Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
На основе анализа компонентов воспитательного потенциала и критериев их проявления Е. И. Сермяжко выделены четыре уровня воспитательного потенциала семьи – высокий, средний, допустимый и низкий [30].
Т. В. Лодкина применяет несколько иную классификацию семей по уровню воспитательных возможностей. Все семьи с точки зрения результативности воспитательной деятельности она разделяет на три группы: семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей – педагогически развитые семьи; семьи со средним уровнем воспитательных возможностей; педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей [17].
Изучение семей по уровню воспитательного потенциала, являющегося критерием успешного воспитания детей, представляет собой важную социально-педагогическую проблему, т. к. выделение различных групп семей в соответствии с их воспитательными возможностями позволяет дифференцировать оказываемую им социально-педагогическую помощь.
И. В. Гребенников отмечает, что воспитательный потенциал семьи обусловлен, помимо всего, рядом социальных факторов. Это факторы макросреды, и микрофакторы, связанные со структурой семьи, материальными условиями, помощью, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей и т. д. [5]
Таким образом, рассмотрев воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему, мы выявили, что воспитательный потенциал семьи представляет собой осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическую деятельность родителей, направленную на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. Воспитательный потенциал составляют психологическая коммуникабельность, нравственная направленность, педагогическая культура семьи. Критериями оценки воспитательных возможностей семьи выступают эмоциональный, интеллектуальный, действенно-практический компоненты во взаимосвязи.
Школа и семья как важнейшие институты социализации личности и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные функции, к числу которых относятся: учебная (передача знаний, умений, навыков), воспитательная (формирование мировоззрения, ценностных ориентаций) и контроль над содержанием жизнедеятельности учащегося [10]. Однако характер взаимодействия указанных институтов в процессе социализации личности существенно различаются. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Осуществление школой социального воспитания личности как процесса упорядоченной социализации реализуется в педагогической среде учреждения. Ее сущностным отличием является аспект педагогического влияния, как детерминирующий процесс развития педагогической среды школы и личности в ней.
Внутришкольная
педагогическая среда, по мнению В. Д. Семенова,
представляет совокупность внутренних
факторов (пространственно- предметного,
социального и организационно-
Понятие педагогической среды общеобразовательной школы рассматривается И. М. Улановской, Н. И. Поливановой как часть социокультурного пространства, совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся [32].
К таким условиям, созданным педагогами и родителями учащихся и влияющим на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения, относятся: 1) базовые: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; 2) функционально-образующие: информационные, коммуникативные, духовно-нравственные; 3) предметно- практические: материальные, символические, организационно- управленческие, психолого-педагогические [6].
Таким образом, можно сказать, что определяющим элементом педагогической среды школы являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности.
Аспект отношений и объединения усилий воспитательных институтов, в частности школы и семьи, с целью формирования и социализации подрастающего поколения, традиционно характеризовался понятием «взаимодействие» (В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. Н. Гуров, В. Д. Семенов и др.).
Взаимодействие
как философская категория
Л. В. Мардахаев раскрывает понятие «взаимодействие» как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Характерными признаками взаимодействия являются следующие: это процесс, который осуществляется как минимум между двумя объектами и в определённых временных рамках; в ходе данного процесса происходят взаимообусловленные изменения в состоянии субъектов [18].
Следовательно, отношения школы и семьи в формировании личности следует рассматривать как субъект-субъектные, а процесс взаимодействия – как двусторонний процесс воздействия субъектов друг на друга. В процессе данного взаимодействия школы и семьи устанавливается взаимосвязь этих сторон, которые, находясь в определённых отношениях, представляют определенную систему педагогического влияния на личность. Иными словами, влияние семейной микросреды и педагогической школьной среды на личность школьника и друг на друга должно носить целостный и системный характер [28].
Таким образом, анализ ключевых понятий исследования указывает на принципиальную обусловленность взаимовлияния семьи и школы в их специфическом воздействии на личность школьника. Реализация данного принципа взаимодействия осуществляется в использовании воспитательного потенциала семьи как воспитательных возможностей семейной среды, в педагогической среде школы. Оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы социализации ребенка.
Основная роль в реализации воспитательного потенциала семьи в условиях педагогической среды школы принадлежит социальному педагогу. Он является посредником, организатором, координатором взаимодействия с семьями учащихся в педагогической среде школы [17].
Система деятельности социального педагога по реализации воспитательного потенциала семьи в условиях школы включает два основных блока: 1) социально-педагогическая деятельность по повышению воспитательного потенциала семей; 2) социально-педагогическая деятельность по использованию воспитательного потенциала семей в педагогической среде.
Первый блок подразумевает организацию социальным педагогом индивидуальной и групповой социально-педагогической помощи семьям учащихся. Как правило, в деятельности социального педагога с семьей исследователи выделяют следующие составляющие: образовательную, реализуемую через педагогическое просвещение семьи; психологическую, включающую социально-психологическую поддержку и коррекцию; и посредническую, предполагающую организацию семейного досуга, информирование, координацию деятельности различных специалистов, организаций, ведомств по оказанию помощи семье (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев) [20].
В соответствии с этим деятельность социального педагога по повышению воспитательного потенциала семей школьников включает: организацию психолого-педагогического просвещения родителей; консультирование по проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений; информирование родителей в области воспитания детей, а также привлечение специалистов других организаций для оказания различных видов помощи (медицинской, правовой и пр.) семье [20].
Второй блок системы – деятельность социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в условиях школы, требует учета специфических функций данных социальных институтов и характеристики связей, существующих между ними. В. Н. Гуров выделяет три группы таких связей.
1) Связи, направленные на оптимизацию воздействия семьи на детей средствами повышения ее педагогической культуры и оказания ей педагогической помощи, реализуемые через собрания, беседы, лекции и т. д.
2) Связи, которые отражают включение родителей в воспитательный процесс школы, помощь последней со стороны родителей (работа клубов, кружков, проведение классных часов, бесед и т. д.)
3) Связи, отражающие партнерские взаимоотношения между школой и семьей в воспитании, при которых каждый из названных институтов реализует свои специфические функции [7].
Рассматривая партнерское взаимодействие школы и семьи как сотрудничество, Е. И. Сермяжко выделяет в нем несколько этапов, которые соответствуют этапам деятельности социального педагога по вовлечению воспитательного потенциала семьи в педагогическую среду школы:
- начальный – соответствует первой группе связей, ведущая роль на этом этапе принадлежит социальному педагогу, который через различные методы воздействия на семью активизирует ее участие в воспитании;
- переходный – соответствует второй группе связей, социальный педагог включает родителей в воспитательный процесс;
- оптимальный – соответствует третьей группе связей, педагог и родители являются партнерами в воспитательном процессе [30].
Таким образом, в педагогической среде школы основополагающим элементом является взаимодействие между ее субъектами – педагогическим коллективом, учащимися и их семьями. Поэтому деятельность социального педагога, выступающего связующим звеном между школой и семьей школьника, направлена на создание единого воспитательного поля социализации ребенка. Реализация этой деятельности осуществляется в использовании воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы. Обобщим основные направления, по которым социальный педагог организует деятельность в системе реализации воспитательного потенциала семьи в условиях школы: изучение семьи и ее воспитательного потенциала; дифференцированная и индивидуальная помощь семьям по повышению уровня педагогической грамотности родителей, коррекции семейного воспитания и детско-родительских отношений; активизация взаимодействия семьи со школой; включение родителей в осуществление педагогического процесса школы; установление партнерства с семьями учащихся в объединении целей, задач, содержания воспитания.
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательной системе школы, направленное на использование воспитательного потенциала семьи в педагогической среде, строится на основе объединения воспитательных усилий школы и семьи с целью формирования и социализации личности ребенка. Основная цель такого педагогического взаимодействия школы и семьи, как указывает М. В. Шакурова, – в создании условий для социализации, комфортной жизнедеятельности ребенка, для развития его индивидуальности в единой социализирующей среде «школа-семья» [33].
Социальный педагог в системе деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в условиях школы выступает как специалист, который совместно с семьей реализует в социально ответственной деятельности основную цель системы школьно-семейного воспитания на основе взаимовлияния и выработки единых средств (стратегии и тактики) её осуществления.
Цель обусловливает содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в условиях школы.
Уточним
понятие «содержание
Термин «содержание» трактуется как единство всех составных элементов объекта, его внутренних свойств, процессов, связей [25]. Понятие «содержание деятельности» определяется как динамическая совокупность элементов, направлений деятельности, отражающих поставленную перед ней цель и задачи [22].
Следовательно, содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы можно рассматривать как динамическую совокупность элементов (направлений) деятельности социального педагога, реализация которых обеспечивает эффективное использование воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы на основе сотрудничества субъектов деятельности, их взаимообогащения, достижения единства целей, задач и средств воспитания [28].
Организация деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы основывается на диагностике воспитательного потенциала семей и их дифференциации на категории по уровню воспитательных возможностей.