Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
Направления реализации содержания работы социального педагога и коллектива школы по повышению воспитательного потенциала семьи учащихся
Мероприятия | Формы | Цели | Сроки | Результаты |
Родительский всеобуч | ||||
«Как мы общаемся с детьми?» | Беседа | Закрепление понимания значения эффективного общения | Октябрь (4 неделя) | Родители больше уделяют внимание общению с ребёнком |
«Родительская любовь» | Обсуждение | Формирование культуры проявления родительской любви | Ноябрь (3 неделя) |
Родители анализируют проявление любви к детям |
«Как вы относитесь к наказаниям и поощрениям» | Обмен мнениям, анализ ситуаций | Формирование у родителей культуры поощрений и наказаний ребёнка в семье | Декабрь (2 неделя) |
Высказывание родителями своих мнений, подведение их к правильным выводам |
«Мой ребёнок становится трудным» | Дискуссионный клуб | Ознакомление родителей с причинами плохого поведения детей; формирование у родителей культуры принятия трудностей; развитие умения поиска выхода из трудных ситуаций | Февраль (1 неделя) |
Родители приняли трудности ребёнка и стараются помочь |
«Эмоции в нашей семье» | Круглый стол | Ознакомление родителей с понятием «эмоциональное общение», формирование представлений об основных видах эмоционального общения | Март (2 неделя) |
Родители эмоциональнее общаются с детьми |
Совместные дела | ||||
«Изучаем наш край» | Экскурсия | Организация культурного отдыха. Посещение краеведческого музея, кукольного театра, Дома детского творчества | Ноябрь (3 неделя) |
Обогащение духовной культуры |
Дружим с природой | Экскурсия | Наблюдение за изменениями в природе. Сбор природных материалов | Сентябрь (3 неделя) | Выставка поделок «Фантазии природы» |
«Крепкая семья – сильная держава» | Презентация |
Развитие проектно- |
Ноябрь (4 неделя) |
Составление генеалогического древа |
«Фотографии нашего детства» | Родительский вечер | Улучшение взаимопонимания между родителями и детьми | Март (2 неделя) |
Изготовление фотостенда |
Коллективные
и групповые занятия для | ||||
«Мир детский и взрослый» | Занятие | Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя | Октябрь (4 неделя) |
Улучшается самочувствие |
«Все мы чем-то похожи» | Групповое занятие |
Развитие нравственных взаимоотношений, умения подстраиваться под другого | Ноябрь (3 неделя) |
Осознают сходство и различие между людьми |
«Я
люблю… » |
Групповое занятие | Создание позитивного
настроения, развитие чувства доверия
участников друг другу, умение принимать
на себя ответственность за других |
Декабрь (2 неделя) |
Формируется адекватная
самооценка, самоуважение, уверенность
в своих силах |
«Агрессия и гнев» | Групповое занятие | Снятие агрессии, чувства вины, накопившего внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению | Февраль (1 неделя) |
Создаётся эмоциональное равновесие |
«Душевная
погода» |
Групповое занятие | Снятие страхов, развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям | Март (2 неделя) |
Начинают избавляться
от своих страхов |
Таким образом, реализуя выбранные направления, работа по повышению воспитательного потенциала семьи приведёт к положительным изменениям во взаимоотношениях между детьми и родителями. Легче станет находить общий язык со всеми родителями учащихся. Для родителей правилом станет советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Взаимодействие с родителями будет более эффективным, так как содержание работы поможет создать единое воспитательное поле, единую социальную среду, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека.
Методические рекомендации найдут свое продолжение в воспитательной системе класса.
Практическая ценность рекомендаций заключается в том, что они содержат различные направления работы и могут быть рекомендованы для использования другим педагогами. Методические рекомендации также найдут отклик у родителей класса, и администрацией школы. При составлении методических рекомендаций, также в ходе их реализации учтен опыт работы школы, ее традиции по взаимодействию с родителями. Использование эффективных форм организации мероприятий расширили возможность дальнейшего сотрудничества с родителями.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного потенциала и в значительной степени нейтрализовать его недостатки. Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остается нерешенной. Причин здесь много. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей. Так, факторами, тормозящими развитие сотрудничества со стороны педагогов, являются: авторитарный характер действий; неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителей; статичность педагогической позиции; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.
С
позиции родителей
Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а именно в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.
Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.
Одним из направлений работы по повышению воспитательного потенциала родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Социальному педагогу необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании воспитательного потенциала и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.
Нами был проанализирован опыт работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24».
Анализ социально-
Мы установили, что воспитательная работа социального педагога ведётся в недостаточной мере, что в свою очередь негативно влияет на воспитательный потенциал родителей. Регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволит педагогу сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.
Нами
был подобран комплекс методических
рекомендаций по содержанию работы социального
педагога по использованию воспитательного
потенциала в педагогической среде школы,
что позволит грамотно осуществить социально-педагогический
процесс в воспитательной системе семьи.