Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш

Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая потенциал семьи в пед среде школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

                                                       Содержание 
 

 

Введение

 

     В процессе формирования и социализации личности существенным аспектом является воздействие на нее микросреды, в котором особо следует выделить роль семейного окружения, оказывающего детерминирующее воздействие на формирующуюся личность ребенка. Семейная микросреда имеет огромное воспитательное значение, прежде всего потому, что это наиболее близкая к ребёнку среда, которая непосредственно влияет на него. Эффективность влияния семейной микросреды на личность ребенка определяется воспитательным потенциалом семьи.

     В настоящее время исследователи  констатируют многочисленные проблемы, стоящие перед современной семьей, важнейшие из которых – ослабление воспитательной функции семьи и увеличение числа неблагополучных семей. Поэтому школа должна оказывать семье помощь, направленную на повышение ее воспитательного потенциала. Более того, семья должна стать активным субъектом образовательного процесса в педагогической среде современной школы. На это указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где  подчеркивается, что школа не может замыкаться в рамках образовательного ведомства, ее реализация осуществляется на основе принципа открытости образовательной системы.

     В работе по вовлечению семьи в педагогический процесс школы основная роль принадлежит социальному педагогу школы как посреднику, связующему звену между школой и семейным микросоциумом. Социальный педагог является активным субъектом организации взаимодействия школы и семьи, направленного на содействие социализации ребенка в семье через повышение ее воспитательного потенциала, выступающего критерием социализирующего влияния семейного окружения.

     Воспитательный  потенциал семьи как психолого-педагогический феномен давно вызывает интерес исследователей. Изучением проблемы влияния воспитательного потенциала семьи на личность ребенка занимались О. И. Волжина, И. Ф. Дементьева, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина, Т. А. Куликова, Е. И. Сермяжко и др. Так, О. И. Волжина, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина рассматривали понятие воспитательного потенциала и уровень благополучия семьи в зависимости от его уровня. И. Ф. Дементьева, Л. А. Шелег исследовали воспитательные возможности неблагополучной семьи и ее влияние на  формирование и социализацию личности ребенка. В исследованиях В. В. Зикратова, И. В. Гребенникова, Т. В. Лодкиной, Е. И. Сермяжко значительное внимание уделяется решению проблемы повышения педагогического потенциала родителей.

     Семья как объект социально-педагогической деятельности являлась предметом исследований М. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, Л. В. Мардахаева, Р. В. Овчаровой, М. В. Шакуровой и др., в которых представлены основные положения социально-педагогической деятельности с семьей. Проблемы взаимодействия учреждений образования и воспитания с семьей рассмотрены В. Г. Бочаровой, И. Ф. Дементьевой, В. Н. Гуровым, В. Д. Семеновым, М. В. Шакуровой. Согласно их исследованиям, использование воспитательного потенциала семьи и социальной микросреды во взаимодействии со школой является мощным средством социализации, социальной поддержки и защиты.

     Однако, как показал анализ литературы, такой аспект проблемы, как содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы, не являлся предметом отдельного научного исследования.

     Возникает противоречие между необходимостью осуществления социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы и недостаточной изученностью содержания такой деятельности социального педагога.

     Проблема исследования – каково содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Объект  исследования – деятельность социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Предмет исследования – содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Цель  исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального  педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Задачи  исследования:

  1. Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
  2. Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
  3. Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Изучить и проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы (на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Череповца).

  1. Разработать методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.

     Методы  исследования: анализ литературных источников и нормативно-правовых актов, наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации.

       База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Череповца. 

 

I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы

1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема

 

     Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками [18].

     Главная роль семьи в жизнедеятельности общества – осуществление базисной социализации личности через опосредование влияния культурных, социальных общественных изменений, отношений. Т. В. Лодкина отмечает, что в семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, семейной жизни, представления о жизненных ценностях, общественных нормах, усвоение ребенком которых происходит через семью, зависит от образа жизни и уровня психолого-педагогической культуры ее членов [17].

     Как персональная среда жизнедеятельности  ребенка семья являет собой  совокупность жизненных условий – физических, природных и социокультурных, в которых он развивается и реализуется как личность. Семья как микросреда является самым относительно устойчивым окружением личности, в котором она находится в непосредственном, систематическом контакте [4].

     Окружающая  растущего человека среда представляет определенный  потенциал, влияющий на него в процессе развития и воспитания. Как указывает В. В. Зикратов, воспитательный потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка представляет собой собственно возможности отдельного лица, группы, общества, государства, факторов непосредственной  среды и воспитателей в процессе его развития и воспитания [11].

     Влияние семьи на ребенка обусловливается  ее воспитательным потенциалом. Рассмотрим понятие воспитательного потенциала семьи.

     Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) –  источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области [25].

     В научной литературе нет однозначного определения понятия «воспитательный потенциал семьи».

     Как считают О. И. Волжина, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина, воспитательный потенциал семьи представляет собой семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств [2, 11, 17].

     М. Н. Недвецкая определяет понятие  воспитательного потенциала семьи как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития возможностей семьи в формировании личности, реализующихся через все ее функции и стороны деятельности [21].

     В. В. Зикратов рассматривает воспитательный  потенциал  семьи  как  совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности  ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно [11].

     Мы будем придерживаться определения понятия «воспитательный потенциал семьи», данного Е. И. Сермяжко: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка [30].

     Социально-педагогический потенциал семьи характеризуют  источники и возможности, имеющиеся  в конкретной семье, созданные в ней условия, морально-психологический климат, а также воспитательные возможности родителей в воспитании своих детей [2].

     Как указывают исследователи, воспитательный потенциал семьи определяется следующими составляющими: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической культурой родителей (И. В. Гребенников, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина, Е. И. Сермяжко и др.).

     Психологическая коммуникабельность семьи является характеристикой внутрисемейных отношений как межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Состояние внутрисемейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи [15].

     Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей.

     Нравственная  направленность семьи характеризуется  уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и ценностей, взглядов и убеждений [5].

     Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является педагогическая культура родителей. Т. В. Лодкина определяет психолого-педагогическую культуру семьи как процессуальную целостность, которая проявляется в семейном укладе и выражается в степени зрелости родителей как воспитателей. Ее составляющими являются: специальные знания, родительские умения и психологические позиции, определенный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сферы, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения [17].

     Критериями  педагогической культуры родителей  служат: уровень педагогической подготовленности родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; уровень практических умений родителей по воспитанию детей; уровень эмоциональной стабильности родителей и их личностные характеристики [2].

     Таким образом, в воспитательном потенциале семьи можно выделить эмоциональный, интеллектуальный, действенно-практический компоненты, во взаимосвязи проявления которых можно оценить эффективность воспитательного потенциала семьи. Структура воспитательного потенциала семьи как единства эмоционального, интеллектуального, действенно- практического компонентов и критерии, позволяющие выявлять степень проявления того или иного компонента, отражены в таблице 1.

     Таблица 1.

     Структура воспитательного потенциала семьи

Структура воспитательного потенциала  
Критерии  и показатели
Эмоциональный компонент Благоприятный морально-психологический климат в  семье.  
Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания.  
Наличие взаимопонимания между родителями и детьми.  
Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации
Интеллектуальный компонент Знания по педагогике и психологии.  
Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.  
Умение определять цели воспитания.  
Умение решать конфликтные ситуации.  
Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.
Действенно-практический компонент Посещение родительских лекториев и собраний в школе.  
Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.  
Педагогическое самообразование родителей.  
Пример трудовой и общественной деятельности родителей.

Информация о работе Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде ш