Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:49, реферат
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к развитию личности молодого человека совершенно новые требования: уметь ориентироваться в новых и часто неопределённых ситуациях, уметь самостоятельно принимать решения и определять свои цели, быть социально активным, т.е. быть творческой личностью. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по созданию психолого-педагогических условий развития творческой личности.
І. ВВЕДЕНИЕ
ІІ. Развитие творческого мышление – показатель профессиональных характеристик личности современного специалиста:
Мышление – целенаправленная деятельность.
Обучение – фактор развития творческого мышления.
Творческое мышление как разновидность мышления:
Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента;
«Умственные замки»;
Критерии творческой активности.
ІІІ.ВЫВОДЫ
Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим возникает проблема определения критериев творческой активности.
Опираясь на главные принципы, касающиеся будущей специальности студентов, можно утверждать, что критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.
Можно выделить пять критериев оценки творческой активности:
Первый показатель – улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами.
Второй показатель – уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счёт определённых приёмов и средств. Это даёт возможность студентам работать самостоятельно, глубже знакомиться с проблемами своей будущей специальности. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов.
Третий показатель – облегчение учебной деятельности студентов путём улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов.
Четвёртый показатель – удовлетворённость студентов учением. В результате удовлетворённости учением у студента создаётся установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию.
Пятый показатель – отношение студентов к учению и преподавателю. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение на другие занятия.
Все эти критерии образуют систему переменных, положительно коррелирующих между собой и влияющих друг на друга уровней учебных достижений студентов, зависящих от их удовлетворённости учёбой и отношения к ней. Чем выше удовлетворённость, тем прочнее знания, тем лучше относится студент к преподавателю, определённым видам деятельности и в конечном итоге – своей будущей профессии.
На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это собственно способность, учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.
Развитие творческого мышления будущих специалистов любого профиля является показателем успешной деятельности высшей школы. Оно имеет свои специфические особенности, способствующие его развитию: это и форма обучения, содержащая большой объем научно - исследовательской деятельности, индивидуальные исследовательские задания и работа в проблемных группах по различной тематике. Это и досуговые формы воспитательной и развивающей деятельности, участие в кружках и студиях творческой самодеятельности студенческой молодежи. Таким образом, развитие творческого мышления, это актуальность и необходимость для профессионального становления студента как будущего специалиста любого профиля направления и с другой стороны, это «форма поддержания» психологического здоровья.
Профессионалы – выпускники будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.
Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать самостоятельные, обдуманные и правильные решения.
Какие бы перемены не происходили в высшей школе, главная её проблема – подготовка специалистов, необходимых для общества, и вместе с тем удовлетворение потребностей молодёжи в образовании, духовном развитии, интеллектуальной профессионализации. Во все времена ценились люди, умеющие творчески, нестандартно подходить к любому делу, поэтому проблема формирования творчески активной личности была и остаётся актуальной.
В современной науке проблема формирования творческого мышления является одной из самых сложных и многоплановых. Причина невысокого уровня развития творческого мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того — порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель — самовыражение, раскрытие потенциальных возможностей и творческих способностей личности.
Главной ценностью образования, особенно высшего, должно стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни.
. Высокий
уровень развития творческого мышления
специалиста — важная психологическая
предпосылка наиболее рационального и
эффективного выполнения им профессиональных
обязанностей. Все это возможно, если специалист
стремится к оптимальным результатам,
устойчив к отрицательным впечатлениям
и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Нравственные
и физические нагрузки, нередко критичность
ситуаций современного труда усиливают
зависимость результатов умственной работы
специалиста, его творческого мышления
от чувств ответственности, долга, установок
на самостоятельность, полноты знаний,
навыков, умений.
ЛИТЕРАТУРА
1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва : Педагогика, 1991.
2. Гайфутдинова,
А. Р. Основы формирования творческой активности
студентов в процессе обучения иностранному
языку и критерии её оценки [Электронный
ресурс] http://www.fan-nauka.narod.ru/
3. Иванова
И.П. Развитие творческого
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: "Академия", 2001.
5. Фатеева С.А. Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза, Сибирский государственный технологический университет, 2006.
Информация о работе Развитие творческого мышления у специалистов