Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы понять и по возможности изучить причины, симптоматику, а также механизмы нарушения речи у детей с ЗПР, которые позволят мне более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более точно определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференциальный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

Содержание

Введение.
Нарушения психического развития у детей, их виды.
Психическое недоразвитие.
Задержка психического развития.
Поврежденное психическое развитие.
Дефицитарное психическое развитие.
Искаженное психическое развитие.
Дисгармоничное психическое развитие.
Психические особенности детей с ЗПР.
Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР.
Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Речевые нарушения у детей с ЗПР.DOC

— 162.50 Кб (Скачать)

Ведущей развивающей деятельностью в  дошкольном возрасте является игровая. Именно в игре формируются все  новообразования данного периода, в том числе и речь. Игра способствует формированию психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков. Учитывая это, целесообразно многие задания предлагать дошкольникам с ЗПР в игровой форме. Так как это создает положительный эмоциональный фон деятельности и повышает эффективность коррекционного воздействия. Вместе с игровой деятельностью в логопедические занятия включаются и фрагменты учебной деятельности, что обеспечивает формирование предпосылок школьного обучения этих детей. 

6. Заключение. 

В заключение своей  курсовой работы хочу подчеркнуть то, что задержка психического развития на сегодняшний  день отнюдь не редко встречающееся  нарушение у детей дошкольного  и младшего школьного возраста.  Связано это с целым рядом факторов, которые я попыталась описать и раскрыть в процессе  написания своей работы. Логопедические детские сады в настоящее время не страдают отсутствием контингента детей с речевыми нарушениями, которые в свою очередь часто обусловлены именно задержкой психического развития того или иного генеза. При исправлении звукопроизношения и в работе над развитием речи логопеды используют не только логопедические, но и психологические задания, упражнения, которые способствуют развитию таких  важных функций у детей как память, внимание, восприятие, мышление и ряда  других не менее значимых функций без которых ребенок не может вырасти полноценным человеком, например таких как воображение. Эта тема мне  интересна как будущему специалисту по работе с детьми, страдающими нарушениями речи. Подбирая литературу для написания этой курсовой,   могу сказать, что за последние несколько лет интерес к этой проблеме, а именно к нарушению речи у детей  с задержкой психического развития,  со стороны логопедов, психологов значительно возрос. Также хочу добавить о роли семьи в коррекционной работе с данной группой детей. Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.  Ребенок с нарушениями речи нуждается в особом подходе. Вряд ли кто будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают себе отчет  в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми. Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Пожалуй, на этой ноте я и завершу свою работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы: 

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.
  2. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР. – Дефектология. 1990.- №6.
  3. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. – Дефектология. 2003. - №1.
  4. Дети с временной задержкой развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М., 1971.
  5. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития – М. 2000.
  6. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М., 2003.
  7. Психология детей с нарушениями психического развития. – Спб.,2001.
  8. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – Логопедическая работа с дошкольниками. – М., Академия. 2003.
  9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А. Стребелева. – М., Полиграф-сервис., 2000
  10. Г.Г. Голубева Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб. «Союз»., -2000.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР., - М., 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их коррекции