Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы понять и по возможности изучить причины, симптоматику, а также механизмы нарушения речи у детей с ЗПР, которые позволят мне более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более точно определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференциальный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

Содержание

Введение.
Нарушения психического развития у детей, их виды.
Психическое недоразвитие.
Задержка психического развития.
Поврежденное психическое развитие.
Дефицитарное психическое развитие.
Искаженное психическое развитие.
Дисгармоничное психическое развитие.
Психические особенности детей с ЗПР.
Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР.
Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Речевые нарушения у детей с ЗПР.DOC

— 162.50 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая  работа.

 

Тема: Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их  коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

План.

  1. Введение.
  2. Нарушения психического развития у детей, их виды.
  3. Психическое недоразвитие.
  4. Задержка  психического развития.
  5. Поврежденное  психическое развитие.
  6. Дефицитарное психическое развитие.
  7. Искаженное  психическое развитие.
  8. Дисгармоничное  психическое развитие.
  9. Психические  особенности детей с ЗПР.
  10. Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР.
  11. Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
  12. Заключение.
  13. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.
 
 

 В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения  речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Процессы мышления говорящего человека осуществляются во многих случаях с участием речи, и, прежде всего, внутренней речи. При порождении речевых высказываний, особенно связной речи, их структура и программирование закладываются на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности.  В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Чем раньше с ребенком, у которого наблюдается задержка психического развития, будет начата коррекционная работа по исправлению речевых нарушений тем выше процент того, что в дальнейшем он добьется больших успехов в обучении и не только, чем тот ребенок, с которым такая работа проводиться не будет.  Для того чтобы правильно вести коррекционную работу с таким контингентом детей, необходимо знать виды нарушений психического развития у детей, в своей работе я использовала классификацию по В.В. Лебединскому.

 Цель  моей курсовой работы состоит в том, чтобы понять и по возможности изучить причины, симптоматику, а также механизмы нарушения речи у детей с ЗПР, которые позволят мне более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более точно определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференциальный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

 Актуальность  моей работы я вижу в том, что в  настоящее время растет количество детей с данным видом отклонения в развитии и логопедам необходимо четко понимать и знать какие принципы лежат в основе коррекционной работы.

С позиции неискушенного наблюдателя  дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко  не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь в последствии – при выполнении заданий учебного типа. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Клиническая картина нарушений становиться более выраженной с началом обучения в школе, вследствие трудностей в усвоении школьной программы, психологические проблемы накапливаются и приобретают более глубокий и стойкий характер.

Я думаю, что основное внимание педагогов-дефектологов должно уделяться целенаправленному  формированию высших психических функций  у детей с ЗПР, а также развитию мышления и речи. Чем раньше начинается коррекция нарушения, тем лучше и эффективнее результат. Следует стремиться к использованию педагогических технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях нарушенного развития эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека. 

  1. Нарушения психического развития у детей, их виды.
 

 Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при ЗПР и отличия их от нарушений речи у детей с другими формами дизонтогенеза необходимо уточнить сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений психического развития. Дизонтогенез – отклонение от нормального возрастного развития, т.е. различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Как известно, практически  любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Существуют  различные классификации нарушений  психического развития. Г.Е. Сухарева различает 3 вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Более развернутой является классификация психического дизонтогенеза разработанная В.В. Лебединским. Автор выделяет следующие виды психического дизонтогенеза:

    1. психическое недоразвитие;
    2. задержка психического развития;
    3. поврежденное психическое развитие;
    4. дефицитарное психическое развитие;
    5. искаженное психическое развитие;
    6. дисгармоничное психическое развитие;

Таким образом, задержка психического развития является лишь одной из форм нарушений  психического развития.

А теперь краткая характеристика различных форм нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому).

2.1 Психическое недоразвитие.

 

 Наиболее  типичная форма психического недоразвития – это олигофрения. Причины возникновения: эндогенные и экзогенные. Олигофрения  вызывается ранним органическим поражением мозга, связанным с генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутриутробных, родовых и ранних постнатальных повреждений. Симптоматика связана с явлениями общего недоразвития мозга с преимущественной незрелостью коры головного мозга. Для олигофрении характерны две особенности – это тотальность нервно-психического недоразвития и его иерархичность.

Тотальность означает, что при олигофрении  недоразвитыми оказываются все  нервно-психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как речь и мышление.

Иерархичность недоразвития означает, что различные  функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают высшие психические функции. Интеллект нарушается больше, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.

Проявлением дизонтогенеза при олигофрении  является недоразвитие речи. Речь нарушена как система, страдают все ее компоненты: фонетико-фонематическая  и лексикограматическая стороны речи. Нарушается импрессивная и экспрессивная речь.

Исследования  А.Р. Лурии, В.И. Лубовского выявили у  детей с олигофренией и нарушения  регулирующей функции речи. У детей  с олигофренией нарушенным оказывается как смысловой, языковой, так и сенсомоторный уровень речи. 

2.2 Задержка психического  развития. 

 Понятие «задержка психического развития»  употребляется по отношению к  детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной  системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время, у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Патогенетической  базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной  нервной системы и ее резидуально - органическая недостаточность (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Дубовский, И.Ф. Марковская и др.) Другой причиной может быть функциональная незрелость ЦНС.

Задержки  психического развития могут быть обусловлены  разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.

Существует  несколько классификаций задержек психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой, и М.С. Певзнер (1967). По их мнению, при первом варианте нарушения проявляются, прежде всего, в формировании эмоционально-волевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма. При втором варианте преимущественны нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний. Аналогичный принцип разграничения клинических вариантов задержки психического развития положен в основу В.В. Ковалева (1979).

В практике работы с детьми с задержкой  психического развития более широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического  подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта задержки психического развития:

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения – гармонический психический  и психофизический инфантилизм.                При данной форме в структуре дефекта на первый план выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с детскостью мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию.
  2. Задержка психического развития соматогенного генеза. Возникает у детей  с  хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности  и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально – личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь уровня возрастного развития.
  3. Задержка психического развития психогенного генеза.

При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих  факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других – робость, боязливость, страхи, мутизм – отказ от речевого общения.

4.  Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

При этом варианте задержки психического развития сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их коррекции