Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
Банк диагностических методик для изучения семьи и личности школьников
Направление изучения уровня воспитательного потенциала семьи | Методики изучения |
1.
Определение социального |
Сбор данных о родителях учащихся. |
2.Определение
взаимоотношений детей и |
Психологический климат семьи. (А. Н. Лутошкиной) |
3. Выявление особенностей стилей воспитания ребёнка в семье. | Методика изучения
стиля семейного воспитания (Р. В.
Овчаровой)
Анкета
«Воспитательный потенциал |
4.
Выявление особенностей |
Проективный
рисунок семьи. Н. В. Рогов
«Детско-родительские отношения» Н. В. Рогов Анкета «Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребёнком» И. А. Хоменко |
5. Определение уровня здорового образа жизнь семьи. | Анкета «Здоровый
образ жизни семьи».
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР) |
6. Изучение школьной успеваемости учеников. | Анализ журнала успеваемости класса |
С помощью диагностических методик, мы выявили социальный статус родителей и их образование. Результаты изучения отражены в таблице 3.
Социальный
статус родителей и их
№ пп | Социальный состав родителей | Количество | № пп | Образование родителей | Количество |
1. | Рабочие | 45% | 1. | Высшее | 22% |
2. | Предприниматели | 6% | 2. | Средне-специальное | 32% |
3. | Служащие | 33% | 3. | Среднее | 35% |
4. | Безработные | 15% | 4. | Неполное среднее | 11% |
5. | Пенсионеры | 1% |
76% семей с высоким воспитательным потенциалом, в семьях родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребёнка как личности и позитивное отношение ребёнка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально-ролевым взаимодействием, социально-желаемым поведением родителей и детей;
34% семей с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены детско-родительские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, следствием чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно-делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.
Так же мы установили проблемы воспитания в семье в контексте современной социальной ситуации:
- негативное влияние социума на систему мировоззрения родителей подрастающего поколения;
- размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;
- недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.
Следующим этапом нашей работы было рассмотрение совместных мероприятий, организуемых социальным педагогом с семьями учащихся:
Рассмотрим примерный перечень мероприятий, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в таблице 3.
Таблица 4
Годовой план мероприятий социального педагога и педагогического коллектива школы с родителями школьников по проблеме исследования
Сентябрь | Диагностические мероприятия, социально-педагогический патронаж семей. |
Октябрь | Индивидуальная беседа с членами семьи «Воспитание детей в семье» |
Ноябрь | Индивидуальные
консультации:
«Роль семьи в развитии личности ребёнка» |
Декабрь | Лекторий
«Семейная атмосфера» |
Январь | Консультации
«Личный пример родителей» |
Февраль | Круглый стол «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребёнка» |
Март | Родительское
собрание
«Поощрение и наказание в семье» |
Апрель | Консультация «Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение» |
Май | Беседа «Семейная жестокость» |
Конец мая | Повторная диагностика семей. |
Итак, изучение опыта деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде в условиях МУ «Общеобразовательная школа №24» позволяет сделать следующие выводы:
Проведенный нами анализ ситуации, содержания работы показывает, что индивидуальная и групповая работа с родителями по повышению их родительской культуры и компетентности в вопросах образования и воспитания в условиях школы ведется слабо, бессистемно, зачастую эпизодически. Чаще всего предметом общения педагогов и родителей в ходе беседы или родительского собрания становится неуспеваемость и недисциплинированность учеников. В результате такого одностороннего и однообразного общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребенку, а потому стараются избегать контактов, которые становятся источником только отрицательных эмоций. Желание общаться, менять что-то в себе, своем отношении к ребенку и школе у родителей постепенно исчезает, превращаясь в неприятие и отказ посещать учебное заведение. В подобных случаях педагог должен научиться строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.
Таким образом, содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование и умение воспитать здоровое поколение.
С этих позиций и определяется основная задача работы социального педагога школы с родителями школьников:
-
Систематическое
-
Привлечение родителей к
-
Формирование у родителей
-
Ознакомление учителей
Цель – повысить уровень развития воспитательного потенциала семьи, стабилизировать позитивные изменения в семьи как результат социально-педагогической деятельности и как условие для осуществления самостоятельной жизнедеятельности.
Задачи:
Направления работы:
- формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала семьи, эффективности воспитания;
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждой семьи;
- организация всестороннего изучения семей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за семьями и детьми;
- сохранение и анализ полученной информации о каждой семье, формирование банка данных (социальной, психолого-педагогической, медицинской);
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании воспитательного потенциала семьи, индивидуальных занятий с родителями и детьми, проведения профилактики социальной дезадаптации семей;
- обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;
- усиление гуманитарной направленности воспитательных процессов, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих родителям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь и жизнь детей;
- достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм воспитательной деятельности, её открытости, разнообразия методических материалов, форм и приёмов внешкольной работы, развивающей культурно-духовные интересы и способности личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание воспитания регионального компонента;
- ориентация родителей на общечеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;
- активное использование воспитательного потенциала для формирования у родителей высоких гражданских качеств, уважения к согражданам;
- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.
Нами был разработан ряд направлений по повышению воспитательного потенциала семьи.
Цель:
создание эффективных социально-
Задачи:
1. сформировать у учащихся желание улучшить взаимоотношения с взрослыми через систему внеклассной работы;
2. развить коммуникативные умения родителей и детей через организацию интенсивных краткосрочных обучающих занятий;
3. повысить информированность родителей об эмоциональном общении с детьми, о культуре проявления родительской любви, о поиске выхода из трудных ситуаций.
Принципы: комплексность – совместная деятельность участников программы; ценностность – наличие общих целей у классного руководителя, родителей и учащихся; системность, полнота и завершённость работы в соответствии с целью; прогнозируемость результатов.
Ожидаемые результаты: 1. Родители и дети более станут более коммуникативными друг другу. 2. Возникающие противоречия в семье будут выявляться, и разрешаться бесконфликтным способом. 3. Количество конфликтов в семьях уменьшится.
К основным методами работы послужили: беседа; поощрение; мотивация; рефлексия; убеждение; диагностика; коллективное творческое дело; положительный пример; библиотерапия.
Формы работы: беседы: ситуативные упражнения; моделирование, проектирование; круглый стол; ролевые и деловые игры; тренинги; классные часы; родительские собрания.