Автор: s***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Проанализировать воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическую проблему.
Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Введение 2
I. Теоретические основы содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 5
1. 1. Воспитательный потенциал семьи как социально-педагогическая проблема 5
1. 2. Система социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 10
1. 3. Содержание системы деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 14
II. Реализация содержания социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 21
2.1. Программа изучения содержания деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» 21
2. 2. Методические рекомендации для социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы 33
Заключение 39
Список литературы 41
В процессе формирования и социализации личности существенным аспектом является воздействие на нее микросреды, в котором особо следует выделить роль семейного окружения, оказывающего детерминирующее воздействие на формирующуюся личность ребенка. Семейная микросреда имеет огромное воспитательное значение, прежде всего потому, что это наиболее близкая к ребёнку среда, которая непосредственно влияет на него. Эффективность влияния семейной микросреды на личность ребенка определяется воспитательным потенциалом семьи.
В настоящее время исследователи констатируют многочисленные проблемы, стоящие перед современной семьей, важнейшие из которых – ослабление воспитательной функции семьи и увеличение числа неблагополучных семей. Поэтому школа должна оказывать семье помощь, направленную на повышение ее воспитательного потенциала. Более того, семья должна стать активным субъектом образовательного процесса в педагогической среде современной школы. На это указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где подчеркивается, что школа не может замыкаться в рамках образовательного ведомства, ее реализация осуществляется на основе принципа открытости образовательной системы.
В работе по вовлечению семьи в педагогический процесс школы основная роль принадлежит социальному педагогу школы как посреднику, связующему звену между школой и семейным микросоциумом. Социальный педагог является активным субъектом организации взаимодействия школы и семьи, направленного на содействие социализации ребенка в семье через повышение ее воспитательного потенциала, выступающего критерием социализирующего влияния семейного окружения.
Воспитательный
потенциал семьи как психолого-
Семья как объект социально-педагогической деятельности являлась предметом исследований М. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, Л. В. Мардахаева, Р. В. Овчаровой, М. В. Шакуровой и др., в которых представлены основные положения социально-педагогической деятельности с семьей. Проблемы взаимодействия учреждений образования и воспитания с семьей рассмотрены В. Г. Бочаровой, И. Ф. Дементьевой, В. Н. Гуровым, В. Д. Семеновым, М. В. Шакуровой. Согласно их исследованиям, использование воспитательного потенциала семьи и социальной микросреды во взаимодействии со школой является мощным средством социализации, социальной поддержки и защиты.
Однако, как показал анализ литературы, такой аспект проблемы, как содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы, не являлся предметом отдельного научного исследования.
Возникает противоречие между необходимостью осуществления социально-педагогической деятельности по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы и недостаточной изученностью содержания такой деятельности социального педагога.
Проблема исследования – каково содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Объект исследования – деятельность социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Предмет исследования – содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Цель исследования – раскрыть и обосновать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать содержание деятельности социального педагога по использованию воспитательного потенциала семьи в педагогической среде школы (на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Череповца).
Методы исследования: анализ литературных источников и нормативно-правовых актов, наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №24» г. Череповца.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками [18].
Главная роль семьи в жизнедеятельности общества – осуществление базисной социализации личности через опосредование влияния культурных, социальных общественных изменений, отношений. Т. В. Лодкина отмечает, что в семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, семейной жизни, представления о жизненных ценностях, общественных нормах, усвоение ребенком которых происходит через семью, зависит от образа жизни и уровня психолого-педагогической культуры ее членов [17].
Как
персональная среда жизнедеятельности
ребенка семья являет собой совокупность
жизненных условий –
Окружающая растущего человека среда представляет определенный потенциал, влияющий на него в процессе развития и воспитания. Как указывает В. В. Зикратов, воспитательный потенциал среды жизнедеятельности растущего ребенка представляет собой собственно возможности отдельного лица, группы, общества, государства, факторов непосредственной среды и воспитателей в процессе его развития и воспитания [11].
Влияние семьи на ребенка обусловливается ее воспитательным потенциалом. Рассмотрим понятие воспитательного потенциала семьи.
Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области [25].
В научной литературе нет однозначного определения понятия «воспитательный потенциал семьи».
Как считают О. И. Волжина, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина, воспитательный потенциал семьи представляет собой семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств [2, 11, 17].
М. Н. Недвецкая определяет понятие воспитательного потенциала семьи как обусловленную общественными отношениями и социальной средой степень развития возможностей семьи в формировании личности, реализующихся через все ее функции и стороны деятельности [21].
В. В. Зикратов рассматривает воспитательный потенциал семьи как совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно [11].
Мы будем придерживаться определения понятия «воспитательный потенциал семьи», данного Е. И. Сермяжко: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка [30].
Социально-педагогический потенциал семьи характеризуют источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье, созданные в ней условия, морально-психологический климат, а также воспитательные возможности родителей в воспитании своих детей [2].
Как указывают исследователи, воспитательный потенциал семьи определяется следующими составляющими: психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической культурой родителей (И. В. Гребенников, В. В. Зикратов, Т. В. Лодкина, Е. И. Сермяжко и др.).
Психологическая коммуникабельность семьи является характеристикой внутрисемейных отношений как межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Состояние внутрисемейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи [15].
Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей.
Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и ценностей, взглядов и убеждений [5].
Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является педагогическая культура родителей. Т. В. Лодкина определяет психолого-педагогическую культуру семьи как процессуальную целостность, которая проявляется в семейном укладе и выражается в степени зрелости родителей как воспитателей. Ее составляющими являются: специальные знания, родительские умения и психологические позиции, определенный уровень развития интеллектуальной, эмоциональной сферы, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения [17].
Критериями педагогической культуры родителей служат: уровень педагогической подготовленности родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; уровень практических умений родителей по воспитанию детей; уровень эмоциональной стабильности родителей и их личностные характеристики [2].
Таким образом, в воспитательном потенциале семьи можно выделить эмоциональный, интеллектуальный, действенно-практический компоненты, во взаимосвязи проявления которых можно оценить эффективность воспитательного потенциала семьи. Структура воспитательного потенциала семьи как единства эмоционального, интеллектуального, действенно- практического компонентов и критерии, позволяющие выявлять степень проявления того или иного компонента, отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура воспитательного потенциала семьи
Структура воспитательного потенциала | Критерии и показатели |
Эмоциональный компонент | Благоприятный
морально-психологический Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми. Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации |
Интеллектуальный компонент | Знания по педагогике
и психологии. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Умение определять цели воспитания. Умение решать конфликтные ситуации. Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания. |
Действенно-практический компонент | Посещение родительских
лекториев и собраний в школе. Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания. Педагогическое самообразование родителей. Пример трудовой и общественной деятельности родителей. |