Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
Методы изучения: анализ, изучение документации, тестирование, беседа.
Содержание программы
I. Ориентировочный этап
Цель: собрать информацию о микросреде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
Направления изучения
1. Изучение внешней среды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
- изучение микрорайона, в
- изучение социальных контактов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правовыми организациями в г. Череповце.
2. Изучение внутренней среды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
- изучение технологического
- изучение системы работы школы с семьями (цели, функции, содержание деятельности, формы, методы социально-педагогической работы)
- изучение контингента семей.
Методы: картографирование, беседа, изучение документации.
Форма фиксации результатов: карта-схема микрорайона, свободная таблица семей.
II. Основной этап
Цель: выявить содержания деятельности социального педагога в школе.
Направления:
- выявление системы работы социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи;
- изучение направлений по
-
изучение направлений работы
социального педагога по
Методы: анализ документации социального педагога, беседы, наблюдения.
Форма фиксации результатов: аналитическая справка; протоколы бесед.
III. Заключительный этап.
Цель: обобщить и систематизировать опыт содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Направления:
- обобщение результатов
- представить системный анализ содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Методы: анализ, синтез, обобщение.
Форма фиксации: аналитическая справка.
Изучая опыт работы социального педагога по интересующей нас проблеме, мы производили сбор информации о внешней и внутренней среде школы №24. Мы исследовали внешнюю среду через изучение социологических характеристик микрорайона учреждения, внутреннюю среду школы – через сбор информации о педагогических кадрах и особенностях семей учащихся школы.
Общеобразовательная школа №24 – одна из крупных школ города. Школа решает вопросы обучения, воспитания и развития проживающих в данном микрорайоне детей. Для изучения воспитательного потенциала внешней среды образовательного учреждения рассмотрим социологические показатели микрорайона школы.
1. Общие сведения о микрорайоне школы.
Школа №24 расположена в микрорайоне №18, находится на улице Краснодонцев, д. 68. Данный микрорайон расположен в юго-восточной части зареченского района города Череповца. Улицы, граничащие с микрорайоном: Краснодонцев, Беляева, Архангельская, проспект Победы.
Общественный
транспорт в микрорайоне
Тип
застройки микрорайона
Экологическое состояние среды
микрорайона: микрорайон
2.
Социологическая
3.
Характеристика организаций в
микрорайоне школы, функции
Детские учебно-воспитательные учреждения: дошкольные: МДОУ «Детский сад №1», МДОУ «Детский сад №110»; школы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»; МУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Преодоление»; Центр детского творчества.
Методы: наблюдение, изучение документации, беседа;
Форма фиксации: паспорт микрорайона; карта-схема микрорайона.
Таким образом, исходя из социологической характеристики, изучаемый микрорайон вполне благополучен для развития детей как дошкольного, так и школьного возраста. Присутствуют общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Контингент проживаемого населения характеризуется в основном как благополучный, однако присутствует и асоциальная категория граждан. На территории данного микрорайона находятся общежития, где социальный уровень проживающих семей характеризуется как неблагополучный.
Рассмотрим
материально-бытовые условия
В школе существует 3 ступени: 1 ступень – 12 классов (1-4 класс), 2 ступень – 14 классов (5-9 класс), 3 ступень – 8 классов (10-11 класс).
Количество общеобразовательных классов – 25, коррекционно- развивающих – 6, компенсирующих – 3. Также 12 учащихся находятся на индивидуальном обучении. Школа работает в две смены. Уроки в школе по 45 минут.
Рассмотрим данные педагогического коллектива: средний возраст учителей от 30–59 лет. У преподавателей имеется высшее педагогическое образование, из них: высшая категория – 9 человек, первая категория – 32 человека, вторая категория – 13 человек, без категории – 7 человек.
Социально-педагогическая деятельность по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи и поддержке семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая деятельность будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума. Взаимодействие специалистов МОУ «Общеобразовательная школа №24» по проблеме воспитательного потенциала семьи представлено в схеме.
Схема взаимодействия специалистов МОУ «Общеобразовательная школа №24» по проблеме социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи
Социальный педагог:
Классный руководитель:
Врач:
Из беседы с социальным педагогом школы, мы выявили, что сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитательного потенциала, индивидуальных особенностей детей и родителей, таким образом, организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
- изучение семьи с целью выявления ее возможностей воспитания своих детей и детей класса;
- дифференциацию семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы.
Основными задачами взаимодействия школы и родителей можно назвать следующее:
- формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
- вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении школой.
Анализ школьной документации показал, что социальный педагог использует следующие направления работы с родителями:
Анализ социально-
- биологического (наследственное состояние психики индивида);
- психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);
- экономического (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.);
- социального (принадлежность семьи к определённой этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).
Также нами был проанализирован банк диагностических методик для изучения семьи и личности школьников, данные представлены в таблице 2.