Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
1категория семей – с высоким воспитательным потенциалом, родители данной группы активно сотрудничают со школой, зачастую сами являются инициаторами контакта с социальным педагогом. Целесообразно формировать из числа родителей данной группы родительский актив [8].
2
категория семей – группа
3
категория семей –
Рассматривая содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семей, мы анализируем деятельность социального педагога и семьи как две социально-педагогические системы, которые взаимодействуют между собой на основе принципов целенаправленности, целостности, сотрудничества.
Согласно И. В. Гришиной, педагогическая среда школы образуется рядом взаимосвязанных процессов, составляющих в совокупности педагогическую систему образовательного учреждения, основными из которых являются: процесс управления, учебно-воспитательный процесс, процесс организации социальной среды школьников [6].
Рассмотрим содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семей учащихся в трех аспектах: использование воспитательного потенциала семьи в воспитательном процессе; в управлении школой; в организации среды воспитания школьников.
Содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в воспитательном процессе школы осуществляется путем вовлечения родителей в процесс воспитательной работы, что делает их партнерами школы в воспитании детей. В данной социально-педагогической деятельности можно выделить три направления.
Во-первых, как считает И. Н. Закатова, вовлечение семей в определение содержания образования школы путем изучения и анализа интересов и формирования социального заказа на него со стороны родителей [10].
Во-вторых, использование воспитательного потенциала семей в воспитании учащихся – через привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами воспитательной деятельности. В. П. Врацкая указывает, что данное направление реализуется путем использования различных форм сотрудничества с родителями в организации познавательной деятельности в школе (дни открытых уроков, праздники знаний, совместные проекты и пр.); участия в укреплении материально-технической базы школы; участия в профилактической деятельности школы (родительское патрулирование) [3].
В-третьих, использование воспитательного потенциала семей в повышении воспитательных возможностей других семей. Данное направление предполагает: изучение, обобщение и презентацию опыта семейного воспитания, осуществление взаимоподдержки и взаимопомощи родителей путем организации социальным педагогом школы объединений родителей по семейным проблемам. М. Н. Недвецкая называет такие формы, как сеть «нянь» среди родителей, клуб взаимопомощи одиноких матерей, ассоциация родителей детей-инвалидов, семейные клубы и пр. [21]
Содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семей в управлении школой предполагает взаимодействие социального педагога с общественными родительскими формированиями и организацию их деятельности по самоуправлению.
Л. Виноградова указывает, что в школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы и попечительским советом. Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса общим голосованием родителей. Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса. Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителей по организации досуга, профилактике правонарушений, укреплению здоровья учащихся.
Попечительский совет школы выполняет следующие функции: содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, содействие родительскому комитету в организации досуга учащихся [1].
Деятельность социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в организации среды воспитания учащихся направлена на педагогизацию окружающей среды, соединения воспитательных усилий школы и семьи в создании единой системы воспитания ребенка в социуме.
Содержание деятельности социального педагога при этом выражается в следующих направлениях: повышение воспитательного потенциала семей в области организации свободного времени учащихся; включение родителей в расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Деятельность социального педагога по повышению воспитательного потенциала семей в области организации свободного времени учащихся направлена на расширение поля позитивного общения в семье, обучение родителей методам и формам проведения культурного семейного досуга, оказание помощи родителям в развитии у детей культурного опыта через организацию психолого-педагогического просвещения (индивидуальной работы, групповых форм взаимодействия педагога и родителей) [24].
Содержание деятельности социального педагога по включению семей в расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг школы включает осуществление сотрудничества с родителями по организации совместной внеурочной деятельности с учащимися и взаимодействие с окружающей средой школы, которая освоена ею для реализации целей воспитания. Так, О. Н. Маслюк рассматривает разнообразные формы взаимодействия школы и семи по организации досуга учащихся: домашние клубы выходного дня, социальные акции в микрорайоне, туристические слеты [19]. И. Н. Закатова анализирует опыт работы воспитательных объединений подростков и их родителей, действующих под руководством социальных педагогов, в которых кружковую деятельность ведут родители. Основная цель всех форм взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их усилий для совместного решения проблем [10].
Таким
образом, содержание деятельности социального
педагога по использованию воспитательного
потенциала семьи в педагогической среде
школы многоаспектно и отражено в направлениях
данной деятельности. Мы рассмотрели его
в аспекте использования воспитательного
потенциала семьи в воспитательном процессе
школы; в управленческом процессе школы;
в организации среды воспитания школьников.
Вывод по главе I
На основе теоретического анализа содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы нами сделаны выводы.
Воспитательный потенциал семьи является актуальной социально-педагогической проблемой, поскольку определяет характер ее влияния на процесс социализации ребенка. Воспитательный потенциал семьи представляет собой осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическую деятельность родителей, направленную на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. Семьи, в которых уровень воспитательного потенциала недостаточен, являются объектами деятельности социального педагога.
Система деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы включает два основных блока: деятельность по повышению воспитательного потенциала семей; деятельность по использованию воспитательного потенциала семей в условиях школы. Данная система реализуется в основных направлениях деятельности: изучение семьи и ее воспитательного потенциала; помощь семьям по повышению педагогической грамотности, коррекции детско-родительских отношений; активизация взаимодействия семьи со школой; включение родителей в осуществление педагогического процесса школы; установление партнерства с семьями учащихся.
Рассмотрев содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы, мы установили, что оно представляет собой динамическую совокупность элементов (направлений) деятельности социального педагога, реализация которых обеспечивает эффективное использование воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы на основе сотрудничества субъектов деятельности, их взаимообогащения, достижения единства целей, задач и средств воспитания. Теоретический анализ содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы показал, что оно реализуется в использовании воспитательного потенциала семьи в учебно-воспитательном процессе школы; в участии в управлении школой; в организации среды воспитания школьников. При этом практикуются как традиционные формы и методы взаимодействия, так и инновационные формы сотрудничества.
Пояснительная записка
В
последнее десятилетие новая
образовательная парадигма
Цель программы: изучить содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24».
Объект изучения – деятельность социального педагога с семей в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
Предмет изучения – содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Субъект изучения: социальный педагог
Задачи изучения:
1. Провести исследование среды (внешней и внутренней) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»
2. Изучить систему работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
4. Обобщить и систематизировать данные изучения опыта содержания деятельности социального педагога по воспитательному потенциалу семьи в педагогической среде школы