Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш

Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая потенциал семьи в пед среде школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     1категория семей – с высоким воспитательным потенциалом, родители данной группы активно сотрудничают со школой, зачастую сами являются инициаторами контакта с социальным педагогом.  Целесообразно формировать из числа родителей данной группы родительский актив [8].

     2 категория семей – группа семей  со средним воспитательным потенциалом, нейтральной позицией во взаимодействии со школой. Основным направлением взаимодействия с такими семьями, по мнению Л. Панфиловой, будет устранение причин непродуктивности, т. е. повышение воспитательного потенциала родителей и активизация воспитательной позиции семьи, придание ей целенаправленного, общественно значимого характера [23].

     3 категория семей – неблагополучные  семьи и семьи с конфликтными отношениями со школой. В случае взаимодействия с неблагополучными семьями деятельность социального педагога направлена на  восстановление и развитие воспитательного потенциала семьи. Деятельность социального педагога с семьями, характеризующимися негативным отношением к школе, как отмечает Н. Литарова, направлена на устранение причин конфликтности во взаимодействии и постепенное включение родителей в процесс социального воспитания детей в педагогической среде школы [16].

     Рассматривая  содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семей, мы анализируем деятельность социального педагога и семьи как две социально-педагогические системы, которые взаимодействуют между собой на основе принципов целенаправленности, целостности, сотрудничества.

     Согласно  И. В. Гришиной, педагогическая среда школы образуется рядом взаимосвязанных процессов, составляющих в совокупности педагогическую систему образовательного учреждения, основными из которых являются: процесс управления, учебно-воспитательный процесс, процесс организации социальной среды школьников [6].

     Рассмотрим  содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семей учащихся в трех аспектах: использование воспитательного потенциала семьи в воспитательном процессе; в управлении школой; в организации среды воспитания школьников.

     Содержание  деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в воспитательном процессе школы осуществляется путем вовлечения родителей в процесс воспитательной работы, что делает их партнерами школы в воспитании детей. В данной социально-педагогической деятельности можно выделить три направления.

     Во-первых, как считает И. Н. Закатова, вовлечение семей в определение содержания образования школы путем изучения и анализа интересов и формирования социального заказа на него со стороны родителей [10].

     Во-вторых, использование воспитательного  потенциала семей в воспитании учащихся – через привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами воспитательной деятельности. В. П. Врацкая указывает, что данное направление реализуется путем использования различных форм сотрудничества с родителями в организации познавательной деятельности в школе (дни открытых уроков, праздники знаний, совместные проекты и пр.); участия в укреплении материально-технической базы школы; участия в профилактической деятельности школы (родительское патрулирование) [3].

     В-третьих, использование воспитательного  потенциала семей в повышении воспитательных возможностей других семей. Данное направление предполагает: изучение, обобщение и презентацию опыта семейного воспитания, осуществление взаимоподдержки и взаимопомощи родителей путем организации социальным педагогом школы объединений родителей по семейным проблемам. М. Н. Недвецкая называет такие формы, как сеть «нянь» среди родителей, клуб взаимопомощи одиноких матерей, ассоциация родителей детей-инвалидов, семейные клубы и пр. [21]

     Содержание  деятельности социального педагога по использованию воспитательного  потенциала семей в управлении школой предполагает взаимодействие социального педагога с общественными родительскими формированиями и организацию их деятельности по самоуправлению.

     Л. Виноградова указывает, что в школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы и попечительским советом. Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса общим голосованием родителей. Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса. Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителей по организации досуга, профилактике правонарушений, укреплению здоровья учащихся.

     Попечительский  совет школы выполняет следующие функции: содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, содействие родительскому комитету в организации досуга учащихся [1].

     Деятельность  социального педагога по использованию  воспитательного потенциала семьи в организации среды воспитания учащихся направлена на педагогизацию окружающей среды, соединения воспитательных усилий школы и семьи в создании единой системы воспитания ребенка в социуме.

     Содержание  деятельности социального педагога при этом выражается в следующих направлениях: повышение воспитательного потенциала семей в области организации свободного времени учащихся; включение родителей в расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

     Деятельность  социального педагога по повышению воспитательного потенциала семей в области организации свободного времени учащихся направлена на расширение поля позитивного общения в семье, обучение родителей методам и формам проведения культурного семейного досуга, оказание помощи родителям в развитии у детей культурного опыта через организацию психолого-педагогического просвещения (индивидуальной работы, групповых форм взаимодействия педагога и родителей) [24].

     Содержание  деятельности социального педагога по включению семей в расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг школы включает осуществление сотрудничества с родителями по организации совместной внеурочной деятельности с учащимися и взаимодействие с окружающей средой школы, которая освоена ею для реализации целей воспитания. Так, О. Н. Маслюк рассматривает разнообразные формы взаимодействия школы и семи по организации досуга учащихся: домашние клубы выходного дня, социальные акции в микрорайоне, туристические слеты [19]. И. Н. Закатова анализирует опыт работы воспитательных объединений подростков и их родителей, действующих под руководством социальных педагогов, в которых кружковую деятельность ведут родители. Основная цель всех форм взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их усилий для совместного решения проблем [10].

     Таким образом, содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы многоаспектно и отражено в направлениях данной деятельности. Мы рассмотрели его в аспекте использования воспитательного потенциала семьи в воспитательном процессе школы; в управленческом процессе школы; в организации среды воспитания школьников.  

Вывод по главе I

     На  основе теоретического анализа содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы  нами сделаны выводы.

     Воспитательный  потенциал семьи является актуальной социально-педагогической проблемой, поскольку определяет характер ее влияния на процесс социализации ребенка. Воспитательный потенциал семьи представляет собой осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическую деятельность родителей, направленную на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. Семьи, в которых уровень воспитательного потенциала недостаточен, являются объектами деятельности социального педагога.

     Система деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы включает два основных блока:  деятельность по повышению воспитательного потенциала семей; деятельность по использованию воспитательного потенциала семей в условиях школы. Данная система реализуется в основных направлениях деятельности: изучение семьи и ее воспитательного потенциала; помощь семьям по повышению педагогической грамотности, коррекции детско-родительских отношений; активизация взаимодействия семьи со школой; включение родителей в осуществление педагогического процесса школы; установление партнерства с семьями учащихся.

     Рассмотрев  содержание деятельности  социального  педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы, мы установили, что оно представляет собой динамическую совокупность элементов (направлений) деятельности социального педагога, реализация которых обеспечивает эффективное использование воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы на основе сотрудничества субъектов деятельности, их взаимообогащения, достижения единства целей, задач и средств воспитания. Теоретический анализ содержания деятельности  социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы показал, что оно реализуется в использовании воспитательного потенциала семьи в учебно-воспитательном процессе школы; в участии в управлении школой; в организации среды воспитания школьников. При этом практикуются как традиционные формы и методы взаимодействия, так и инновационные формы сотрудничества.

 

II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы

2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

 

     Пояснительная записка

     В последнее десятилетие новая  образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными участниками учебно-воспитательного процесса. Возросший уровень педагогической компетентности у части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении и воспитании своих детей. Но в то же время есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей. Поэтому возникает необходимость разработки специальной программы, направленной на проблемы и специфику просвещения, обучения, консультирования родителей. Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный, необходимый участок для деятельности школы, поскольку статистический анализ социума показывает, что растет число неполных и социально-неблагополучных семей. Кроме того, существует ряд факторов, которые накладывают свой отпечаток на особенности учебно-воспитательного процесса школы, а именно: территориальная замкнутость, низкий социально-культурный уровень населения.

     Цель  программы: изучить содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24».

     Объект  изучения – деятельность социального  педагога с семей в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

     Предмет изучения – содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической  среде школы.

     Субъект изучения: социальный педагог

     Задачи  изучения:

     1. Провести исследование среды  (внешней и внутренней) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

     2. Изучить систему работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

  1. Выявить особенности содержания работы социального педагога  по использованию воспитательного потенциала семьи.

     4. Обобщить и систематизировать данные изучения опыта содержания деятельности социального педагога по воспитательному потенциалу семьи в педагогической среде школы

Информация о работе Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш