Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш

Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая потенциал семьи в пед среде школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Методы  изучения: анализ, изучение документации, тестирование, беседа.

     Содержание  программы

     I. Ориентировочный этап

     Цель: собрать информацию о микросреде  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

     Направления изучения

     1. Изучение внешней среды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

      - изучение микрорайона, в котором  находится МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

      - изучение социальных контактов  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения, правовыми организациями в г. Череповце.

     2. Изучение внутренней среды   МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

      - изучение технологического оснащения  школы и кадрового состава   сотрудников;

      - изучение системы работы школы  с семьями (цели, функции, содержание деятельности, формы, методы социально-педагогической работы)

      - изучение контингента семей.

       Методы: картографирование, беседа, изучение документации.

     Форма фиксации результатов: карта-схема  микрорайона, свободная таблица семей.

     II. Основной этап

     Цель: выявить содержания деятельности социального педагога в школе.

     Направления:

      - выявление системы работы социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи;

      - изучение направлений по повышению  воспитательного потенциала семьи в условиях школы;

     - изучение направлений работы  социального педагога по использованию  воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

  Методы: анализ документации социального педагога, беседы, наблюдения.

  Форма фиксации результатов: аналитическая справка; протоколы бесед.

     III. Заключительный этап.

     Цель: обобщить и систематизировать опыт содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Направления:

      - обобщение результатов изучения  по следующим основаниям: опыт взаимодействия с семьей; опыт взаимодействия с различными субъектами профилактики.

     - представить системный анализ содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Методы: анализ, синтез, обобщение.

     Форма фиксации: аналитическая справка.

     Изучая  опыт работы социального педагога по интересующей нас проблеме, мы производили сбор информации о внешней и внутренней среде школы №24. Мы исследовали внешнюю среду через изучение социологических характеристик микрорайона учреждения, внутреннюю среду школы – через сбор информации о педагогических кадрах и особенностях  семей учащихся школы.

     Общеобразовательная школа №24 – одна из крупных школ города. Школа решает вопросы обучения, воспитания и развития проживающих  в данном микрорайоне детей. Для  изучения воспитательного потенциала внешней среды образовательного учреждения рассмотрим социологические показатели микрорайона школы.

     1. Общие сведения о микрорайоне  школы.

     Школа №24 расположена в микрорайоне  №18, находится на улице Краснодонцев, д. 68. Данный микрорайон расположен в юго-восточной части зареченского района города Череповца. Улицы, граничащие с микрорайоном: Краснодонцев, Беляева, Архангельская, проспект Победы.

     Общественный  транспорт в микрорайоне представлен  автобусами, маршрутными такси. Культурное, бытовое, торговое обслуживание в микрорайоне представлено учреждениями общественного питания, учреждениями службы быта, учреждениями торгового, медицинского и жилищного обслуживания.

     Тип застройки микрорайона составляют кирпичные и панельные многоэтажные дома (этажность: 9, 5); в жилом фонде микрорайона 31 дом муниципальной застройки.

       Экологическое состояние среды  микрорайона: микрорайон находится  в достаточной  удаленности  от источников экологического  загрязнения. Экологическое состояние удовлетворительное. Предприятия с вредными производственными технологиями в микрорайоне отсутствуют. Анализ природной среды микрорайона: зеленые зоны расположены в основном вдоль дороги по ул. Краснодонцев, на территориях школы №10, 24, детских садов. В основном зеленые насаждения (деревья, кустарники) расположены вдоль дорог. Характеристика материально-технической базы микрорайона: имеются детские площадки во дворах (в основном в неудовлетворительном состоянии), стадионы на территориях школ. Специального места для прогулки как таковой нет, дворовые оборудованные площадки для игр и занятий спортом отсутствуют. Наличие специализированных мест сбора отходов: мусорные баки.

     2. Социологическая характеристика  жителей на территории микрорайона школы: количество жителей: 5453; половозрастной состав: дети до 18 лет - 789, мужчины - 2330, женщины - 2334; национальный состав (доминирующее количество русские, также проживают украинцы, азербайджанцы, армяне и др.); религиозный состав: православные, мусульмане; профессиональный состав: рабочие - 3653, служащие - 704, домохозяйки, безработные - 530, ПТУ -  253, студенты  - 223;

  • характеристика семей: всего 1740 семей, полные 875, неполные 500.

     3. Характеристика организаций в  микрорайоне школы, функции которых в той или иной мере связаны с воспитанием.

     Детские учебно-воспитательные учреждения: дошкольные: МДОУ «Детский сад №1», МДОУ «Детский сад №110»; школы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»; МУ Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Преодоление»; Центр детского творчества.

       Методы: наблюдение, изучение документации, беседа;

     Форма фиксации: паспорт микрорайона; карта-схема  микрорайона.

     Таким образом, исходя из социологической  характеристики, изучаемый микрорайон вполне благополучен для развития детей  как дошкольного, так и школьного возраста. Присутствуют общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Контингент проживаемого населения характеризуется в основном как благополучный, однако присутствует и асоциальная категория  граждан. На территории данного микрорайона находятся общежития, где социальный уровень проживающих семей характеризуется как неблагополучный.

     Рассмотрим  материально-бытовые условия школы, а также  сведения о педагогическом коллективе учреждения.

     В школе существует 3 ступени: 1 ступень – 12 классов (1-4 класс), 2 ступень – 14 классов (5-9 класс), 3  ступень – 8  классов (10-11 класс).

     Количество  общеобразовательных классов – 25, коррекционно- развивающих – 6, компенсирующих – 3. Также 12 учащихся находятся на индивидуальном обучении. Школа работает  в две смены. Уроки в школе по 45 минут.

     Рассмотрим  данные педагогического коллектива: средний возраст учителей от 30–59 лет. У преподавателей имеется высшее педагогическое образование, из них: высшая категория – 9 человек, первая категория – 32 человека, вторая категория – 13 человек, без категории – 7 человек.

     Социально-педагогическая деятельность по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы  предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи и поддержке семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая деятельность будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума. Взаимодействие специалистов МОУ «Общеобразовательная школа №24» по проблеме воспитательного потенциала семьи представлено в схеме.

                                                                                                        Схема 1

         Схема взаимодействия специалистов МОУ «Общеобразовательная школа №24» по проблеме социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи

               Социальный педагог:                              Учителя: 

           

         

                                                                                                 Психолог:

         

         

         

         

              Классный руководитель:            Врач: 

 

       Из беседы с социальным педагогом школы, мы выявили, что   сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитательного потенциала, индивидуальных особенностей детей и родителей, таким образом, организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

      - изучение семьи с целью выявления ее возможностей воспитания своих детей и детей класса;

      - дифференциацию семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;

      - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

     Основными задачами взаимодействия школы и  родителей можно назвать следующее:

      - формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

      - вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;

      - активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении школой.

       Анализ школьной документации показал, что социальный педагог использует следующие направления  работы с родителями:

  1. Изучение семьи (диагностика, формирование базы данных о семьях учащихся)
  2. Информирование родителей (анализ посещаемости; анализ успеваемости детей, поведение в школе)
  3. Просвещение родителей (родительские собрания, лектории)
  4. Консультирование родителей (индивидуальные консультации для родителей по запросам, работа консультативной службы для классных руководителей по вопросам семейной педагогики)
  5. Организация совместной деятельности учителей и родителей: ежегодный праздник «День открытых дверей», участие родителей в общественных акциях «Подари школе книгу», «Наш школьный двор», «Сделаем наш двор чище», «Класс года»).

       Анализ социально-диагностической документации  социального педагога показал, что диагностическая работа с семьями по проблеме ведётся по изучению компонентов воспитательного потенциала:

- биологического (наследственное состояние психики индивида);

- психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

- экономического (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.);

- социального (принадлежность семьи к определённой этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

     Также нами был проанализирован банк диагностических  методик для изучения семьи и личности школьников, данные  представлены в таблице 2.

Информация о работе Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш