Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш

Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая потенциал семьи в пед среде школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

                                                                                                               Таблица 5

     Направления реализации содержания работы социального педагога и коллектива школы по повышению воспитательного потенциала семьи учащихся

Мероприятия Формы Цели Сроки Результаты
Родительский  всеобуч
«Как  мы общаемся с детьми?»  Беседа  Закрепление понимания  значения эффективного общения Октябрь (4 неделя) Родители больше уделяют внимание общению с ребёнком
«Родительская любовь» Обсуждение Формирование  культуры проявления родительской любви Ноябрь 
(3 неделя)
Родители анализируют проявление любви к детям
«Как  вы относитесь к наказаниям и поощрениям» Обмен мнениям, анализ ситуаций Формирование  у родителей культуры поощрений  и наказаний ребёнка в семье  Декабрь (2 неделя) 
Высказывание  родителями своих мнений, подведение их к правильным выводам
«Мой  ребёнок становится трудным»      Дискуссионный клуб Ознакомление родителей с причинами плохого поведения детей; формирование у родителей культуры принятия трудностей; развитие умения поиска выхода из трудных ситуаций  Февраль (1 неделя) 
Родители приняли  трудности ребёнка и стараются  помочь
«Эмоции в нашей семье» Круглый стол Ознакомление  родителей с понятием «эмоциональное общение», формирование представлений  об основных видах эмоционального общения Март 
(2 неделя) 
Родители эмоциональнее общаются с детьми
Совместные  дела
«Изучаем  наш край» Экскурсия Организация культурного отдыха. Посещение краеведческого музея, кукольного театра, Дома детского творчества  Ноябрь 
 (3 неделя) 
Обогащение  духовной культуры
Дружим  с природой Экскурсия Наблюдение  за изменениями в природе. Сбор природных  материалов  Сентябрь  (3 неделя) Выставка поделок  «Фантазии природы»
«Крепкая  семья – сильная держава» Презентация 
Развитие проектно-исследовательских  способностей  Ноябрь  
(4 неделя) 
Составление генеалогического древа
«Фотографии нашего детства» Родительский вечер   Улучшение взаимопонимания между родителями и детьми Март  
(2 неделя)
Изготовление  фотостенда 
Коллективные  и групповые занятия для родителей  и детей
«Мир  детский и взрослый» Занятие Создание атмосферы  единства, повышение позитивного настроя Октябрь  
(4 неделя)
Улучшается самочувствие 
«Все  мы чем-то похожи» Групповое занятие 
Развитие нравственных взаимоотношений, умения подстраиваться под другого  Ноябрь 
(3 неделя)
Осознают сходство и различие между людьми  
«Я  люблю… » 
Групповое занятие Создание позитивного  настроения, развитие чувства доверия участников друг другу, умение принимать на себя ответственность за других  
Декабрь 
(2 неделя) 
Формируется адекватная самооценка, самоуважение, уверенность в своих силах 
«Агрессия и гнев» Групповое занятие Снятие агрессии, чувства вины, накопившего внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению Февраль 
(1 неделя)
Создаётся эмоциональное равновесие
«Душевная погода» 
Групповое занятие Снятие страхов, развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям Март  
(2 неделя)
Начинают избавляться от своих страхов 
 

     Таким образом, реализуя выбранные направления, работа по повышению воспитательного потенциала семьи приведёт к положительным изменениям во взаимоотношениях между детьми и родителями. Легче станет находить общий язык со всеми родителями учащихся. Для родителей правилом станет советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Взаимодействие с родителями будет более эффективным, так как содержание работы поможет создать единое воспитательное поле, единую социальную среду, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека.

     Методические  рекомендации найдут свое продолжение  в воспитательной системе класса.

     Практическая  ценность рекомендаций заключается в том, что они содержат различные направления работы и могут быть рекомендованы для использования другим педагогами. Методические рекомендации также найдут отклик у родителей класса, и администрацией школы. При составлении методических рекомендаций, также в ходе их реализации учтен опыт работы школы, ее традиции по взаимодействию с родителями. Использование эффективных форм организации мероприятий расширили возможность дальнейшего сотрудничества с родителями.

 

Заключение

 

     Педагогическое  взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного потенциала и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается нерешенной. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей. Так, факторами, тормозящими развитие сотрудничества со стороны педагогов, являются: авторитарный характер действий;  неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителей; статичность педагогической позиции; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

     С позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживается следующими факторами: низкая общая и педагогическая культура;  недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе; отсутствие должного внимания к воспитанию детей; субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка; переоценка своих воспитательных возможностей.

     Основная  задача сотрудничества школы и семьи  должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

     Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.

     Одним из направлений работы по повышению воспитательного потенциала родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Социальному педагогу необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании воспитательного потенциала и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.

     Нами  был проанализирован опыт работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24».

       Анализ социально-педагогической  документации  социального педагога показал, что работа с семьями по проблеме ведётся по изучению компонентов воспитательного потенциала: биологического; психологического; экономического; социального.

     Мы  установили, что воспитательная работа социального педагога ведётся в недостаточной мере, что в свою очередь негативно влияет на воспитательный потенциал родителей. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволит педагогу сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.

     Нами  был  подобран комплекс методических рекомендаций по содержанию работы социального педагога по использованию воспитательного потенциала в педагогической среде школы, что позволит грамотно осуществить социально-педагогический процесс в воспитательной системе семьи. 
 
 
 
 

Список литературы

 
  
  1. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью. // Воспитание школьников. – 2005. – №6. – С. 9.
  2. Волжина О. И. Воспитательный потенциал современной семьи. // Дополнительное образование и воспитание. –2007.– №8.– С.7.
  3. Врацкая В. П. Взаимодействие школы и семьи. // Воспитательная работа в школе. – 2005. – №4. – С. 54.
  4. Гольцова Н. В.  Изучение микросреды жизнедеятельности ребенка. – Череповец: ГОУ ВПО МГУ, 2009.
  5. Гребенников И. В. Семья: воспитательные возможности. – М.: Знание, 1985.
  6. Гришина И. В. Проектирование воспитательной среды образовательного учреждения. // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 53.
  7. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. Девяткина М. И., Кирикова М. И. Повышение педагогической  культуры  родителей. // Социальная педагогика – 2008. – № 5. – С. 34.
  9. Дементьева И. Ф. Работа школы с детьми группы риска. // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 21.
  10. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. – М.: Педагогический поиск, 2002.
  11. Зикратов В. В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения. // Народное образование. – 2007. –№ 8.– С. 232.
  12. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семьях. // Воспитание школьников. – 2000. – №9. – С. 16.
  13. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности. // Воспитание школьника. – 1998. – №4. – С. 2.
  14. Куликова Е. Ф., Лидерс А. Г., Баранова Т. С., Минеева О. А., Харисова М. С. Повышение педагогического потенциала семьи трудного подростка. – Беспризорник. – 2008. – №2. – С. 40.
  15. Курбатова Г. И. Воспитательный потенциал семьи. // Воспитание школьников. – 2006. – №3. – С. 17.
  16. Литарова Н., Аксюченко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения. // Воспитание школьников. – 2003. – №1. – С. 16.
  17. Лодкина Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2003.
  18. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005.
  19. Маслюк О. Н. Концепция воспитательной системы «Создание единого воспитательного пространства в школе и вокруг нее». // Классный руководитель. – 2002. – №3. – С. 51.
  20. Методика и технологии работы социального педагога. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2001.
  21. Недвецкая М. Н. Организация педагогического взаимодействия школы и семьи. // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. –№1. – С. 15.
  22. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2005.
  23. Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия. // Директор школы. – 2006. – №6. – С. 86.
  24. Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы. // Воспитание школьников. – 2002. – №3. – С. 25.
  25. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1989.
  26. Сабитова Г. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы. // Педагогика. – 2007. – №3. – С.15.
  27. Свиридов А. Социально–педагогический проект «Материнская школа». // Народное образование. – №1.– С. 226.
  28. Свиридов А., Зикратов В. Сотрудничество: семья и школа. // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 220.
  29. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М.: Педагогика, 1986.
  30. Семья и личность. / Под ред. Е. И. Сермяжко. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
  31. Стружко В. Сотрудничество с семьей – важное направление деятельности школы. // Образование в современной школе. – 2005. – №5. – С.14.
  32. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить. // Вопросы психологии. – 1998. – №6. – С. 61.
  33. Шакурова М. В. Программа, содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья». // Социальная педагогика. – 2006. – №1. – С. 87.
  34. Шелег Л. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Детский дом. – 2004. – №3. – С. 31.

Информация о работе Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш