Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы понять и по возможности изучить причины, симптоматику, а также механизмы нарушения речи у детей с ЗПР, которые позволят мне более осознанно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с первичным нарушением развития и у детей с интеллектуальной недостаточностью, более точно определять структуру речевого дефекта и осуществлять дифференциальный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.
Введение.
Нарушения психического развития у детей, их виды.
Психическое недоразвитие.
Задержка психического развития.
Поврежденное психическое развитие.
Дефицитарное психическое развитие.
Искаженное психическое развитие.
Дисгармоничное психическое развитие.
Психические особенности детей с ЗПР.
Особенности речевых нарушений у детей с ЗПР.
Принципы коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
Заключение.
Список литературы.
Группа А – преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т.е. в психологической структуре задержки психического развития сочетаются несформированность эмоционально волевой сферы (эти явления преобладают) и в познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика.
Группа Б – доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения. В обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: при первом варианте в большей степени страдает звено контроля, при втором – звено контроля и программирования, что обуславливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Задержка психического развития церебрально-органического генеза, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. По своей сути этот вариант ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние, что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей. Задержка психического развития церебрально-органического генеза занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития, как в отношении частоты, так и выраженности отклонений эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Особые состояния формируются у детей и вследствие педагогической запущенности. В этих случаях у ребенка с полноценной нервной системой, длительно находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной
депривации (дефицита полноценных эмоциональных контактов с взрослыми), наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений. Психологическая структура этого недоразвития и его прогноз будут иными. В знакомых ситуациях такой ребенок будет ориентироваться достаточно хорошо, динамика его развития в условиях интенсивной педагогической коррекции будет очень существенной. В то же время у здорового от рождения ребенка при условиях ранней депривации также может наблюдаться недоразвитие тех или иных психических функций. Если ребенок не получит педагогической помощи в сенситивные сроки, то эти недостатки могут оказаться необратимыми. По мнению У.В. Ульенковой (1994), в плане компенсации большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, специфика микросоциальной среды, характер задержавшейся в развитии функции, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременность организации коррекционно-педагогической работы с ним.
2.3 Поврежденное психическое развитие.
Оно имеет ту же этиологию, что и органическое недоразвитие психики (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции и травмы ЦНС). Основное отличие заключается в том, что при поврежденном развитии воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки (после 2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы. Типичный пример поврежденного развития является органическая деменция.
При повреждении мозга в
относительно раннем возрасте наблюдается сочетание грубого повреждения некоторых сформированных психических функций (в частности, лобных систем). Во многих случаях особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессирующий склероз мозга, эпилепсия). Особенности нарушений речи у детей при органической деменции практически не изучены.
2.4 Дефицитарное психическое развитие.
При этом виде психического дизонтогенеза страдают такие системы как: зрение, слух, опорно-двигательный аппарат.
Первичный анализаторный дефект обусловливает, во-первых, недоразвитие тех функций, которые связаны с ним наиболее тесно; во-вторых, он приводит к замедлению развития ряда других функций, связанных с деятельностью пострадавшего анализатора опосредованно. Нарушения отдельных психических функций искажают психическое развитие в целом.
Для этого вида психического дизонтогенеза характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Особенности психического развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата связаны с глубиной поражения функции, а также с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.
Большое значение для возникновения нарушений психического развития имеют такие факторы, как время появления, а также степень выраженности сенсорного дефекта, что особенно важно. Общей особенностью развития детей при сенсорных нарушениях является недоразвитие речи, а также недостаточность словесного опосредования.
2.5 Искаженное психическое развитие.
Искаженное психическое развитие характеризует ранний детский аутизм.
Ранний детский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью структуры психических
нарушений. Большинство отечественных исследователей рассматривает ранний детский аутизм как начальный период детской шизофрении или как форму шизоидной психопатии. Он проявляется, в основном, в нежелании контактировать с окружающими, «уходе в себя». Аутичный ребенок, как правило, находясь среди окружающих его людей, ведет себя так, как будто он один: не обращает внимание на других, не отзывается на свое имя, смотрит мимо, чаще всего молчит. У такого ребенка часто отсутствует эмоциональная реакция на ситуацию, наблюдается эмоциональная холодность к близким. В то же время такой ребенок очень раним, пуглив. При аутизме у ребенка наблюдается повышенная чувствительность к обычным сенсорным раздражителям: свету, звуку и др. Они вызывают у него дискомфорт, отрицательные эмоции. Сильным раздражителем для аутиста является также человеческое лицо, поэтому такой ребенок избегает зрительных контактов, прямого взгляда. При РДА наблюдаются особенности моторики, проявляющиеся в слабости движений, в неловкости произвольных движений, трудностях овладения навыками самообслуживания. Обращает на себя внимание отсутствие плавности движений, их неловкость.
Интеллектуальная недостаточность не является обязательным симптомом РДА. У таких детей могут быть хорошие интеллектуальные данные и даже одаренность в отдельных областях: абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, считать, играть в шахматы. Но интеллектуальную деятельность таких детей все же характеризует: нарушение целенаправленности, быстрая пресыщаемость, неумение концентрировать внимание. Отмечается также вычурность мышления, склонность к символизации. Игры, интересы аутичного ребенка далеки от реальной ситуации.
Аутизм своеобразно проявляется в речи детей. Аутисты не пользуются речью, избегают речевого общения. Нарушения речевого общения проявляются по разному: от полного мутизма до аутичной речи (эгоцентрическая речь, эхолалии при ответах на вопросы). Ребенок с аутизмом часто говорит о себе во втором или в третьем лице.
Таким образом, у детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи.
Для речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
В.В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психическое развитие ребенка с РДА, это:
При раннем детском аутизме психическое развитие характеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает развитие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного.
2.6 Дисгармоничное психическое развитие.
К данному виду нарушения психического развития относятся психопатии и патологическое развитие личности. В основе – дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Чаще всего, психопатии и патологическое развитие личности у детей не сопровождаются нарушениями речевого развития. Следует отметить, однако, что дисгармоническое развитие личности является благоприятной основой для возникновения заикания.
3. Психические особенности у детей с ЗПР.
Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся детей значительным замедлением темпа психического развития, его своеобразием. У этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы. Дети с ЗПР замечают значительно меньше информации зрительного характера, чем их нормально развивающиеся сверстники. Недостаток зрительного восприятия приводит к бедности и не дифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияние на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте. Многие исследователи отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Ярко это проявляется у младших школьников, когда ведущей является игровая деятельность.
У детей с ЗПР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Трудности с непроизвольным запоминанием связаны со сниженной познавательной активностью таких детей. Наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
Исследования мышления свидетельствуют о
недостаточной подвижности наглядных образов у детей с ЗПР. Когда решение задач связано с оперированием образами, представлениями, дети прибегают к внешним действиям, к манипулированию обьектами. Сильнее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии. В целом, мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным, стереотипным.
Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-
органического генеза. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность. Также у таких детей нарушена концентрация внимания, как следствие утомления ЦНС, ограниченный объем внимания, неумение сосредоточиться на существенных признаках, персеверация внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Нарушения внимания, описанные мной выше, отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, навыками, в том числе и речевыми.
У детей с ЗПР часто встречаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Почти у половины детей с легкой мозговой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обусловливает их неудачи в письме, рисовании и т.д.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция.
4. Особенности речевых нарушений у детей с задержкой психического развития.
Как известно, в формировании высших психических функций у ребенка как личности, речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, особенно с такой важной как мышление.
Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и других раздражителей, т.е. так называемый информационный голод, приводит к задержке психического развития. Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах, а именно в период интенсивного развития функций, например при становлении речи. Пребывание ребенка в не речевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния нервной системы ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.
Информация о работе Речевые нарушения у детей с ЗПР и принципы их коррекции