Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш

Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая потенциал семьи в пед среде школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

                                                                                                     Таблица 2

     Банк  диагностических методик для  изучения семьи и личности школьников

Направление изучения уровня воспитательного потенциала семьи Методики изучения
1. Определение социального статуса родителей учащихся.  Сбор данных  о родителях учащихся.
2.Определение  взаимоотношений детей и родителей  в семье.  Психологический  климат семьи. (А. Н. Лутошкиной)
3. Выявление особенностей стилей  воспитания ребёнка в семье. Методика изучения стиля семейного воспитания (Р. В. Овчаровой)

 Анкета  «Воспитательный потенциал семьи»

4. Выявление особенностей внутрисемейных отношений.  Проективный  рисунок семьи. Н. В. Рогов

«Детско-родительские отношения» Н. В. Рогов

Анкета  «Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребёнком» И. А. Хоменко

5. Определение уровня здорового  образа жизнь семьи. Анкета «Здоровый  образ жизни семьи».

 Метод  комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР)

6. Изучение школьной успеваемости учеников.  Анализ журнала  успеваемости класса
 

С помощью  диагностических  методик, мы выявили социальный статус родителей и их образование. Результаты изучения отражены в таблице 3.

                                                                                                             Таблица 3

 Социальный  статус родителей и их образование

№ пп Социальный состав родителей Количество № пп Образование родителей Количество
1. Рабочие 45% 1. Высшее 22%
2. Предприниматели 6% 2. Средне-специальное 32%
3. Служащие 33% 3. Среднее 35%
4. Безработные 15% 4. Неполное среднее 11%
5. Пенсионеры 1%      
 

     76% семей с высоким воспитательным потенциалом, в семьях родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребёнка как личности и позитивное отношение ребёнка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально-ролевым взаимодействием, социально-желаемым поведением родителей и детей;

     34%  семей с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены детско-родительские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, следствием чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно-делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.

     Так же мы установили проблемы воспитания в семье в контексте современной социальной ситуации:

      - негативное влияние социума на систему мировоззрения родителей подрастающего поколения;

      - размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;

     - недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.

     Следующим этапом нашей работы было рассмотрение совместных мероприятий, организуемых социальным педагогом с семьями учащихся:

     Рассмотрим  примерный перечень мероприятий, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи  в таблице 3.

     Таблица 4

Годовой план мероприятий  социального педагога и педагогического  коллектива школы с родителями школьников  по проблеме исследования

Сентябрь Диагностические мероприятия, социально-педагогический патронаж семей.
Октябрь Индивидуальная  беседа с членами семьи «Воспитание  детей в семье»
Ноябрь Индивидуальные  консультации:

«Роль семьи  в развитии личности ребёнка»

Декабрь Лекторий

«Семейная атмосфера»

Январь Консультации

«Личный пример родителей»

Февраль Круглый стол «Виды  нарушений семейного воспитания и характер ребёнка»
Март Родительское  собрание

«Поощрение и  наказание в семье»

Апрель Консультация  «Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение»
Май Беседа «Семейная  жестокость»
Конец мая Повторная диагностика  семей.
 

     Итак, изучение опыта деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде в условиях МУ «Общеобразовательная школа №24» позволяет сделать следующие выводы:

     Проведенный нами анализ ситуации, содержания работы показывает, что индивидуальная и групповая работа с родителями по повышению их родительской культуры и компетентности в вопросах образования и воспитания в условиях школы ведется слабо, бессистемно, зачастую эпизодически. Чаще всего предметом общения педагогов и родителей в ходе беседы или родительского собрания становится неуспеваемость и недисциплинированность учеников. В результате такого одностороннего и однообразного общения родители начинают усматривать в требованиях учителя предвзятое отношение к ребенку, а потому стараются избегать контактов, которые становятся источником только отрицательных эмоций. Желание общаться, менять что-то в себе, своем отношении к ребенку и школе у родителей постепенно исчезает, превращаясь в неприятие и отказ посещать учебное заведение. В подобных случаях педагог должен научиться строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

     Таким образом, содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование и умение воспитать здоровое поколение.

     С этих позиций и определяется основная задача работы социального педагога школы с родителями школьников:

     - Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

     - Привлечение родителей к активному  участию в учебно-воспитательном  процессе.

     - Формирование у родителей потребности  в самообразовании.

     - Ознакомление учителей предметников  с разнообразными методами семейного  воспитания, отбор и обобщение  лучшего опыта.

2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы

 

    Цель  – повысить уровень развития воспитательного потенциала семьи, стабилизировать позитивные изменения в семьи как результат социально-педагогической деятельности и как условие для осуществления самостоятельной жизнедеятельности.

     Задачи:

  1. Оказать конкретную помощь, направленную на решение специфических кризисных проблем семьи.
  2. Выявить и активизировать внутренние ресурсы семьи, направленные на самопомощь.
  3. Содействовать повышению нравственного воспитательного потенциала и общей культуры внутрисемейных отношений, формирование здорового образа жизни, здорового мышления.
  4. Обеспечить необходимыми видами социально-экономических, социально-медицинских, психолого-педагогических, юридических и иных услуг,  в рамках возможностей учреждения.
  5. Создать условия для самостоятельного творческого освоения семьей системы взаимоотношений с окружающим миром и в своей среде.

     Направления работы:

      - формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала семьи, эффективности воспитания;

      - определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждой семьи;

      - организация всестороннего изучения семей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за семьями и детьми;

      - сохранение и анализ полученной информации о каждой семье, формирование банка данных (социальной, психолого-педагогической, медицинской);

      - повышение роли психолого-педагогической службы в формировании воспитательного потенциала семьи, индивидуальных занятий с родителями и детьми, проведения профилактики социальной дезадаптации семей;

      - обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;

      - усиление гуманитарной направленности воспитательных процессов, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих родителям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь и жизнь детей;

      - достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм воспитательной деятельности, её открытости, разнообразия методических материалов, форм и приёмов внешкольной работы, развивающей культурно-духовные интересы и способности личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание воспитания регионального компонента;

      - ориентация родителей на общечеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;

      - активное использование воспитательного потенциала для формирования у родителей высоких гражданских качеств, уважения к согражданам;

      - создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.

     Нами  был разработан ряд направлений по повышению воспитательного потенциала семьи.

     Цель: создание эффективных социально-педагогических условий для улучшения взаимоотношений  между родителями и детьми

     Задачи: 

     1. сформировать у учащихся желание улучшить взаимоотношения с взрослыми через систему внеклассной работы;

     2. развить коммуникативные умения родителей и детей через организацию интенсивных краткосрочных обучающих занятий;

     3. повысить информированность родителей об эмоциональном общении с детьми, о культуре проявления родительской любви, о поиске выхода из трудных ситуаций.

     Принципы: комплексность – совместная деятельность участников программы;  ценностность – наличие общих целей у классного руководителя, родителей и учащихся; системность, полнота и завершённость работы в соответствии с целью; прогнозируемость результатов.

     Ожидаемые результаты: 1. Родители и дети более станут более коммуникативными друг другу. 2. Возникающие противоречия в семье будут выявляться, и разрешаться бесконфликтным способом. 3. Количество конфликтов в семьях уменьшится.

     К основным методами работы послужили:  беседа; поощрение; мотивация; рефлексия; убеждение; диагностика; коллективное творческое дело; положительный пример; библиотерапия.

     Формы работы: беседы: ситуативные упражнения; моделирование, проектирование; круглый стол; ролевые и деловые игры; тренинги; классные часы; родительские собрания.

Информация о работе Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш